Человек в группе

Урок обществознания в 6 классе

Цели и задачи: познакомить учащихся с причинами образования групп и законами их существования; характеризовать виды групп, санкции, действующие в группе; исследовать черты лидера.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать виды и законы различных групп; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек, группа, лидер, ритуал, санкции) для раскрытия сущности положения человека в группе; выделять различные виды групп; исследовать роли человека в группе, причины и следствия санкций поощрения и наказания в группе; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы познания; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде схемы; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: осознание того, с какой группой тебе по пути; высказывать свое мнение о проявлении настоящего и ложного лидерства; формирование навыков анализа.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто ее пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду, и все имели безобразные шеи.

Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тонкая. Пришелец совершенно растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите — вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! А вы смеетесь над моей худой шеей!»

Женщины еще сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в своем уродстве было невозможно.

Вопрос к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

(Ответы учеников.)

Проверим знания по теме прошлых уроков «Межличностные отношения» с помощью тестирования.

Вариант 1

А1. Позитивные чувства в отношениях между людьми чаще всего вызывают:

1) антипатию; 2) негатив; 3) симпатию; 4) отрицание.

А2. Наиболее распространенный вид межличностных отношений:

1) дружба; 2) знакомство; 3) приятельство; 4) товарищество.

A3. Из двух суждений о стереотипах в межличностных отношениях: а) стереотипы дают упрощенное или обобщенное представление о человеке или группе; б) попав в плен стереотипа, легко заблудиться:

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. Из двух суждений об антипатии: а) обычно антипатия — следствие отрицательных чувств; б) антипатия противоположна симпатии:

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

В1. Дополните схему.

С1. Межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей тем, что носят обоюдный характер. Приведите три примера этой особенности.

Вариант 2

А1. Под межличностными отношениями понимают особую связь человека:

1) с животными; 2) с техникой; 3) с окружающими людьми; 4) с природой.

А2. Самым высоким уровнем межличностных отношений является:

1) знакомство; 2) приятельство; 3) дружба; 4) товарищество.

A3. Из двух суждений: а) симпатия — внутреннее расположение, привлекательность; б) человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами:

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

А4. Из двух суждений: а) личные отношения ограничены заданными формальными правилами; б) официальные отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей:

1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

В1. Установите соответствие между видами отношений и их

примерами. К каждой позиции, приведенной в первом столбце, подберите соответствующий пример из второго столбца.

Вил отношений

Пример

А. Личные

Б. Официальные

1. Отношения директора и учителя

2. Отношения между двумя братьями

3. Разговор друзей на улице

4. Обращение адвоката к судье

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

 

 

С1. Назовите виды межличностных отношений. Дайте характеристику одного из видов.

Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» нас. 58 учебника.

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Человек в группе».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Какие бывают группы.

2. Группы, которые мы выбираем.

3. Кто может быть лидером.

4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает.

5. О поощрениях и наказаниях.

6. С какой группой тебе по пути.

Проблемные вопросы уроков

— Почему люди объединяются в группы?

— Что дает человеку группа?

III. Введение в новый материал

Вы являетесь частью одной малой группы — класса. Как вы чувствуете себя в данной группе? Кто и как влияет на вас? Об этом и пойдет речь на наших уроках.

IV. Работа по теме уроков

1. Какие бывают группы

Тема, которую мы сейчас будем рассматривать, очень актуальна для вас. Как важно, проснувшись рано утром, вспомнить, что очень скоро вас ожидает встреча с теми, кто вам близок и интересен. Тогда и настроение бодрое, и хочется с удовольствием выполнять все, что необходимо. И наоборот…

Задание: прочитайте п. 1 § 7 на с. 58-59 учебника, назовите группы, в которые входите вы, ваши родные, знакомые.

(Во время выполнения задания составляется схема.)

— Скажите, а может ли человек жить вне общества?

(Ответы учеников.)

2. Группы, которые мы выбираем

— Как же мы попадаем в группы?

Задание: работая с п. 2 § 7 на с. 59-60 учебника, определите пути формирования групп, охарактеризуйте этот процесс. Работу оформите наглядно, в виде схемы.

(Во время выполнения задания составляется схема.)

Проблемное задание. Представьте, что мы находимся на заседании дискуссионного клуба на тему «Человек в группе». В ходе обсуждения проблемы определились два подхода: 1) группа подавляет личность и способности человека; 2) только в группе человек проявляет свои способности и таланты. Вам необходимо присоединиться к той или иной группе в зависимости от вашего мнения. Свою позицию аргументируйте.

(Во время выполнения задания на доске записываются аргументы «за» и «против».)

Задание: ответьте на вопросы на с. 60 учебника, заполните таблицу.

Чему научила группа

Чему я научил(а) группу

 

 

(Проверка выполнения задания.)

3. Кто может быть лидером

Как часто мы слышим следующее выражение: «Он прирожденный лидер». А что подразумевают люди под этими словами? Какие они, лидеры? Все ли могут ими стать? Быть лидером — это хорошо или плохо? Наверняка вы задумывались над этими вопросами. Попробуем вместе найти ответы на них.

— Какие ассоциации возникают у вас при слове «лидер»?

(Ответы учеников.)

Лидер (от англ. leader- ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием на остальных членов группы.

Группа признает за ним право принимать ответственные (управленческие) решения в значимых для нее ситуациях. Лидер — это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Сегодня слово лидер получило несколько толкований. Познакомьтесь со схемой. (Можно предложить прокомментировать ее.)

(Проверка выполнения задания.)

Таким образом, в наше время понятия «лидер» и «успех» стали синонимами. Любой человек, решивший начать свой путь к успеху, просто обязан превратиться в лидера для самого себя в начале этого пути. Без этого любое его начинание будет заканчиваться неудачей. Если человек не способен мотивировать себя, не может самому себе поставить задачи и начать предпринимать действия для их выполнения, то как он будет требовать этого от других людей?

В разных группах у человека может быть различное положение. Например, в классе подросток занимает незаметное место, а вот в спортивной секции он достиг выдающихся результатов, заслужив звание лидера.

Задание: работая с п. 3 § 7 учебника, познакомьтесь с примерами лидерства и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы.

— Почему человек в разных группах играет различные роли?

— Как вы думаете, почему тихий паренек стал лидером в классе?

— Можно ли считать сильного парня лидером? Почему?

— Можно ли считать лидером старательного ученика? Почему?

— Какие качества личности вам представляются самыми важными?

(Проверка выполнения задания.)

Английский писатель Норткот Паркинсон утверждает, что существует шесть основных элементов лидерства, которые можно приобрести или развить в себе учебой и практикой.

Вопрос к классу

— Все ли перечисленные качества вам представляются необходимыми для лидерства? Свой ответ аргументируйте.

(Ответы учеников.)

К данному списку можно прибавить еще множество качеств, но есть по крайней мере два важных качества — умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Лидерство — явление сложное и неоднозначное. Лидер всегда обладает властью, а власть, как говорят, портит людей. Властолюбивый лидер в зависимой группе может превратиться в тирана. Он может вести коллектив как к высоким, так к низким целям.

Быть лидером сложно. Коллектив требователен к лидеру. Лидерство — это большая ответственность. В то же время роль лидера многому учит человека, обогащает его эмоционально и нравственно, развивает деловые качества.

Функции лидеров могут быть разными.

— Изучите данные таблицы.

Тип лидера

Сущность

Эмоциональный лидер

Играет основную роль в межличностных отношениях, от которых зависит психологический климат в классе, преобладающий тип взаимоотношений одноклассников, принятые нравственные ценности. Чаще всего не испытывает потребности в управлении классом

Деловой лидер

Играет главную роль в решении поставленных перед классом задач — учебных, трудовых, спортивных, творческих. Стремится к достижению цели, не считаясь с чувствами и настроениями членов группы, он легко может вызвать конфликт. Испытывает потребность в управлении классом

Абсолютный лидер

Ученик, который успешен во всех областях жизни класса

Вопрос к классу

— Кто и как создает лидера в классном коллективе? Свой ответ обоснуйте.

(Ответы учеников.)

Итак, мы пришли к выводу, что лидера создают коллектив и совместные дела.

— А о чем говорит факт отсутствия лидера в классе?

(Ответы учеников.)

Сегодня ученые отвергают положение о том, что лидерство — это качество, которое или есть от рождения, или его нет вообще. Они утверждают, что искусству быть лидером можно научиться.

4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает

В любой сложившейся группе существуют определенные правила.

— Как вы думаете, почему?

— В чем это внешне может проявляться?

(Ответы учеников.)

Правила, по которым живет группа, называются групповые нормы. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии. Человек живет по законам группы.

— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Отрывок из повести М. Горького «Старуха Изергиль»

Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна <…> Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пушенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но — не нашли ее. <…> Через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там. как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся, в последний раз, высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них…

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. Он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого.

О!., тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали: «Ему нет места среди нас! Пусть идет, куда хочет».

Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, — к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.

Всех, кто видел это, оковал страх, — впервые при них так убивали женщину. И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, — не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же — слишком просто и не удовлетворит их.

И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления… Хотели разорвать его лошадьми — и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много — и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. <…> И вот один мудрец сказал, подумав долго: «Спросим его, почему он сделал это?» Спросили его об этом. Он сказал: «Я убил ее потому, мне кажется, — что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее». «Но она не твоя!» — сказали ему. <…> Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. <…>

— Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с Небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком… А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов.

Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко: «Не троньте его! Он хочет умереть!» <…> И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы. «Он не может умереть!» — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его.

Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. <…> Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!

Вопросы к классу

— А можно ли пренебречь законами группы?

— Какие последствия наступят в этом случае?

(Ответы учеников.)

5. О поощрениях и наказаниях

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Человек тоже нуждается в стимулах. Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности являются наиболее известными и популярными в истории человечества.

Задание: прочитайте п. 5 § 7 на с. 62-63 учебника и, разделившись на две группы, дайте характеристику поощрений (первая группа) и наказаний (вторая группа), подтвердив их примерами.

(Во время выполнения задания составляется схема.)

Проведем эксперимент. (Выбираются семь участников по желанию.) Классу демонстрируется портрет пожилого афроамериканца. Первый добросовестно описывает этот портрет самостоятельно. Шесть других зачитывают полученный текст: «Перед нами человек среднего возраста, с ярко голубыми глазами, прямым носом, красиво очерченными губами. Это человек, имеющий серьезный жизненный опыт, переживший немало на своем веку. Но он остается вечно молодым, так как глаза его блестят задором и молодостью». Смысл эксперимента: проверка испытуемого на изменение своего мнения под влиянием давления со стороны других членов группы.

Итак, сейчас мы увидели с вами на практике проявление особой формы поведения в ответ на групповое давление, а именно подчинение группе.

Вопрос к классу

— Это хорошо или плохо? Позицию обоснуйте.

(После ответов учеников составляется схема.)

Творческое задание. Представьте, что вы попали на собрание группы. Разделитесь на три команды, каждая будет выполнять роль определенного члена группы.

Первая группа соглашается с мнением группы и изменяет свое поведение в направлении группового давления;

вторая группа оказывает сопротивление давлению группы, думает и действует вопреки ей;

третья группа — самоопределяющаяся личность (избирательно реагирует на воздействие группы, соглашаясь с ее мнением или не принимая его в зависимости от конкретной ситуации).

Вопросы к классу

— Расскажите о своих отношениях в группе.

— Кто из подростков, скорее всего, попадет под влияние группы? Не сможет ей противостоять?

(Ответы учеников.)

Таким образом, на отношения в группе влияет степень самооценки. Мы готовы согласиться с теми, кто: 1) близок нам по взглядам; 2) для нас является авторитетом; 3) воплощает власть.

6. С какой группой тебе по пути

С какой же группой вам по пути? Ответим на этот вопрос, выполнив следующее задание.

Проблемное задание. Класс делится на две группы. Прочитав п. 6 § 7 учебника на с. 64-65 необходимо составить вопросы, на которые можно знать только однозначный ответ («да» или «нет»). Вопросы могут быть следующими.

— Может ли человек являться членом нескольких групп?

— Группы живут по особым правилам?

— Группа вбирает в себя силу всех людей, которые в нее входят?

— Человек, находясь в группе, не несет ответственности за собственное поведение?

— Групповые действия облегчают вину человека?

— Будут ли настоящие друзья настаивать на том, что может повредить твоему здоровью?

— Бывают ли случаи, когда человек, входя в определенную группу, считает представителей других групп хуже себя?

(Команды задают вопросы друг другу.)

Авторы учебника утверждают: «Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека».

— Согласны ли вы с этим утверждением?

— Почему?

(Ответы учеников.)

Задание: изучив текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 65-66 учебника, ответьте на вопросы.

— О ком вы узнали?

— Какое отношение имеет данный герой к теме уроков?

V. Рефлексия

Упражнение «Мишень настроения». С помощью этого упражнения мы выразим свое настроение. День — это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (прикрепляется) кружок (попадание) в одну из цветовых зон, обозначенных на плакате (листе ватмана), — красная, желтая, синяя, зеленая, фиолетовая, коричневая, серая и черная.

  1. VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

1. Задание 3 рубрики «Проверим себя» на с. 66 учебника.

2. Задание 2 рубрики «В классе и дома» на с. 66 учебника.

3. Задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 66 учебника.

Домашнее задание

1. Прочитать § 7 учебника.

2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 6 учебника (задание 2, 3 или 4).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.