Загадка человека
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС
Задачи уроков
- 1. Расширить знания учащихся об основных особенностях человека как живого существа, уметь называть его отличия от животных, раскрыть значение наследственности в формировании человеческих качеств.
- 2. Познакомить учащихся на конкретных примерах с особенностями проявлений биологического и социального в природе человека.
- 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и её достоинствам, осознанию ценности жизни человека.
- 4. Совершенствовать следующие умения: 1) конкретизировать примерами изучаемые теоретические положения и понятия; 2) производить сравнительный анализ свойств человека и животных; 3) выполнять проектные задания по теме, используя ИКТ.
- 5. Содействовать формированию коммуникативных учебных действий:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
— уметь формулировать собственное мнение и отстаивать позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
— уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- 6. Способствовать формированию регулятивных учебных действий:
— адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оборудование уроков
По возможности учителю необходимо подготовить к урокам презентацию из нескольких слайдов. Основой презентации является текст параграфа и схема, данная в учебнике (§ 1, с. 10); если нет возможности использовать ИКТ, данную схему можно изобразить на доске мелом.
План изучения нового материала
- Зачем человек рождается.
- Что такое наследственность.
- Можно ли влиять на наследственность.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок, сочетающий комментированное чтение параграфа учебника и беседу с учащимися по вопросам рубрики «Проверим себя». При этом на первом уроке можно сосредоточиться на изучении п. 1, 2 плана урока, а второй урок посвятить изучению п. 3 и выполнению заданий в рабочей тетради.
Комбинированный урок целесообразно начать с обсуждения вопросов рубрики «Вспомним», которые помогают актуализировать имеющиеся у пятиклассников сведения об отличительных особенностях человека и животного. В процессе беседы учитель обращает внимание учащихся на схему, представленную в учебнике, или её электронный вариант на экране.
Изучение п. 1 плана урока (первого этапа) целесообразно начать с комментированного чтения текста § 1 (с. 11), так как эта работа даёт учителю возможность обсудить тему о целях существования человека. Важно, чтобы учитель обратил внимание пятиклассников, что указанные цели присущи только человеку.
При переходе к изучению п. 2 плана урока желательно выяснить, какими знаниями о генах как носителях информации о своеобразии организма человека владеют учащиеся. Материал соответствующего раздела параграфа в учебнике позволяет систематизировать и дополнить эту информацию.
После чтения соответствующего фрагмента текста можно предложить учащимся выполнить задание № 4 в рабочей тетради. Выполненное задание может выглядеть следующим образом.
Что мы наследуем от родителей |
Чему мы должны научиться |
|
Общее у всех людей |
Особенное у разных людей |
|
Особенности строения коры головного мозга, способность к прямохождению, способность к абстрактному мышлению, творчеству |
Цвет глаз, овал лица, цвет и структура волос, особенности строения отдельных органов, музыкальный слух и другие способности |
Как познавать мир, как относиться к другим людям и к себе; как распознавать, что такое хорошо и что такое плохо; быть человеком |
Изучение раздела «Можно ли влиять на наследственность» и рубрика «Жил на свете человек» даёт возможность обсудить с учащимися вопрос: благодаря чему Ольга Скороходова смогла стать полноценным творческим человеком?
В заключение урока целесообразно предложить учащимся ответить на вопросы: как вы понимаете название параграфа? В чём состоит загадка человека?
В ответах учащиеся должны уметь выделить такие положения, как:
— черты характера человека формируются в процессе жизни;
— человек отличается от животного тем, что при рождении нельзя заранее сказать, каким он будет человеком.
Для закрепления знаний предлагается выполнить задание № 6 в рабочей тетради.
Домашнее задание. Прочитать § 1, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания № 2, 3 рубрики «В классе и дома». При наличии у пятиклассников опыта проектной работы можно предложить выполнить задание № 4.
При работе над проектом «Кто на кого похож» учащиеся должны подобрать необходимые материалы (фотографии внешне похожих людей, в том числе свои собственные и фотографии своих родственников), используя при этом информацию различных сайтов.