Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) На государевой службе. 2) Крестьянский «мир». 3) Посадские и «гости» |
Типы уроков |
Изучение нового материала |
Ресурсы уроков |
Учебник, § 9 |
Основные понятия и термины |
«Служилое» и «тяглое» население. Жалованные грамоты. Община (мир). Заповедные лета. Крепостное право. Урочные лета. Холопы. Слободы. Посады |
Основные даты |
1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права |
Персоналии |
Иван III, Василий III, Иван IV |
Домашнее задание |
§ 9 учебника. Мини-проекты 1. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». 2. Проведите самостоятельное исследование, существуют ли в местности, где вы проживаете, памятники архитектуры, охраняемые государством. Есть ли среди них памятники XVI в.? 3. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Вспомните, что такое общество. Какие исторические источники помогают учёным в исследовании древних обществ? Как развивалось российское общество в XVI в.? На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять, каковы были особенности общественного развития России XVI в.? Почему многие проблемы социального развития до сих пор вызывают споры среди историков? |
Определять существенные черты общества в определённый исторический период. Определять алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя) |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Вспомните, из каких слоёв, групп состояло население стран Западной Европы в Средние века. О каких социальных группах населения России вы уже знаете? Кто такие «удельные князья»? Что такое «местничество»? Какова была роль местничества в системе управления государства? За счёт каких доходов существовало Российское государство? |
Применять ранее полученные знания. Использовать понятия «общество», «государство» в новой учебной ситуации |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа. Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.? Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю. Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»? Какие обязанности накладывала на человека государева служба? Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным? Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»? Под руководством учителя проанализируйте текст исторических записок о России иностранца А. Поссевино (см. дополнительный материал к уроку «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады») на основе инсерт-технологии (см. дополнительный материал). Какова была власть российского «великого государя»? В чём вы видите её сходство с властью византийских правителей? Изобразите схематически структуру российского общества в XVI в. |
Определять особенности исторического объекта, явления. Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений. Давать определение понятию на основе выделенных существенных признаков. Работать со словарём. Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров. Использовать сведения из исторических источников, словаря для выявления особенностей устройства российского общества XVI в. Оценивать информационную значимость, полноту, достоверность разных видов исторических источников. Представлять информацию в графическом виде (схема) |
Беседа. Работа с текстом, словарём |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Как формировалось сословное общество в России XVI в.? Какие факторы влияли на этот процесс? В чём состояли отличия от подобных процессов в Западной Европе? Объясните смысл фразы: «Чей род любится — тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать? Существуют ли в наше время пережитки такого подхода? Какое событие можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения. Выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах? Способствовала ли такая система управления развитию России? |
Соотносить известные признаки развития общества, государственности и примеры жизнедеятельности людей. Сравнивать явления и процессы, излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя. Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме. Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров |
Беседа. Дебаты |
Дополнительный материал
На основе инсерт (insert)-технологии организовать работу с текстом А. Поссевино.
I — interactive: самоактивизирующая
N — noting: разметка
S — system: системы
E — effective: эффективного
R — reading: чтения
T — thinking: размышления
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
— если то, что вы читаете, уже вам знакомо — «v»;
— думали иначе — «–»;
— является для вас новым — «+»;
— непонятно, и вы хотели бы получить более подробные сведения — «?».
При определении достоверности текста пометки обозначают следующее:
— установленный, подтверждаемый другими источниками информации факт — «+»;
— факт или суждение, требующие проверки, — «?»;
— мифологические, недостоверные сведения — «-».
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.