Отрочество — особая пора жизни

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

Задачи уроков

  • 1. Познакомить учащихся с возрастной периодизацией, местом и особенностями подросткового возраста в жизни человека.
  • 2. Способствовать осознанию важности подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности.
  • 3. Использовать возможности данной темы для совершенствования рефлексии.
  • 4. Совершенствовать умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.

Оборудование уроков

Выставка проектных работ по теме «Кто на кого похож», памятка «Организация парной работы».

План изучения нового материала

  1. Легко ли быть подростком.
  2. Отрочество — пора мечтаний.
  3. Самостоятельность — показатель взрослости.
  4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

Варианты организации учебной деятельности

Одним из вариантов является проведение комбинированного урока: сочетание работы с текстом учебника и выполнение познавательных заданий к параграфу и заданий в рабочей тетради. На первом уроке данной темы может быть рассмотрено содержание п. 1, 2, а на втором — третьего и четвёртого. Возможно использование варианта урока, при котором организуется работа в парах; этот вариант также рассчитан на два урока.

При выборе учителем комбинированного вида урока полезно начать его с проверки домашнего задания. Для пятиклассников это очень важно, поскольку у них нет ещё опыта работы с материалом нового курса; невнимание учителя к проверке заданий, выполненных учащимися, может негативно сказаться на их интересе к предмету, привести к формализму и безответственности учащихся: зачем делать то, что не будет проверено и оценено? Необходимо стимулировать активность ребят, побуждать их к проявлению творчества.

Далее можно провести обсуждение ответов учащихся на вопросы рубрики «Вспомним». Вероятно, у ребят не вызовет затруднения сравнение дошкольника и школьника. Чтобы облегчить это задание, необходимо предложить учащимся определить, по каким признакам можно сравнивать разные периоды в жизни человека, например рост и другие особенности внешности, основные занятия и умения.

Как вариант можно предложить учащимся заполнить в рабочей тетради сравнительную таблицу (§ 2, задание № 1).

Обсуждая вопросы, может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода, в чём проявляется забота взрослых, важно подвести учащихся к выводу о том, что человек становится более самостоятельным с возрастом.

Задание рубрики «Обсудим вместе» может быть предложено в качестве основной проблемы, обсуждение которой полезно провести после изучения материала темы.

При комментированном чтении раздела параграфа «Легко ли быть подростком?» важно обратить внимание на противоречивость переходного возраста между детством и взрослостью. С одной стороны, заметно меняется внешний облик, существенные изменения происходят в физиологии, но при этом положение в семье, в школе изменяется незначительно. Взрослые зачастую не меняют своего отношения к подростку. Именно это обстоятельство порождает трудности и конфликты.

Закреплением к данному фрагменту урока может служить выполнение задания № 5 в рабочей тетради.

Ещё один существенный вопрос при изучении особенностей подросткового возраста — внимание к мечтам, романтическим фантазиям, жизненным планам, которые очень важны для становления духовной сферы человека.

Нередко от романтической мечты, зародившейся в подростковом возрасте, начинается поиск своего призвания.

Этот тезис может быть проиллюстрирован материалом рубрики «Жил на свете человек».

Домашнее задание. Ответить на вопросы (§ 2) и выполнить задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

При использовании варианта урока работы в парах для совместного выполнения заданий учащимся разрешается сесть в классе по желанию (по симпатиям).

Инструкция, которую учитель сообщает учащимся, может выглядеть следующим образом:

«Сегодня на уроке вам предстоит работать в парах. Помните, как поётся в детской песенке: „Легче вдвое дело любое спорится у друзей“? Обсудите в парах и подготовьте устный ответ на вопросы, выполните задания. Советуйтесь, вырабатывайте общее мнение по заданным вопросам. При обсуждении результатов каждый участник пары должен быть готов представить результат общих усилий. Удачи вам!»

№ п/п

Вопрос

Задание

1

Чем взрослый отличается от ребёнка?

Заполните таблицу в рабочей тетради, задание № 1 к § 2

2

Какие изменения происходят с человеком в подростковом возрасте?

Выполните задание № 6 в рабочей тетради

3

Какие аргументы вы можете привести в споре с теми, кто считает, что самостоятельность это хорошо?

Выполните задание № 5 в рабочей тетради

4

Легко ли быть подростком?

Ответ представьте в форме плана

Домашнее задание. Выучить § 2, выполнить задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *