Внешняя политика России во второй половине XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Основные задачи внешней политики Российского государства во второй половине XVI в.

2) Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Присоединение Поволжья к России.

3) Россия и Кавказ.

4) Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией.

5) Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

6) Россия и Западная Европа в середине XVI в.

7) Ливонская война, её итоги

Типы уроков

Изучение нового материала

Ресурсы уроков

Учебник, § 7-8. Карты «Российское государство во второй половине XVI в.», «Ливонская война (1558-1583)»

Основные понятия и термины

Засечная черта. Острог. Ясак

Основные даты

1552 г. — осада и взятие Казани.

1556 г. — присоединение Астраханского ханства к России.

1571 г. — набег Девлет-Гирея.

1572 г. — битва при Молодях.

1581-1585 гг. — поход Ермака Тимофеевича.

1558-1583 гг. — Ливонская война

Персоналии

Иван IV. Ермак. Едигер. Девлет-Гирей. Кучум. Иван Выродков. Осип Непей. Стефан Баторий

Домашнее задание

§ 7-8 учебника.

*Мини-проекты

1. Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

2. Используя дополнительную литературу и Интернет, подготовьте рассказ о военном искусстве и героизме участников событий второй половины XVI в.

3. Задание 7 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»


 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны? Какими способами можно было их решать?

Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь?

Формулировать познавательную проблему и планировать способы её решения (под руководством учителя)

Беседа.

Работа с картой

Ориентационный (актуализации/повторения)

С помощью карты назовите народы, населявшие в XVI в. территорию современной России.

Приведите из всеобщей истории примеры расширения государств. Какими путями это могло происходить?

Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело расширение его территории, укрепление рубежей?

Находить на карте изучаемые объекты.

Применять ранее полученные знания.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Пользуясь текстом параграфа, составьте план рассказа о походе русских войск под предводительством Ивана IV на Казань.

Используя план, карту, отрывок из Александро-Невской летописи (см. рубрику «Изучаем документ»), иллюстрации и дополнительный материал из Интернета, составьте рассказ о взятии Казани в 1572 г. Какие источники информации оказались для вас наиболее информативными, какие — интересными?

Найдите на карте России остроги и города, появившиеся в XVI в.

Покажите на карте территорию России до и после окончания Ливонской войны. Почему именно Польша и Литва стали союзниками Ливонского ордена в борьбе с Россией? Расскажите об обороне Пскова в ходе Ливонской войны русскими войсками.

Сравните причины и итоги военных действий России против «татарских царств» и Ливонского ордена. Выделите среди них схожие и различные

Составлять план рассказа.

Использовать в рассказе сведения, представленные в разных знаковых системах (текст, карта, схема, визуальный ряд).

Употреблять эмоционально-окрашенные атрибуты речи. Выражать собственное отношение при оценке поступков людей.

Оценивать информационную значимость разных видов исторических источников.

Находить на карте изучаемые объекты, делать выводы на основе сравнения.

Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение.

Сравнивать причины и итоги исторических событий, выделяя общее и различное

Работа с разными знаковыми системами (текст, карта, схема визуальный ряд).

Рассказ.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

В ХVI в. в состав России в ходе войн и добровольного присоединения вошли многие народы (см. карту). Как присоединение к России многих народов повлияло на их хозяйственное и культурное развитие? Что потеряли и что приобрели представители различных слоёв общества этих народов? Назовите последствия взаимовлияния народов, культур и цивилизаций для развития Российского государства.

Нанесите на контурные карты события, связанные с Ливонской войной. Опишите ход войны. Определите её итоги.

Какое влияние на ход Ливонской войны имело объединение Польши и Литвы в единое государство — Речь Посполитую?

В царствование Ивана IV Россия расширила свою территорию и укрепила международное положение. Приведите аргументы в подтверждение и опровержение этого вывода.

Напишите сочинение «Рождение Российского многонационального государства». Подберите иллюстрации (по желанию). Подготовьте сборник творческих работ, разместите его в Интернете

Понимать, что Российское государство складывалось на многонациональной основе.

Определять причинно-следственные связи исторических процессов.

Аргументировать выводы и суждения.

Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий.

Определять причинно-следственные связи.

Приводить аргументы за и против сделанного вывода.

В художественной форме излагать результаты познавательной деятельности по теме урока.

Оценивать и публично представлять результаты проектной и познавательной деятельности

Беседа.

Сочинение

Дополнительный материал

Иван Выродков — первый известный русский военный инженер, дьяк. В 1551 г. руководил строительством крепости Свияжск на берегу реки Свияги. Крепостные стены, башни, прочие оборонительные и хозяйственные постройки были собраны под Угличем, а затем сплавлялись по Волге к месту строительства. На постройку крепости ушло более 20 тыс. кубометров леса, около 30 тыс. кубометров земли. Эта деревянная крепость, ставшая главным опорным пунктом для взятия Казани русскими войсками, была возведена всего за 28 дней. Крепость стала опорой дальнейшему продвижению русских войск в глубь Казанских земель. Впоследствии Иван Выродков руководил операциями по осаде самого города, из заготовленных деталей соорудив за одну ночь 13-метровую осадную башню. В 1552 г. принимал участие в осаде Казани.

Казнён в период опричнины. От рук опричников также погибли его дети, многие родственники.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.