Отрочество — особая пора жизни
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС
Задачи уроков
- 1. Познакомить учащихся с возрастной периодизацией, местом и особенностями подросткового возраста в жизни человека.
- 2. Способствовать осознанию важности подросткового возраста в выборе своего жизненного пути, определении позитивной модели поведения, значения самостоятельности и ответственности.
- 3. Использовать возможности данной темы для совершенствования рефлексии.
- 4. Совершенствовать умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.
Оборудование уроков
Выставка проектных работ по теме «Кто на кого похож», памятка «Организация парной работы».
План изучения нового материала
- Легко ли быть подростком.
- Отрочество — пора мечтаний.
- Самостоятельность — показатель взрослости.
- Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
Варианты организации учебной деятельности
Одним из вариантов является проведение комбинированного урока: сочетание работы с текстом учебника и выполнение познавательных заданий к параграфу и заданий в рабочей тетради. На первом уроке данной темы может быть рассмотрено содержание п. 1, 2, а на втором — третьего и четвёртого. Возможно использование варианта урока, при котором организуется работа в парах; этот вариант также рассчитан на два урока.
При выборе учителем комбинированного вида урока полезно начать его с проверки домашнего задания. Для пятиклассников это очень важно, поскольку у них нет ещё опыта работы с материалом нового курса; невнимание учителя к проверке заданий, выполненных учащимися, может негативно сказаться на их интересе к предмету, привести к формализму и безответственности учащихся: зачем делать то, что не будет проверено и оценено? Необходимо стимулировать активность ребят, побуждать их к проявлению творчества.
Далее можно провести обсуждение ответов учащихся на вопросы рубрики «Вспомним». Вероятно, у ребят не вызовет затруднения сравнение дошкольника и школьника. Чтобы облегчить это задание, необходимо предложить учащимся определить, по каким признакам можно сравнивать разные периоды в жизни человека, например рост и другие особенности внешности, основные занятия и умения.
Как вариант можно предложить учащимся заполнить в рабочей тетради сравнительную таблицу (§ 2, задание № 1).
Обсуждая вопросы, может ли маленький ребёнок обходиться без материнского ухода, в чём проявляется забота взрослых, важно подвести учащихся к выводу о том, что человек становится более самостоятельным с возрастом.
Задание рубрики «Обсудим вместе» может быть предложено в качестве основной проблемы, обсуждение которой полезно провести после изучения материала темы.
При комментированном чтении раздела параграфа «Легко ли быть подростком?» важно обратить внимание на противоречивость переходного возраста между детством и взрослостью. С одной стороны, заметно меняется внешний облик, существенные изменения происходят в физиологии, но при этом положение в семье, в школе изменяется незначительно. Взрослые зачастую не меняют своего отношения к подростку. Именно это обстоятельство порождает трудности и конфликты.
Закреплением к данному фрагменту урока может служить выполнение задания № 5 в рабочей тетради.
Ещё один существенный вопрос при изучении особенностей подросткового возраста — внимание к мечтам, романтическим фантазиям, жизненным планам, которые очень важны для становления духовной сферы человека.
Нередко от романтической мечты, зародившейся в подростковом возрасте, начинается поиск своего призвания.
Этот тезис может быть проиллюстрирован материалом рубрики «Жил на свете человек».
Домашнее задание. Ответить на вопросы (§ 2) и выполнить задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).
При использовании варианта урока работы в парах для совместного выполнения заданий учащимся разрешается сесть в классе по желанию (по симпатиям).
Инструкция, которую учитель сообщает учащимся, может выглядеть следующим образом:
«Сегодня на уроке вам предстоит работать в парах. Помните, как поётся в детской песенке: „Легче вдвое дело любое спорится у друзей“? Обсудите в парах и подготовьте устный ответ на вопросы, выполните задания. Советуйтесь, вырабатывайте общее мнение по заданным вопросам. При обсуждении результатов каждый участник пары должен быть готов представить результат общих усилий. Удачи вам!»
№ п/п |
Вопрос |
Задание |
1 |
Чем взрослый отличается от ребёнка? |
Заполните таблицу в рабочей тетради, задание № 1 к § 2 |
2 |
Какие изменения происходят с человеком в подростковом возрасте? |
Выполните задание № 6 в рабочей тетради |
3 |
Какие аргументы вы можете привести в споре с теми, кто считает, что самостоятельность это хорошо? |
Выполните задание № 5 в рабочей тетради |
4 |
Легко ли быть подростком? |
Ответ представьте в форме плана |
Домашнее задание. Выучить § 2, выполнить задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).