Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.
Урок истории в 5 классе
Цели: изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.
Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.» или карта «Римская республика в III — I вв. до н. э.».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.
КАРТОЧКА № 42
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы».
Для этого вспомни:
— Почему началась война между Римом и Карфагеном?
— Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию?
— Кто помог войскам Ганнибала?
— Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал?
Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?
Примерный ответ учащегося
Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересеклись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганнибал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Альпы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял половину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целеустремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали местные жители, на которых он рассчитывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.
2. Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.
КАРТОЧКА 1
Многие годы прошли с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».
— Объясните смысл этой поговорки.
Примерный ответ учащегося
Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал римлян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка — напоминание об опасности, которая может возникнуть в любой момент.
КАРТОЧКА 2
Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».
— Остался ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древности его можно сравнить?
Примерный ответ учащегося
Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, но не попасться в руки противника. Сравнить его можно с Александром Македонским.
3. Работа с классом. Решение задач.
— Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию? (Надо подружиться с воинственными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провести свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря, и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные галлы помогут сильным врагам Рима.)
— Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому — по морю? (После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганнибала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.)
— Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Северной Африке слоны не водятся? (Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее — в степях южнее Атласских гор.)
4. Устный ответ ученика по карточке № 42, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
После победы над Карфагеном Рим решил продолжить борьбу за расширение своих территорий. Сфера его интересов — восточное побережье Средиземного моря.
— Какие государства смог подчинить себе Рим в Восточном Средиземноморье?
IV. Изучение новой темы
План
1) Покорение Македонии, Сирии и Египта.
2) Разрушение Коринфа и Карфагена.
3) Итоги завоеваний.
На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать текст § 48 Вигасина или § 43 Михайловского, заполнить таблицу в тетрадях.
Покоренные Римом государства | Результат |
1. | |
2. | |
3. |
2. Работа по карте (с. 221 Вигасина).
— Каким знаком на карте обозначены направления завоевательных походов римлян? (Красной стрелкой.)
— Каким цветом обозначены территории, захваченные Римом в период республики? (Желтым цветом.)
— Какие территории покорены Римом с середины III в. до н. э. по 31 г. н. э.? (Испания, Галлия, Греция, западная часть полуострова Малая Азия, Карфаген, Кирена, о. Кипр, г. Тир.)
— Какие территории обозначены зеленым цветом? (Территории, завоеванные в период Римской империи.)
3. Рассказ учителя.
Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завоеваний?
1) Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.
2) Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие — обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.
3) Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.
4) Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.
5) Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.
V. Закрепление изученного материала
— Что такое триумф? (Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.)
— Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)
— Про наместников, которые управляли провинциями, римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах? (Победители обогащались за счет покоренных народов.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 48 Вигасина или § 43 Михайловского; придумать рассказ, используя иллюстрации на с. 224-225 Вигасина о том, как воевала римская армия; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 70 (с. 52).