Откуда мы знаем, как жили наши предки
Урок истории в 5 классе
Цели: дать представление об особенностях и специфике курса «История Древнего мира: 5 класс»; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; ознакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к изучению нового учебного предмета.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями о предмете «История»; изучать и систематизировать информацию различных исторических источников; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Оборудование: схема «Классификация исторических источников»; проектор; мультимедийная презентация; изображения исторических источников.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Насколько справедливо данное высказывание, постараемся определить на нашем уроке.
— В начальной школе вы начали свое знакомство с миром истории. Какие темы и почему вам особенно запомнились?
Проблемный вопрос. Почему важно изучать историю?
— Чему можно научиться на уроках истории?
Тема урока: «Откуда мы знаем, как жили наши предки».
(Показывает презентацию.)
План урока
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества.
2. Исторические источники.
3. Знакомство со структурой учебника.
III. Работа по теме урока
— Какая ассоциация возникает у вас при слове «история»?
Человек, являясь существом любознательным, всегда интересовался историей. И неважно, чья это история — человека, государства, всего мира. Заглянув в прошлое, мы учимся на ошибках предков, анализируем их взлеты и падения, и это помогает нам понять то, что происходит сегодня.
1. Предмет «История». Значение знаний об историческом прошлом человечества
Очень часто мы слышим выражения «посетила муза», «муза поэзии» и множество других, в которых упоминается слово муза. Что же оно означает? Данное понятие берет свое начало от античной мифологии. Греческие музы — это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Каждая из них обладает своими уникальными божественными способностями.
Музы — дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, богини памяти. Слово музы (мусы) происходит от греческого слова мыслящие. Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности.
Муза Клио — покровительница истории. Ее сопутствующие атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Представьте, что Клио пришла к нам на урок и сказала: «Оратор Древнего Рима Цицерон называл историю «учительницей жизни».
— Как вы можете объяснить смысл этого выражения? Используйте прием «Облака мысли».
(Суть приема. Учащиеся называют первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того как основные характеристики перечислены, их следует записать на доске или листе бумаги и систематизировать в соответствии с заданными показателями.
Ученики формулируют собственные версии.)
Давайте спросим у музы Клио, кто из вас сформулировал наиболее точную версию.
(Слайды с изображением музы Клио.)
Клио. Оратор Древнего Рима называл историю «учительницей жизни», потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком.
— Что такое история?
— Что такое история как наука?
(Запись в словаре.)
История — это наука о прошлом человечества с момента его зарождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура.
— Как вы понимаете выражение «знать историю»?
(При организации работы можно использовать прием «Дерево предсказаний».
Суть приема. Рисуем схему: ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» (количество ветвей неограниченно), листья — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
По ходу выполнения задания составляется схема.)
— Разделяют историю на всемирную и отечественную. Предположите, что изучает:
— всемирная история;
— отечественная история.
(Ученики отвечают, а учитель обобщает ответы.)
Всемирная история изучает историю всех народов мира, а отечественная — историю нашей страны.
— Предлагаю, разбившись на группы, обсудить вопрос: каково значение знаний об историческом прошлом для всего человечества?
(По ходу выполнения задания составляется схема.)
Прошлое не изменить, как ни старайся, а вот настоящее и тем более будущее, пока оно не стало прошлым, человек изменить в силах. Мы должны заботиться о своей Родине и любить ее, но любовь к стране невозможна без знания ее истории. История учит не тому, что кто-то лучше других, а тому, что каждый способен стать лучше, чем он есть сегодня.
Человек изменяется, развивается и осознает свою включенность в процесс истории: он сознательно или невольно воздействует на ее ход. Люди — одновременно и актеры, и авторы великой драмы истории, поэтому изучать историю во все времена интересно и полезно.
Великий русский историк В.О. Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».
2. Исторические источники
Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои отпечатки. Следы первобытных общин, древнейших государств, средневековых городов остались в камне, в земле, на бумаге. Не все сохранилось, а многое еще не найдено, но следы времени нам с вами нужно уметь читать.
— Посмотрите внимательно на изображение музы Клио. Что она держит в руках? Почему греки изображали ее именно так?
Если мы возьмем в руки старинный свиток папируса, то, кроме изображений людей, зверей, птиц и неизвестных нам значков и орнаментов, ничего не увидим. А ученый-египтолог обнаружит на этом же свитке рассказ о правлении фараона или о замечательных военных победах египтян или опись древних книг, хранившихся в библиотеке правителя Египта.
Читая в учебниках истории о событиях прошлого, мы задаем вопросы: а откуда же это все известно? Что помогло узнать о времени, отдаленном от нас на века и даже тысячелетия?
— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на эти вопросы.
Итак, помогают нам узнавать о событиях прошлого следы, оставленные временем и разгаданные учеными-историками. Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают любой памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
— Вспомните, какие источники помогают нам изучать прошлое. (Примерный ответ. Письменные источники: летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале; устные источники: предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы; вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения, все, что входило в быт людей.)
— Представьте, во время очередной экспедиции вы видите надпись, высеченную в горах: «Я царь великий, царь царей, отправился в поход в соседнюю страну. Вражеское войско я разгромил, 6 тыс. воинов убил, 20 городов сжег, 10 тыс. мужчин и женщин в плен взял, коров, овец, верблюдов без счета угнал. Кто эту надпись уничтожит, пусть накажут того грозные боги».
— О чем нам может рассказать данная надпись?
— Предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи».
На столе вы найдете изображения различных источников: монет, гербов, часов, украшений, свитков, книг, развалин замков, посуды, предметов быта и т. д. Разложите эти изображения в соответствии с их классификацией. За вашей работой будут следить эксперты-историки. В случае ошибочного решения игрока эксперт имеет право не принять ответ.
(Учитель проводит игру.)
Таким образом, историческими источниками являются рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи и т. д.
Интерес к прошлому зародился в глубокой древности. До появления письменности многие народы создавали устные сказания о предках, где наряду с выдуманными сюжетами отражались и реальные события. Затем появились первые письменные документы — глиняные таблички с клинописью, папирусы с иероглифами, рукописи на пергаменте. С течением времени количество исторических источников увеличивается, а их состав становится все более разнообразным.
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть особая историческая дисциплина, которая занимается разработкой этих методов и использованием исторических источников, — источниковедение.
— Внимательно изучите предложенную таблицу и разделитесь на 14 микрогрупп. Каждая должна подготовить презентацию об одной вспомогательной исторической дисциплине. Подойдите к заданию творчески, ведь за вами наблюдает сама муза Клио.
Вспомогательная историческая дисциплина |
Характеристика |
Историческая текстология |
Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания |
Палеография |
Помогает прочитать тексты |
Генеалогия |
Рассказывает о людях, имена которых отражены в историческом источнике |
Эпиграфика |
Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах |
Нумизматика |
Изучает монеты и другие денежные знаки |
Геральдика |
Изучает гербы |
Топонимика |
Помогает установить происхождение названий |
Ономастика |
Изучает личные имена |
Фалеристика |
Исследует ордена, медали и другие знаки отличия |
Хронология |
Изучает системы летосчисления |
Метрология |
Изучает различные меры (длины, объема, массы) |
Археография |
Занимается разработкой правил публикации исторических источников |
Археология |
Изучает вещественные источники |
Этнография |
Изучает быт разных народов, отраженный в их традициях, обрядах, фольклоре |
(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)
Все эти вспомогательные исторические дисциплины дают историку средства для работы с источниками, являются необходимыми инструментами его лаборатории. Количество источников, сохранившихся от разных периодов истории, неодинаково. Меньше всего их сохранилось от бесписьменной первобытной эпохи. Ее ученые изучают на материале вещественных источников. Письменные источники — как рукописные (на различном писчем материале), так и печатные — составляют наибольшее количество.
3. Знакомство со структурой учебника
В этом году вы будете изучать часть всемирной истории — историю Древнего мира. Вам предстоит отправиться в далекое-далекое прошлое. Главным помощником в этом путешествии для нас станет учебник истории.
— Прочитайте текст на с. 6 учебника, найдите ту информацию, которая вам известна, и ту, которая является для вас новой.
(Проверка выполнения задания и подведение итогов.)
1. Каждая глава начинается с вопросов, которые помогут вам готовиться к занятиям.
2. В начале каждой главы перечисляются основные вопросы, ответы на которые вы найдете в тексте параграфов.
3. Текст параграфа делится на основной, который надо обязательно усвоить, и дополнительный, содержащий сведения об исторических деятелях, справочную информацию, интересные сюжеты.
4. В учебнике есть рубрика «Объясните значение слов», в которой приводятся новые термины и понятия.
5. В учебнике есть рубрика «Проверьте себя», в которой сформулированы основные вопросы — помощники при подготовке домашнего задания.
6. Исторические документы в основном представлены в рубрике «Изучаем источник». Тексты разнообразны по характеру и сопровождаются вопросами и заданиями, позволяющими проникнуть в смысл документа.
7. Авторы учебника составили разнообразные вопросы и задания, которые помогут лучше усвоить его содержание. В начале параграфов предлагаются задания, объединенные в рубрику «Вспомните» и требующие обращения к ранее изученному материалу по курсу истории.
8. В конце параграфов даны вопросы и задания, требующие не только поиска ответа в тексте учебника, но и ваших рассуждений, умений сравнивать и обобщать исторические факты, явления, процессы.
9. В конце каждой главы представлены вопросы, позволяющие подвести итоги и сделать выводы.
При подготовке домашнего задания придерживайтесь следующего алгоритма работы с параграфами учебника:
1. Приступая к работе с учебником, уясните смысл заголовка параграфа. Это главная тема его содержания.
2. Определите, как тема связана с содержанием всей главы.
3. Проанализируйте подзаголовки частей параграфа.
4. Постарайтесь понять, почему именно в такой последовательности раскрывается тема параграфа, какова связь между отдельными пунктами этого плана.
5. Текст читайте по частям.
6. В каждом предложении выясняйте значение незнакомых слов, терминов, имен.
7. По ходу чтения обращайтесь к картосхемам, находите на карте географические объекты и места сражений, которые упоминаются в тексте.
8. Рассмотрите приводимые в учебнике портреты, репродукции картин, схемы, таблицы.
9. При чтении каждой статьи параграфа обращайте внимание на основные сведения для запоминания, которые выделены жирным шрифтом, выявляйте основную идею, самостоятельно формулируйте выводы, извлекайте из текста главные факты, которые позволяют их обосновать. 10. После прочтения всего параграфа сформулируйте общий вывод. Он должен в краткой форме раскрывать смысл темы параграфа.
IV. Подведение итогов урока
Предлагаю вернуться к заданию, о котором мы говорили в начале урока. Испанский писатель Сервантес так говорил об истории: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
— Насколько справедливо данное высказывание?
— Почему важно изучать историю?
— Чему можно научиться на уроках истории?
— Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работая в группе, создайте рекламу дисциплины «История Древнего мира».
— Придумайте слоган для этого предмета.
Домашнее задание
Дифференцированное задание:
1. Для сильных учеников — подготовить презентацию на тему «Известные события истории».
2. Для средних учеников — провести исследование исторических источников (на выбор).
3. Для слабых учеников — привести примеры исторических источников.