Родовые общины охотников и собирателей

Урок истории в 5 классе

Цели: дать представление о процессе совершенствования умений и навыков древнейшими людьми в новых климатических условиях, выявить и охарактеризовать изменения в их жизни; показать взаимосвязь межу совершенствованием орудий труда и развитием древнейшего человека.

Планируемые результаты: предметные: работать с картой; устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в климатических условиях и развитием человека; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; объяснять значения понятий рубило, гарпун, мамонт, ледник, человек разумный, родовая община; метапредметные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, иметь готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную и др.); определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: проектор; видеофрагмент по теме урока; мультимедийная презентация; иллюстрация мамонта.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Предлагаю продолжить нашу виртуальную экскурсию в далекое прошлое. Перейдем в следующий зал музея. Благодаря материалам, представленным там, нам становится ясно, что около 100 тыс. лет назад на земном шаре началось общее похолодание, вследствие чего с севера начал наступление ледник. Это слой льда толщиной до двух километров. Медленно сползая с севера на юг, ледник покрыл даже земли, на которых сейчас расположены города Киев и Волгоград. Человек к тому времени заселил уже значительные территории Евразии (теперь большая их часть представляет собой тундру). Зимы стали долгими и морозными. У древнейших людей начались тяжелые времена.

(На экране видеокадры по данной теме.)

Проблемные вопросы. Смогут ли люди выжить в этих условиях? Что могло их спасти? Попытаемся найти ответы на эти вопросы на нашем уроке.

— Представьте, что вы древнейшие люди. Вас вот-вот настигнет ледник. Вам холодно, вы в отчаянии… Работая в группах, быстро придумайте, что поможет вам выжить в подобных условиях.

(Работа в группах и мини-презентации учеников. Учитель, прослушивая их ответы, составляет схему на доске.)

Тема урока: «Родовые общины охотников и собирателей».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Изменения в образе жизни древнего человека.

2. Родовые общины.

III. Работа по теме урока

1. Изменения в образе жизни древнего человека

Представьте себе, что нам удалось взять интервью у ученых.

— Как повлиял ледник на жизнь животных?

Науке известно, что некоторые виды животных погибли от голода и холода и исчезли, другие смогли приспособиться к новым погодным условиям.

— Чтобы подтвердить правильность научных выводов, обратимся к документальным источникам на с. 16 и иллюстрациям учебника.

— Как вы думаете, почему палка-копалка и дубина в новых климатических условиях не могли выручить человека?

— Взгляните на витрину экспозиции «Овладение огнем». Вспомните, каким образом первобытный человек овладел огнем.

(Ученики воспроизводят изученный ранее материал.) Иногда племя не могло сохранить огонь, и тогда надеяться было не на кого. Но люди смогли решить и эту проблему. Послушаем нашего экскурсовода.

(Ученик исполняет роль экскурсовода.)

Экскурсовод. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой метод получения огня был очень ненадежен, и люди стали искать способы, как получить пламя, не завися от природы. Огонь приходилось хранить в пещерах, постоянно его поддерживая. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем. Но постепенно природная наблюдательность помогла древним людям.

— Давайте проведем эксперимент. Сильно потрите ладошки. Вы ощутили тепло?

Экскурсовод. Так они укротили огонь. До середины XX в. многие племена использовали древнейший способ получения огня — трение двух палочек. В одной делалось углубление, в него вставлялась другая палочка, вниз подкладывали мох, и после вращения палочек он начинал тлеть.

Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Приблизительно 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.

Я приглашаю вас подойти поближе к витрине «Новые орудия труда» и послушать экскурсовода.

Экскурсовод. Прошло много сотен лет со времени выделения человека из мира животных. Десятки тысяч человеческих поколений сменяли друг друга. Люди каждого поколения перенимали опыт старших, добывали пишу и передавали свои знания потомкам.

Благодаря труду жизнь наших предков преобразилась, они стали делать новые наблюдения над животными и растениями, совершенствовать свои трудовые навыки. Сначала изменения происходили очень медленно. Потребовалось около миллиона лет, для того чтобы древнейшие люди научились ровно отбивать края у камня. Но постепенно изменения в жизни людей становились все более заметными.

(Внимание учеников переключается на экран, где на слайдах демонстрируются новые орудия труда.)

— Внимательно рассмотрите изображения орудий труда и ответьте на следующие вопросы.

— Для чего люди научились делать скребок?

— С какой целью было создано шило?

— Для чего наши предки выделывали шкуры? Действительно, наши предки научились изготавливать орудия труда правильной формы — ручные рубила. Для этого они выбирали камень твердый, но хорошо раскалывающийся, чаще всего им был кремень. Они также научились делать из камня скребки, проколы, ножи, прикреплять острые каменные наконечники к древку, которые пробивали толстую шкуру животного и глубоко вонзались в его тело. Раскалывая кости, люди заметили, что у осколков острые края, и стали делать из костей иглы и шилья. Они научились вырезать из кости и рога гарпуны — метательные орудия для охоты на крупную рыбу.

Действительно, люди этой эпохи были великими изобретателями, сумевшими создать каменный топор, копье, лук и стрелы.

— Почему с изобретением лука и стрел охотиться стало легче и безопаснее?

— Предположите, как изменилась форма ведения охоты. Вам поможет иллюстрация на с. 14 учебника и подсказка.

(Учитель дает подсказку — показывает иллюстрацию мамонта.)

Справка. В высоту мамонт достигал 3,5 м, масса — 6 т, бивни были 4,5 м в длину. Мамонт мог убить человека одним ударом хобота, раздавить своей огромной ногой.

(Ученики высказывают предположения о загонной охоте.)

— Как вы считаете, мог ли один и несколько человек организовать загонную охоту?

— Почему для ее организации необходимо было изменить коллектив первобытных людей?

2. Родовые общины

Теперь люди стали жить большими коллективами, которые называют родовыми общинами (или родом).

— Давайте вместе попробуем сочинить рассказ о жизни рода. Я начинаю, а вы, пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, продолжаете.

Один день из жизни рода

В этот день у людей закончились запасы пищи. Все сильные мужчины рода отправились на охоту. На поляне у леса они увидели стадо диких лошадей…

Вспомогательные вопросы для работы с иллюстрациями

— С чего люди начали охоту?

— Как они были вооружены?

— Как охотники распределяли свои силы?

— Как они смогли загнать табун к обрыву?

— Как закончилась охота?

…Собрав добычу, охотники отправились домой, в большую пещеру у бурной реки, где уже несколько лет жил их род. Дома они увидели привычную картину…

Вспомогательные вопросы для работы с иллюстрациями

— Как называли людей, сидящих в пещере?

— Какие отношения царили в общине?

— Чем занимались женщины?

— Чем занимались мужчины?

Итак, мы узнали об одном дне из жизни рода.

— Что же такое род?

Род — это коллектив людей, связанных узами кровного родства. Во главе рода стоял старейшина. Это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он больше других членов рода знал об окружающей природе, о животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет.

— Представьте, что мы перенеслись в далекое прошлое и стали свидетелями разговора старейшины с членами рода.

Подходит к нему группа охотников. «Скажи, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближний, что рядом с проселком, или в дальний, что за озером?» — спросят они его.

Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес — в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана!» Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к нему мальчики вашего возраста, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке… Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!»

Старейшина смеется: «Покажите-ка мне ваш гарпун. Ну, ясно: зубцы на нем совсем затупились — вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастья на озере!»

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Это гриб вкусный, — отвечает старейшина. — Вот этот тоже годится в пищу. А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Но старейшина, с его огромным опытом, прекрасной наблюдательностью и цепкой памятью, не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем.

— Внимательно изучите и прокомментируйте схему.

(Учитель рисует схему на доске.)

— Какие отношения были между членами родовой общины?

— Кому принадлежали орудия труда? (Членам общины.)

— Кому принадлежало остальное имущество? (Членам общины.)

— Как трудились родичи? (Сообща, коллективом.)

Таким образом, все члены родовой общины имели одинаковые условия жизни, обязанности, поэтому не существовало неравенства. Все были равны.

— Работая с тестом учебника, составьте схему «Родовая община».

IV. Закрепление изученного материала

— Предлагаю вам сыграть в игру «Что? Где? Когда?» и ответить на вопросы, которые прозвучали в начале урока: почему человек должен был улучшать орудия труда? Какие трудности преодолевали охотники и собиратели? Разделившись на команды, постарайтесь составить интересные, творческие вопросы по пройденному материалу и ответить на них.

(Проведение игры.)

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 2. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — написать эссе о том, как изменилась жизнь людей около 40 тыс. лет назад.

2. Для средних учеников — подготовить сообщение о находках останков мамонтов в нашей стране.

3. Для слабых учеников — составить характеристику родовой общины.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.