Россия в конце XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Внутренняя политика Фёдора Ивановича.

2) Учреждение патриаршества.

3) Внешняя политика Фёдора Ивановича.

4) Пресечение династии Рюриковичей.

5) Царь Борис Годунов.

6) Торговые и культурные связи России со странами Западной Европы.

Типы уроков

Изучение нового материала.

Ресурсы уроков

Учебник, § 11.

Основные понятия и термины

Урочные лета. Автокефальная церковь. Патриаршество.

Основные даты

1584-1598 гг. — правление Фёдора Ивановича.

1589 г. — учреждение патриаршества.

1597 г. — указ об «урочных летах».

1598-1605 гг. — правление Бориса Годунова.

Персоналии

Царь Фёдор Иванович. Борис Годунов.

Домашнее задание

§ 11 учебника.

*Мини-проект

Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Определите, какие изменения произошли в России к концу XVI в. (используйте карту). В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV?

Какие задачи, на ваш взгляд, по укреплению государства стояли перед правителями страны в конце XVI в.? Что могло препятствовать решению таких важнейших задач?

Определять существенные черты государственного устройства России.

Применять ранее полученные знания.

Формулировать познавательную задачу по теме урока.

Работа с картой.

Беседа.

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, как осуществлялось управление в государствах Западной Европы в XVI в. Как происходило управление Церковью?

Какова была система управления в России при Иване IV (см. схему, составленную ранее)? Какая династия правила в России к концу XVI в. и сколько столетий она правила?

Сравнивать системы управления разных государств.

Актуализировать знания в историческом контексте.

Беседа.

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1 параграфа. Перечислите основные внутриполитические и внешнеполитические действия царя Фёдора Ивановича. Используйте карту.

Прочитайте фрагмент указа об «урочных летах» (см. рубрику «Изучаем документ»). Как вы оцениваете этот указ? Какие категории жителей России обладали правом иметь крестьян? Если крестьянин сбежал от хозяина в 1591 г., подлежал ли он сыску? Как изменилось положение крестьянства?

Что такое патриаршество? Какое значение имело его учреждение для развития Российского государства? В чём суть «угличского дела»? Как вы думаете, кому была выгодна смерть царевича Дмитрия? *Найдите в дополнительных источниках информации разные версии гибели царевича Дмитрия. Обсудите их в классе.

Что, на ваш взгляд, должен был предпринять Борис Годунов, чтобы укрепить своё положение на троне? Каковы итоги его деятельности?

*Какой образ царя Бориса рисуют писатели А. С. Пушкин, А. К. Толстой и др.? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Годунова?

Определять последствия деятельности правителя.

Объяснять смысл используемых в документе терминов и понятий. Использовать приёмы характеристики исторических явлений.

Участвовать в обсуждении вопроса о государственных мерах.

Различать достоверную и вымышленную информацию.

Анализировать мотивы и поступки людей, давать им оценку (с помощью учителя).

Высказывать собственные суждения с опорой на исторические реалии (с помощью учителя).

Работа с текстом учебника, художественного произведения, с историческим источником, картой.

Беседа.

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную? Что означает поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»?

Чем грозило государству пресечение правящей династии?

Составьте характеристику Бориса Годунова, выделив основные направления и результаты его деятельности.

Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем? Какое значение вы вкладываете в понятие «мудрый правитель»?

*Мини-проект

Составьте тезисный план и подготовьте презентацию или видеоряд об итогах правления Бориса Годунова: «Не страхом я — любовию хочу держать людей…» (А. К. Толстой). Представьте результаты в классе.

Выберите самый интересный проект и успешную его защиту, обоснуйте своё решение.

Излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя.

Давать характеристику деятельности правителя.

Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему. Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д.

Рецензировать полноту, правильность, логику, обоснованность проектов, использование дополнительных источников информации.

Беседа.

Презентация.

Дополнительный материал

Высказывания о Борисе Годунове

Конрад Бусов (наёмник, уроженец Германии, оставил записки под названием «Московская хроника 1584-1613 гг.».):

«Этот самый Борис Фёдорович Годунов исполнял свои обязанности столь разумно и ревностно, что почти все дивились и говорили, что на всей Руси нет равного ему по разумности, поскольку он многие неисправные дела привёл в полный порядок, многие злоупотребления пересёк, многим вдовам и сиротам помог добиться справедливости».

Исаак Масса (голландский торговец, путешественник, автор «Краткого известия о Московии в начале XVII века»):

«Он был весьма милостив к иноземцам, и у него была сильная память, и хотя он не умел ни читать, ни писать, тем не менее, знал всё лучше тех, которые много писали… За время своего правления он украсил Москву, а также издал многие добрые законы и привилегии… Одним словом, он был искусен в управлении и любил возводить постройки… но он больше верил священникам и монахам, нежели своим самым преданным боярам, также слишком доверял льстецам и наушникам, и допустил совратить себя и сделался тираном, и повелел извести все знатнейшие роды…»

Историк В. Н. Татищев считал, что Борис Годунов проявил себя как коварный человек и все его действия были «во вред и к разорению государства».

Л. Н. Гумилёв, историк XX в.:

«Борис Годунов происходил из татар, но его предки вышли из Орды ещё при Иване Калите, то есть за 200 лет до его рождения, и, конечно, его происхождение не могло иметь решающего значения. «Вчерашний раб» принадлежал крупному боярскому роду и сам был окольничим при Иване Грозном. Окольничий — второй по старшинству чин после боярина. Так называли доверенных людей, находившихся около царя, его советников. Борис Годунов был умный человек, прекрасный волевой администратор, именно поэтому он выдвинулся при Иване Грозном, а после его смерти возглавил правительство, чему способствовал тот факт, что сестра Бориса была замужем за сыном Ивана — царём Фёдором, который по собственной воле передал бразды правления в руки шурина».

Гумилёв считал Годунова «настоящим реформатором и по-своему справедливым, хотя и крутым человеком: он хотел, чтобы всем было одинаково плохо. Конечно, порядок, установленный Годуновым, был лишён тех крайностей и злодеяний, которые происходили при Иване Грозном. Но режим во время его царствования, которое официально началось в 1598 году, после смерти Фёдора, вполне можно назвать полицейским. Этот режим оказался довольно тяжёл для всего населения страны. Никто не чувствовал себя ни на одну минуту в безопасности: знакомые, слуги, родственники всегда могли донести, и последствия этого могли быть самые печальные. Правда, казни применялись мало, «воров» в основном отправляли в ссылку…»

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.