Древнейшие люди
Урок истории в 5 классе
Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; проектор; мультимедийная презентация; дополнительная литература.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.
Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди».
— Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди».
(При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)
— Но только очень быстро. Начали!
(Проверка выполнения задания и обсуждение.)
— Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?
— Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?
(Показывает презентацию.)
План урока
1. Наши далекие предки.
2. Орудия труда.
3. Первые занятия древнейших людей.
4. Овладение огнем.
— Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?
— Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.)
— На с. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.
Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?
III. Работа по теме урока
Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.
1. Наши далекие предки
В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).
— Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.
— Где жили древнейшие люди?
— На каком материке?
— Где следы их жизни не обнаружены?
— Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.
Дополнительный материал
Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле, до сих пор остается предметом острых научных дискуссий. На сегодняшний день большинство ученых считают, что вид Homo sapiens — человек разумный — сформировался около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. Последние раскопки и открытия подтверждают, что этот район — самое вероятное место происхождения человека. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Луисом и Мэри Лики -английскими учеными с мировым именем — в ущелье Олдовай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа (человек умелый), возраст которых насчитывает 1,7 млн лет.
Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.
(Ответы учеников и работа над созданием кластера.)
— А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника и слайды презентации.
Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.
— Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.
(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)
Интересные факты
Что случилось с волосами?
Современные люди выглядят совершенно «раздетыми» по сравнению с нашими очень волосатыми древними родственниками. В чем причина такого различия? Одно из предположений состоит в том, что нашим предкам волосы нужны были для того, чтобы их тела оставались охлажденными при путешествии по жарким саваннам Африки. Другая версия гласит, что освобождение от такого огромного количества волос помогло человеку защититься от заражения паразитами, а также от болезней, ими распространяемых.
Почему человек ходит на двух ногах?
Наши предки стали ходить на двух ногах задолго до того, как увеличился размер мозга и появились каменные орудия труда. Тут же возникает вопрос: почему мы стоим и ходим на двух ногах, в то время как наши «двоюродные братья», обезьяны, используют при передвижении все четыре конечности? Ходьба на двух ногах фактически требует в два раза меньше затрат энергии, чем передвижение на четырех лапах. Вероятно, наши предки добывали большее количество пищи благодаря тому, что не использовали руки при ходьбе. Прямохождение, возможно, даже помогало им защищаться от перегрева, так как меньшие участки кожи подвергались солнечному воздействию.
Почему увеличился размер мозга наших предков?
Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?
Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.
2. Орудия труда
Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.
— Как вы думаете, что это значит?
— Почему человек делал это?
Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.
— Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.
(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)
Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.
3. Первые занятия древнейших людей
— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда?
(По ходу выполнения задания составляется кластер.)
— Как охотились древнейшие люди?
— Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:
1. Хищник и его жертва.
2. Поведение людей.
3. Результаты схватки.
Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим.
4. Овладение огнем
Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890-1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.
— Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв!
(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)
— Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
— Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.
— На чем основаны оба предположения?
(Учитель помогает ученикам обосновать догадки ученых.)
1. На какие две части можно разделить задание?
2. Обоснуйте первую догадку. Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.
3. Обоснуйте вторую догадку. Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?
— Используя дополнительную литературу, попытайтесь объяснить, какие признаки человеческого стада выражены словами:
1) стадо;
2) человеческое.
(Ученики приходят к следующим выводам.)
1. Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15-20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.
2. Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание
§ 1. Дифференцированное задание:
1. Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.
2. Для средних учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок».
3. Для слабых учеников — пересказать § 1.