Межличностные отношения

Урок обществознания в 6 классе

Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат {межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.

— Вот видите, — воскликнул мулла, — мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», он, показав два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».

Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросили его об этом.

— Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, — ответил пастух.

Вопрос к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

(Ответы учеников.)

Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Вспомним» на с. 50 учебника.

Тема уроков: «Межличностные отношения».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

1. Какие отношения называются межличностными.

2. Чувства — основа межличностных отношений.

3. Виды межличностных отношений.

Проблемный вопрос уроков

— Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?

III. Введение в новый материал

Люди — существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.

— Как правильно это делать?

— Что надо знать и учитывать в этом процессе? Обсудим ответы на эти вопросы.

IV. Работа по теме уроков

1. Какие отношения называются межличностными

Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебный класс, компания, бригада и т. п.) отношение к данному человеку. Так развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):

— взаимодействие — согласованность действий;

— взаимопонимание — понимание на основе взаимности, понимание друг друга;

— взаимовосприятие — восприятие людьми друг друга в процессе коммуникации.

Задание: прочитайте п. 1 § 6 на с. 50-51 учебника, изучите представленную схему и прокомментируйте ее.

(Проверка выполнения задания.)

2. Чувства — основа межличностных отношений

Особенность межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний (от лат. emovere — потрясаю).

Давайте разберем некоторые аспекты межличностных отношений, чтобы вы смогли понять, как они влияют на вашу жизнь.

Задание: прочитайте п. 2 § 6 на с. 51-52 учебника, разделившись на две группы, обсудите чувства, которые способствуют развитию межличностных отношений {первая группа) и препятствуют развитию межличностных отношений {вторая группа).

(Во время выполнения задания составляется схема.)

Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Так, благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Часто бывает трудно объяснить чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, однако, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту причину. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.

— Какие люди вызывают у вас симпатию?

— Всегда ли впоследствии они оправдывают это чувство?

(Ответы учеников.)

Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.

— Какие люди вызывают у вас антипатию?

— Всегда ли ваши чувства оправданны?

(Ответы учеников.)

Итак, мы выяснили, что человек, вызывающий у вас антипатию, на ваших глазах, возможно, совершил поступок, противоречащий вашим моральным устоям. Или ваши вкусы диаметрально противоположны… Или он просто не похож на вас… Причин может быть много.

Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.

Б. Окуджава написал следующие строчки:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты —

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более что жизнь короткая такая.

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этих слов?

— Чему они нас учат?

(Ответы учеников.)

— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Все яблоки красные

Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он занес Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» — спросила Элли. «Помидор» — ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился: «Лимон», и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше и увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню, как тебя зовут», — сказала Элли. «Банан», — ответил фрукт. Элли пошла дальше. Она увидела красный шар, который свисал с дерева. «Эй, помидор, давай поболтаем», — сказала Элли. «Я не помидор, я яблоко», — прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты помидор, и нечего меня обманывать». Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.

Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась в поле, кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие», — шептали они. «Нашли дурочку! Вы желтые — значит, кислые», — ответила Элли сладким дыням (а это были именно они). Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу», — сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.

Вопросы к классу

— В чем была ошибка Элли?

— Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?

— От этого она выиграла или проиграла? А фрукты?

(Ответы учеников.)

Можно сказать, что Элли попала в плен к стереотипам.

Задание: используя рабочий материал, расскажите, как стереотипы образуются в жизни, и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Экскурсия в Страну Стереотипов

Слайд 1. Стереотип — устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми. Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т. е. упрощают и сокращают процесс восприятия.

Слайд 2. Стереотипы представляют собой как бы прибор грубой настройки, позволяющий человеку экономить психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.

Слайд 3. Создавая стереотипы, мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить его причины путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. социальным стереотипам. Такие житейские обобщения исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб.

Слайд 4. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. д.

Слайд 5. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а владельцев улыбающихся лиц воспринимали как умных и доброжелательных людей.

Слайд 6. Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis — природа, gnomon — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей.

Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. По мнению Аристотеля, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями (как у свиньи) — глупость; нос, похожий на нос льва, — важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, — робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.

Слайд 7. При описании особенностей человека физиогномисты использовали самые различные признаки. Так, Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера: у волевых людей губы плотно сжаты, расслабленные губы — признак мягкости, любезности, а у глупого человека, например, рот вообще открыт. Когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Слайд 8. Характерные черты человека проявляются не только в мимике, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи (о чем преимущественно он говорит), так и в форме речи (как он говорит). Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь. Окрик Простаковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!..» — свидетельствует о бессердечии, грубости, жестокости «благородной» дворянки по отношению к преданной ей служанке Еремеевне.

Слайд 9. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

Слайд 10. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера у 10 тыс. детей пришли к выводу, что дети с темными глазами обладают большей инициативностью и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. Они утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны. Люди с темно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности, бывают вспыльчивы и злопамятны. Обладатели темно-карих глаз веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы, влюбчивы, но не очень постоянны, общительны.

Слайд 11. Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.

Слайд 12. Велика живучесть и профессиональных стереотипов (дисциплинированность военного, точность математика, строгость прокурора, сердечность медсестры и т. д.). М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп».

Вопросы к классу

— Что такое стереотип? Приведите примеры стереотипов.

— Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.

— Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?

— В чем отрицательная роль стереотипов?

(Ответы учеников.)

Ученые установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они называют это важнейшим законом межличностных отношений.

— Послушайте басню и ответьте на вопросы.

Зеркало

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сначала мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.

Наш кривляка, разозлившись, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слезы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

-Я.

— А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки — и он тоже, ты не сердишься — и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут — и добро, и зло возвращается к нам же.

Вопросы к классу

— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

— Чему учит эта басня?

(Ответы учеников.)

В разных местах люди в различное время говорили об одних и тех же важных правилах, которые мы можем объединить в одно золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Проблемное задание. Прочтите дополнительный материал и составьте свой свод правил. Подумайте, чему нас учат правила нравственного поведения.

Дополнительный материал

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману — прародитель людей. Он прожил долгую жизнь, был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов: не делай другим того, что причинило бы боль тебе.

Около 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда — «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: не делай другим того, что сам считаешь злом.

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, что только добро ведет к счастью.

(Во время выполнения задания на доске формируется список.)

Правила нравственного поведения учат нас:

— быть добрыми — творить добро в жизни;

— думать о других — думать, что принесут людям наши поступки: добро или зло;

— не причинять боль другим — ставить себя на место другого человека.

Каждый человек — это личность. У личности есть индивидуальные черты характера, внешности, мировоззрение и жизненные цели. Нет совершенно одинаковых людей. Нужно уважать индивидуальность. А что есть уважение? Уважение — это признание достоинств личности, значимости другого человека. Один человек может уважать кого-то, а другой в то же время будет этого человека ненавидеть.

Если человек кого-то ненавидит, то это ощущается как горе, обида, гнев, зависть, и в любом случае это очень негативные чувства, разрушающие нас изнутри, словно кислота, и мы незаметно становимся злыми и завистливыми эгоистами. Внутреннее состояние отражается на окружающих. Они подсознательно чувствуют негатив и сторонятся таких людей. Подумайте над этим.

3. Виды межличностных отношений

Взаимосвязи человека с другими людьми могут быть классифицированы по различным признакам.

Задание: прочитайте текст на с. 52-54 § 6 учебника и заполните таблицу.

Виды межличностного общения

Вид

Характеристика

Знакомство

 

Приятельство

 

Товарищество

 

Дружба

 

Любовь

 

Представьте себе весы, на одной чаше которых находится богатство, а на другой — дружба. Вам предоставляется возможность заполнить чаши, поставив туда гирьки. Условие: вы имеете право поставить только одну гирьку.

— Какой выбор вы сделали? Почему?

(Ответы учеников.)

Дружбу ценили во все времена.

Задание: внимательно прочитайте приведенные пословицы и прокомментируйте их.

— Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

— Старый друг лучше новых двух.

— Нет друга — ищи, а нашел — береги.

— Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

— Друзья познаются в беде.

— Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

— Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

(Проверка выполнения задания.)

Давайте попытаемся разрешить проблемы, которые достаточно часто возникают в вашей жизни.

Проблемное задание. Работая в группах, проанализируйте предложенные ситуации, прокомментируйте их, назовите возможное решение и ответьте на вопросы.

Рабочий материал

Ситуация для первой группы. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, и он называет их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

Вопрос для первой группы

— Как бы поступили вы?

Ситуация для второй группы. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц, Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула Иру, а портфелем стукнула Колю. Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

Вопросы для второй группы

— Кто из детей повел себя правильно?

— Почему вы так считаете?

Ситуация для третьей группы (рассказ В. Осеевой «До первого дождя»). Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли укрыть одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Вопросы для третьей группы

— Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

— Почему покраснела Маша?

Задание: обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» (с. 54) и «Жил на свете человек» (с. 53). Прочитайте приведенный материал и ответьте на вопросы на с. 55 учебника.

— О каком виде межличностных отношений говорится в рубриках?

— Что собой представляла дружба между Пушкиным и Пущиным?

— Чему вы научились, узнав об отношениях между этими людьми?

(Проверка выполнения задания.)

Творческое задание. Работая в группах, создайте проект «Модель дружбы». В работе можете использовать дополнительный материал.

Дополнительный материал

Требуется друг

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу:

— Дружи со мной,

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мыс тобой как голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти:

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

— Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной —

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: — Молчала бы!

Не вставать же на колени, уговаривать подруг!

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг!

А. Барто

Законы дружбы

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг.

3. Дружба — это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм несовместимы.

5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.

7. Бесприниипность опустошает дружбу.

(Презентация проектов.)

Известная пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Важно не только то, есть ли у тебя друзья, но и то, каким другом для них являешься ты. В этом поможет разобраться тест.

Рабочий материал

Тест «Хороший ли ты друг?»

1. При обращении к ребятам ты используешь в основном:

а) фамилию;

б) кличку;

в) имя.

2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты:

а) молчишь;

б) заступаешься;

в) радуешься чужому несчастью.

3. Если ты хотел идти домой, а друг попросил тебя подежурить за него в классе, ты:

а) идешь домой;

б) идешь дежурить;

в) говоришь, что очень занят.

4. Если у твоего друга плохое настроение, ты:

а) не обращаешь внимания на него;

б) стараешься утешить его;

в) хочешь отомстить его обидчику.

5. Во время ссоры ты:

а) стараешься говорить по существу вопроса;

б) обзываешь и обижаешь собеседника;

в) прибегаешь к помощи окружающих: кто прав, а кто виноват.

6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты:

а) будешь напоминать ему об этом поступке постоянно;

б) не поздравишь его в день рождения тоже;

в) простишь его забывчивость.

Ответ

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

а

2

2

2

3

1

2

б

3

1

1

1

3

3

в

1

3

3

2

2

1

Ключ к тесту. Посчитай набранное количество баллов.

6-9 баллов — твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.

10-14 баллов — стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты останешься в одиночестве. Не следует замыкаться на себе, любимом. Нужно помнить о том, что доброе слово — половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.

15-18баллов — все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

В жизни лучше придерживаться принципа «Нет друга — ищи, а нашел — береги».

— Какая ассоциация у вас возникает при слове «любовь»?

(Ответы учеников.)

Настоящая любовь, в отличие от увлечения, — это не мимолетное чувство, а устойчивая привязанность, прошедшая испытания временем, расстояниями и жизненными трудностями, проверенная практикой. Настоящую любовь трудности усиливают, ненастоящую — ослабляют, охлаждают.

Любовь и дружба относятся к личным (неофициальным) отношениям. Неофициальные отношения складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. Официальные отношения строятся на основе утвержденных правил и норм (например, отношения между учителем и учеником, учителем и директором школы — на основе устава образовательного учреждения, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Конституции РФ и др.). Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

V. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

— Вам понравился урок?

— Чему научил нас этот урок?

— Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?

— Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?

(Ответы учеников.)

VI. Подведение итогов уроков

Смогли ли мы разобраться в сущности межличностных отношений? Проверим это с помощью заданий и упражнений.

Конкурс «Полезные советы». Класс делится на три группы. Каждая группа должна продолжить предложение.

Первая группа — Для того чтобы в классе были мир и согласие, мы предлагаем…

Вторая группа — Для того чтобы тебя уважали, надо…

Третья группа — Чтобы предотвратить конфликт, нужно…

Упражнение «Метафора». Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Выбирается один участник (пожеланию), который станет «предметом творчества» для всех остальных. Им предлагается ответить на следующие вопросы.

— Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя?

— Какую картину можно было бы нарисовать к этому образу?

— Какие люди могут его окружать?

— Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины?

— Какие времена все это напоминает?

(Ответы учеников.)

Упражнение «Требование». Обратитесь к соседу с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт, и т. п.

На уроках мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».

«Торопитесь делать добро» — таков был девиз Ф.П. Газа — врача жившего в России в первой половине XIX в. Пусть он станет девизом и для каждого из вас.

Домашнее задание

1. Прочитать § 6 учебника.

2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 6 учебника (задание 5, 7 или 8).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.