Опричнина
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Падение Избранной рады. 2) Расправа царя с приближёнными. 3) Опричнина и опричники. 4) Поход на Новгород и Псков. Борьба с Крымом. Итоги опричнины. 5) Итоги царствования Ивана IV |
Типы уроков |
Комбинированный. Дискуссия |
Ресурсы уроков |
Учебник, § 10. Карта |
Основные понятия и термины |
Террор. Земщина. Опричнина. Опричники |
Основные даты |
1572 г. — бой у деревни Молоди. 1565-1572 гг. — опричнина |
Персоналии |
Иван IV. Филипп Колычев. Малюта Скуратов |
Домашнее задание |
§ 10 учебника. Мини-проекты Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны? |
Применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре. Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период? Чем вам запомнилась деятельность Ивана IV в начале его правления? Заполните схему «Управление Русским государством в конце XVI в.» (см. дополнительный материал). Какие права и привилегии имели бояре? |
Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Сравнивать системы управления разных государств. Заполнять схему, давать описание её элементов и взаимосвязей (под руководством учителя) |
Беседа. Работа со схемой |
Содержательно-операционный |
Объясните термин «опричнина». Сравните с определением, данным в словаре. Какова судьба проведённых Избранной радой реформ? В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя? Как сложились судьбы членов Избранной рады? Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины. Предположите, как относились к проводимой политике разные социальные группы населения России? Прочтите п. 4 параграфа. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана? На основе имеющихся знаний, текста учебника (п. 5) и анализа фрагментов труда В. О. Ключевского «Курс русской истории» (см. рубрику «Изучаем документ») ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую даёт автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В. О. Ключевский оценивает деятельность Ивана IV? Можно ли считать его позицию объективной? Объясните свои выводы |
Определять происхождение термина, понятие. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы. Моделировать возможное отношение различных групп к тем или иным историческим явлениям. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов. Определять позицию авторов исторических источников. Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия |
Работа с картой, текстом, словарём. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III. Каково значение опричнины в истории России? Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным? *Примите участие в дебатах: «Иван IV — выдающийся государственный деятель России». Приведите доводы за и против данного суждения. *Историки, публицисты высказывают разные точки зрения о причинах, характере и последствиях опричнины. Познакомьтесь с их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией (литература, Интернет) и примите участие в дискуссии. При выполнении каких заданий вам потребовалась помощь учителя (товарища)? Что вызвало затруднения? |
Определять основные направления деятельности и итоги правления. Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей. Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Участвовать в дискуссии (дебатах). Аргументировать точку зрения с помощью примеров. Перечислять различные толкования, исторические версии с опорой на дополнительные сведения. Участвовать в дискуссии «Иван Грозный в оценках современников и потомков». Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности |
Беседа. Дискуссия (дебаты). Работа с текстом |
Дополнительный материал
Заполните пропуски в схеме
«Управление Русским государством в конце XVI в.»
1 — Царь; 2 — Боярская дума; 3 — Земский собор; 4 — приказы; 5 — воеводы; 6 — губные старосты и другие избираемые представители населения.
Схема «Итоги опричнины»
Итоги опричнины |
|
Политические |
Социально-экономические |
1. Утверждение режима личной власти царя: — ослабление влияния титулованного московского боярства, состоявшего из удельных суздальских, ярославских, ростовских, стародубских княжеских фамилий; — установление верховенства государства над церковью. 2. Ликвидация пережитков удельной системы: последнее удельное княжество перестало существовать |
1. Ухудшение экономического и социального развития страны (бегство населения, запустение многих территорий). 2. Продолжение процесса государственного закрепощения крестьян (1581 г. — указ Ивана IV о «заповедных летах». Впервые временно отменяется право Юрьева дня). 3. Складывание предпосылок гражданской войны начала XVII в. |
Переписка Ивана IV и Андрея Курбского
В переписке Ивана Грозного с князем Андреем Курбским обсуждался вопрос: каким быть государству? Послания Грозного и Курбского затрагивали самые актуальные проблемы времени, связанные с характером государственного управления, ролью и местом в этом управлении царя, бояр и служилого дворянства. Проблема привилегии власти и прав подданных — главное в полемике. Князь полагал, что все беды государства от того, что царь правит самовластно, не советуясь с умными и опытными людьми. Иван Грозный, напротив, считал основой государства сильную и неограниченную власть царя, который должен быть волен распоряжаться и жизнью, и смертью всех своих подданных.
С чьей точкой зрения вы бы согласились? Почему?
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ ИЗ ЛИТВЫ
Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвёл на меня! А всех причинённых тобой различных бед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем ещё объята душа моя. Но обо всём вместе скажу: всего лишён был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал ты мне злом за добро моё и за любовь мою непримиримой ненавистью…
И не надейся, что буду я молчать обо всём: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя…
Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своём, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно лёгкой победой похваляясь: казнённые тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении…
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. — Л., 1979. — С. 119-120.
ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО КУРБСКОМУ
<…> Самодержавство Российского царства началось по божьему изволению от великого царя Владимира, просветившего Русскую землю святым крещением, и великого царя Владимира Мономаха… Зачем ты, о князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Чем ты заменишь её в день Страшного суда? <…>
Всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же — милосердие и кротость, злым же — жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло — бойся, ибо царь не напрасно меч носит — для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но ещё сильнее разжёг? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты ещё больше посеял плевел. <…>
Как может цвести дерево, если у него высохли корни? Так и здесь: пока в царстве не будет должного порядка, откуда возьмётся военная храбрость? Если предводитель не укрепляет постоянно войско, то скорее он будет побеждённым, чем победителем. Ты же, всё это презрев, одну храбрость хвалишь; а на чём храбрость основывается — это для тебя неважно; ты, оказывается, не только не укрепляешь храбрость, но сам её подрываешь. И выходит, что ты — ничтожество; в доме ты — изменник, а в военных делах ничего не понимаешь, если хочешь укрепить храбрость в самовольстве и в междоусобных бранях, а это невозможно…
Ничем я не горжусь и не хвастаюсь и ни о какой гордости не помышляю, ибо я исполняю свой царский долг и не делаю того, что выше моих сил. Скорее это вы надуваетесь от гордости, ибо, будучи рабами, присваиваете себе святительский и царский сан, поучая, запрещая и повелевая…
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. — Л., 1979. — С. 122-144.
Дискуссия «Иван Грозный в оценках современников и потомков»
С помощью дополнительной литературы и Интернета подберите высказывания историков и публицистов об Иване Грозном и результатах его правления. Проведите в классе обсуждение этих высказываний.
Как вы можете объяснить возникновение версии о «двух Иванах Грозных» (первой и второй половины правления)?
Почему оценки этого исторического деятеля противоречивы и в наше время?
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.