Вводный урок
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС
Задачи урока
- Познакомить учащихся с новым учебным предметом, содержанием курса, требованиями к результатам обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним.
- Рассказать о системе организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания.
Оборудование урока
Карта Российской Федерации, плакаты с изображениями государственных символов РФ, рисунки и плакаты, посвящённые достопримечательностям родного края, учебники, рабочие тетради.
План изучения нового материала
- Что нам предстоит узнать.
- Чему мы должны научиться.
- Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Варианты организации учебной деятельности
Традиционный урок. Учителю обществознания целесообразно получить информацию об учениках, их интересах и способностях, предпочтениях и увлечениях. Это может быть традиционный, тестовый или игровой вариант знакомства.
После знакомства с учениками учитель переходит к объяснению содержания курса обществознания, его основных тем и понятий, отличий данного курса от остальных предметов гуманитарного цикла.
Для начала можно предложить пятиклассникам самим предположить, что может изучать учебный предмет «Обществознание». Выслушав ответы учащихся, учитель напоминает пятиклассникам, что определённые знания об обществе у них уже есть из курса «Окружающий мир» (или иного аналогичного по содержанию курса), изучаемого в начальной школе. Можно кратко пояснить ученикам, что общество изучает целый комплекс наук. Эти науки достаточно разнообразны, в их числе политология, экономика, социология, философия, правоведение, социальная психология, история, причём последняя из названных наук изучает события прошлого, а все остальные — главным образом современное общество.
Далее учителю целесообразно организовать фронтальную беседу по вопросам:
- Как называется наша страна?
- Какие символы есть у любого государства?
- Какие государственные символы России вы знаете?
- Какие города являются столицами? Покажите их на карте. (Можно показать не только Москву, но и столицу своей республики в составе РФ.)
- Какие места родного края являются историческими достопримечательностями?
- Какие события прошлого вы считаете наиболее важными? Почему вы так считаете?
Очень важно на вводном уроке познакомить учащихся с основными требованиями к результатам обучения и системой оценивания. Конечно, не надо зачитывать требования к учащимся из образовательного стандарта, но необходимо в общем виде рассказать ребятам, что они узнают, какую информацию получат, чему смогут научиться.
Изучая курс обществознания, дети получат важный для каждого человека опыт работы с различными источниками информации (научно-популярная и справочная литература, газеты, журналы, передачи телевидения, Интернет, и др.), рассказывающими о нашем обществе, его проблемах и достижениях. Учитель может представить учащимся плакат (слайд).
Мы с вами будем учиться:
— различать в информации факты и мнения по поводу этих фактов, оценивать достоверность и обоснованность мнений и оценок, аргументированно высказывать своё мнение, проявляя уважение по отношению к другим людям;
— наблюдать за событиями нашей жизни и использовать свои наблюдения и полученные при этом данные для анализа и выработки своей позиции на основе полученных знаний;
— решать познавательные задачи, в которых речь идёт о типичных ситуациях нашей жизни, о поведении в этих ситуациях;
— в процессе игр и тренингов, выполнения творческих работ разбираться в явлениях жизни общества;
— в спорах не обижать друг друга, а искать истину, использовать преимущества совместной работы для получения лучшего результата каждым учеником класса.
Целесообразно показать пятиклассникам какие-либо практические работы, выполненные старшеклассниками, для того чтобы заинтересовать их вещественным результатом труда.
При переходе к п. 3 плана урока учителю необходимо познакомить пятиклассников со структурой учебника, для чего педагогу возможно обратиться к такому приёму, как комментированное чтение соответствующего раздела введения (учебник, с. 6).
Для успешной организации познавательной деятельности учащихся необходимо чётко сформулировать требования к ведению тетради по курсу. Учитель может сам выбрать нужный вариант. Одним из них является использование рабочей тетради, в которой предложены разноуровневые задания по каждой теме курса, а также предусмотрена система проверочных работ. При таком варианте важно, чтобы учащиеся были проинструктированы, ка -ким образом вести рабочую тетрадь (писать только шариковой ручкой, рисунки выполнять лучше карандашом, поскольку фломастеры могут портить бумагу тетради; при выполнении заданий, в которых необходимо приклеивать какие-либо фотографии или иллюстрации, рекомендовать использовать клеящий карандаш или резиновый клей: он не стягивает бумагу и не оставляет пятен). Для пятиклассников все эти очевидные рекомендации крайне важны, поскольку они в самом начале учебного года, безусловно, нацелены на достижение успеха и стремятся к нему.
Если в дальнейшем учитель планирует предлагать учащимся для обязательного выполнения не все задания рабочей тетради, это также нужно пояснить и порекомендовать выполнение остальных заданий по собственному усмотрению.
Другим вариантом работы с тетрадью является ведение самостоятельных записей и выполнение заданий на уроках и дома. Если выбирается такой вариант работы, тем более важно объяснить, каким образом это необходимо делать. Лучше использовать тетрадь в клетку, поскольку в ней удобнее заполнять таблицы, кроссворды и т. п. В такой тетради обязательно должны быть поля (для возможных пометок или ремарок учителя). Полезно вести в тетради словарик новых (специальных для данного курса) терминов.
Такое ведение общей тетради полезно на протяжении всего курса изучения предмета в основной школе. Усложняя систему работы, вводя те или иные приёмы работы, учитель может способствовать развитию определённых информационных умений.
Домашнее задание. Прочитать раздел «Как работать с учебником», подготовить ответ на вопросы рубрики «Вспомним» (с. 10).