Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) На государевой службе.

2) Крестьянский «мир».

3) Посадские и «гости»

Типы уроков

Изучение нового материала

Ресурсы уроков

Учебник, § 9

Основные понятия и термины

«Служилое» и «тяглое» население. Жалованные грамоты. Община (мир). Заповедные лета. Крепостное право. Урочные лета. Холопы. Слободы. Посады

Основные даты

1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права

Персоналии

Иван III, Василий III, Иван IV

Домашнее задание

§ 9 учебника.

Мини-проекты

1. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

2. Проведите самостоятельное исследование, существуют ли в местности, где вы проживаете, памятники архитектуры, охраняемые государством. Есть ли среди них памятники XVI в.?

3. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Вспомните, что такое общество.

Какие исторические источники помогают учёным в исследовании древних обществ?

Как развивалось российское общество в XVI в.? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять, каковы были особенности общественного развития России XVI в.?

Почему многие проблемы социального развития до сих пор вызывают споры среди историков?

Определять существенные черты общества в определённый исторический период.

Определять алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя)

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, из каких слоёв, групп состояло население стран Западной Европы в Средние века.

О каких социальных группах населения России вы уже знаете? Кто такие «удельные князья»? Что такое «местничество»? Какова была роль местничества в системе управления государства?

За счёт каких доходов существовало Российское государство?

Применять ранее полученные знания.

Использовать понятия «общество», «государство» в новой учебной ситуации

Беседа

Содержательно-операционный

Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа.

Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.? Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»? Какие обязанности накладывала на человека государева служба?

Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным?

Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»?

Под руководством учителя проанализируйте текст исторических записок о России иностранца А. Поссевино (см. дополнительный материал к уроку «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады») на основе инсерт-технологии (см. дополнительный материал). Какова была власть российского «великого государя»? В чём вы видите её сходство с властью византийских правителей?

Изобразите схематически структуру российского общества в XVI в.

Определять особенности исторического объекта, явления.

Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

Давать определение понятию на основе выделенных существенных признаков.

Работать со словарём.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров.

Использовать сведения из исторических источников, словаря для выявления особенностей устройства российского общества XVI в.

Оценивать информационную значимость, полноту, достоверность разных видов исторических источников.

Представлять информацию в графическом виде (схема)

Беседа.

Работа с текстом, словарём

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Как формировалось сословное общество в России XVI в.? Какие факторы влияли на этот процесс? В чём состояли отличия от подобных процессов в Западной Европе?

Объясните смысл фразы: «Чей род любится — тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать? Существуют ли в наше время пережитки такого подхода?

Какое событие можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

Выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах? Способствовала ли такая система управления развитию России?

Соотносить известные признаки развития общества, государственности и примеры жизнедеятельности людей.

Сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя.

Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров

Беседа.

Дебаты

Дополнительный материал

На основе инсерт (insert)-технологии организовать работу с текстом А. Поссевино.

I — interactive: самоактивизирующая

N — noting: разметка

S — system: системы

E — effective: эффективного

R — reading: чтения

T — thinking: размышления

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

— если то, что вы читаете, уже вам знакомо — «v»;

— думали иначе — «–»;

— является для вас новым — «+»;

— непонятно, и вы хотели бы получить более подробные сведения — «?».

При определении достоверности текста пометки обозначают следующее:

— установленный, подтверждаемый другими источниками информации факт — «+»;

— факт или суждение, требующие проверки, — «?»;

— мифологические, недостоверные сведения — «-».


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога «Учитель в небольшом городе»

Смотрите также

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *