Свободное время

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

Задачи урока

  • 1. Расширить представления о семейном досуге, свободном времени подростка как времени развития своих способностей, реализации интересов и увлечений.
  • 2. Благоприятствовать дальнейшему осознанию значения правил здорового образа жизни, занятий спортом, бесполезности пустого времяпрепровождения, неприемлемости вредных привычек.
  • 3. Развивать умение исследовать ситуации, связанные с проведением подростками своего свободного времени, презентовать и оценивать собственные увлечения, характеризовать значимость здорового образа жизни.
  • 4. Содействовать развитию таких универсальных коммуникативных учебных действий, как: адекватное использование языковых средств для выражения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание.
  • 5. Способствовать развитию универсальных регулятивных учебных действий: умение планировать свою деятельность, составлять хронокарты своей работы и отдыха.
  • 6. Развивать универсальные коммуникативные учебные действия: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослым.

Оборудование урока

Выставка работ учащихся «Мои увлечения» (рисунки, поделки, макеты и т. д.), плакаты и рисунки на тему «Здоровый образ жизни», выполненные учащимися прошлых лет обучения.

План изучения нового материала

  1. Что такое свободное время.
  2. Свободное время и занятия физкультурой.
  3. Свободное время и телевизор, компьютер, мобильный телефон.
  4. Хобби и свободное время.

Варианты организации учебной деятельности

Традиционный комбинированный урок, сочетающий работу с текстом параграфа, объяснение учителя, выполнение познавательных заданий в рабочей тетради; урок-конференция «Все занятия хороши — выбирай на вкус», групповая проектная работа.

Традиционный комбинированный урок целесообразно начать с проверки домашнего задания — выполнения заданий рубрики «В классе и дома». После опроса учитель напоминает учащимся о том, что семья не только организует быт и семейный труд, воспитывает человека, помогает ему в трудные минуты, заботится о нём, но и организует совместный досуг.

Далее учитель может организовать комментированное чтение первого пункта параграфа «Что такое свободное время» (с. 40) и беседу с учащимися, используя рубрику учебника «Обсудим вместе».

Для закрепления полученных знаний можно предложить пятиклассникам выполнить задание № 4 в рабочей тетради и проверить результаты его выполнения.

Следующие два пункта параграфа можно прочитать последовательно друг за другом и сравнить описанные в тексте варианты времяпрепровождения с точки зрения их пользы для человека. Хотя вывод очевиден, но провести такой сравнительный анализ полезно. Важно, чтобы, выражая свою точку зрения, каждый учащийся аргументировал её, приводил примеры, конкретные факты.

Для проверки усвоения материала о здоровом образе жизни можно предложить учащимся следующие разноуровневые задания.

Прочитайте приведённый текст и выполните задания.

Физические упражнения — это удовольствие

Физические упражнения — это удовольствие. Подходящий вид физических упражнений найдётся для каждого.

Через несколько месяцев вы так к ним привяжетесь, что уже ни за что не бросите, а через полгода с вами произойдут грандиозные изменения. Вы станете деятельнее, живее, почувствуете прилив сил, у вас улучшится координация движений и реакция; вы легче будете справляться с нервным напряжением и плохим настроением; у вас уменьшится содержание жировых отложений, укрепятся костные ткани, улучшится кровообращение, повысится работоспособность. Если заниматься физическими упражнениями всей семьёй, то можно больше времени проводить сообща, наладить доверительные отношения и взаимопонимание между членами семьи, ваша семья станет прообразом единой спортивной команды.

Задание 1 (базовый уровень)

Какому слагаемому образа жизни посвящён данный текст? Какие ещё слагаемые характерны для здорового образа жизни?

Примерный ответ учащегося может быть следующим: «В тексте рассказывается о физической активности. Кроме указанных в тексте положений, здоровый образ жизни включает рациональное питание, общую гигиену организма, закаливание, отказ от вредных привычек».

Задание 2 (повышенный уровень)

Составьте собственный текст, посвящённый такому слагаемому здорового образа жизни, как закаливание.

В собственном тексте учащийся достаточно подробно формулирует значимые для данного элемента характеристики, описывает роль закаливания в здоровом образе жизни человека и семьи.

Эта часть плана может быть изучена как на основе текста параграфа, так и на основе материалов выставки, подготовленной учениками класса. Выставка может быть дополнена работами, выполненными в соответствии с заданием № 3 в рабочей тетради.

Домашнее задание. Выполнить задания № 6, 8 (§ 5) в рабочей тетради.

Проведение урока-конференции предполагает предварительную подготовку коротких сообщений и выступления учащихся на уроке. Для того чтобы конференция прошла очень интересно и продуктивно, учитель должен стимулировать учащихся к подготовке сообщений, организовать пространство класса таким образом, чтобы выступающий мог видеть всех учеников, ответить на возникающие вопросы и выслушать мнения о своём выступлении.

В ходе урока-конференции учитель берёт на себя роль ведущего, ему целесообразно самому выступить с коротким сообщением по данной теме, следить за временем, отведённым на выступление каждого участника. Необходимо чётко придерживаться регламента, стимулировать учеников класса: предлагать задавать вопросы, высказывать мнения об услышанном, делиться своими впечатлениями, пожеланиями и т. п. Учитель может подсказать пятиклассникам различные формы уважительного обращения к выступающим с вопросами; если какое-либо выступление не вызывает живого интереса в классе, педагогу необходимо самому задать вопрос докладчику. В заключительной части конференции важно подчеркнуть значение хобби как семейного увлечения; если такие примеры встречаются в классе, особо выделить их.

При выборе формы урока-конференции важен такой этап, как рефлексия. Рефлексия нужна для того, чтобы ученики лучше осознали сильные и слабые стороны своей работы на уроке и в ходе подготовки к нему.

Конференция не исключает организации выставки. Очень уместно совмещать рассказ о своём хобби с показом собственных поделок, рисунков, фотографий, вышивок и т. п.

Домашнее задание. Прочитать § 5, выполнить задания в рабочей тетради.

Групповая проектная работа. О некоторых правилах организации групповой работы говорилось выше. В данном случае возможна организация работы групп по интересам (группа коллекционеров, группа любителей музыки, группа спортсменов и др.). Состав и количество групп зависят от характера увлечений учеников в классе. Каждой группе предлагается чёткий план работы. Карточки с заданием и указанием времени на их выполнение готовятся учителем заранее. Задания могут быть следующими:

  1. Объясните, какую роль в жизни семьи играет семейный досуг (выступление 1-2 мин).
  2. Приведите примеры полезного, бесполезного и вредного проведения свободного времени (1-2 мин).
  3. Прорекламируйте своё хобби. Составьте короткий рассказ (сообщение) о своём увлечении и выступите перед классом (5 мин).

Учитель может активизировать деятельность учащихся, используя метод «мозгового штурма». В целях успешного выполнения задания № 3 учителю желательно дать возможность пятиклассникам заранее подготовиться к его выполнению.

Домашнее задание. Составить текст выступления «Здоровый образ жизни — это …», нарисовать плакат на тему «Здоровый образ жизни».

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.