Семья и семейные отношения

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС

Задачи урока

  • 1. Сформировать у учащихся представление о семье как ячейке общества, особой малой группе, в которой рождаются, растут и развиваются будущие граждане страны.
  • 2. Показать значимость семьи в жизни человека. На основе опыта учащихся выявить функции, роль семьи в жизни общества.
  • 3. Объяснить социальную значимость государственных мер поддержки семьи, защиты прав и интересов детей.
  • 4. Продемонстрировать преемственность поколений и значение семейных традиций в жизни разных народов нашей страны.
  • 5. Создать условия для совершенствования умения участвовать в дискуссии, аргументированно выражать своё мнение.
  • 6. В процессе организации проектной работы совершенствовать умения: ставить новые учебные цели и задачи, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения поставленных целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Оборудование урока

Плакат «Права ребенка» (такой плакат может быть заранее изготовлен учащимися 7-8 классов), фотовыставка «Я и моя семья».

План изучения нового материала

  1. Зачем люди создают семьи.
  2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
  3. Какие бывают семьи.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок, включающий комментированное чтение параграфа, выполнение заданий, приведённых в учебнике и в рабочей тетради. Первый урок по теме отводится изучению п. 1, 2 плана, а на втором уроке рассматривается п. 3 и закрепляется изученный материал по данной теме.

Урок с элементами проектной работы и применение ИКТ (сайт http://www.fm.ru, посвящённый проблемам семьи, семейной политике).

Комбинированный урок. Тема семьи не только имеет важное образовательное значение, но и является весьма деликатной, поэтому педагогу до изучения темы целесообразно получить информацию о семьях пятиклассников. Такая информация позволит учителю не спровоцировать травмирующей ситуации, быть корректным при обсуждении темы. Не секрет, что именно после 10-12 лет семейной жизни многие семьи переживают кризис. Нередко именно в это время многие ранее не работавшие мамы возвращаются к трудовой деятельности, поскольку считают, что теперь в основной школе ребёнок стал более самостоятельным и не нуждается в опеке. Многие семьи в это время заводят второго или третьего ребёнка. Это обстоятельство иногда остро переживается первым ребёнком, поскольку ему уделяется меньше внимания родителей. Возможно, в классе есть неполные или просто неблагополучные семьи и т. п. Всё это важно учитывать при проведении урока на тему о значении семьи и ценностях семейной жизни.

В курсе начальной школы учащиеся получили некоторые знания о семье как социальном институте. Актуализировать эти знания учителю поможет обращение к рубрике «Вспомним».

Вопросы рубрики «Обсудим вместе» позволяют организовать фронтальное обсуждение темы, в результате которого должен быть сформулирован вывод, что благодаря семье каждый человек может получить заботу и поддержку близких людей. Важно, чтобы пятиклассники осознали и общественное значение семьи.

Далее учитель может организовать самостоятельную работу с текстом учебника. Учащимся предлагается прочитать текст учебника (с. 26) и перечислить отличительные особенности семьи как социальной группы.

Затем можно предложить учащимся продолжить самостоятельное чтение текста (с. 26-27) и ответить устно на вопрос, в чём состоит главное предназначение семьи как части общества.

После обсуждения ответов учитель разъясняет пятиклассникам роль государства в защите семьи. Государство осуществляет:

— строительство социального жилья, детских садов и школ, больниц, стадионов, детских театров, домов школьников, детских лагерей отдыха;

— выплату пособий малообеспеченным и многодетным семьям, материнского капитала;

— воплощение в жизнь специальных государственных программ;

— заботу о детях-инвалидах;

— принятие и исполнение специальных законов, направленных на защиту семьи (Семейный кодекс и др.).

Учителю необходимо обратить внимание пятиклассников на проблемы, существующие в семейных отношениях:

— непрочность семей, которые нередко распадаются из-за отсутствия любви и настоящей ответственности супругов; при этом часто страдают дети;

— невысокий уровень доходов многих семей, что сказывается на семейном быте и отношениях между членами семьи;

— невыполнение некоторыми родителями своих обязанностей перед государством и своими детьми, особенно остро стоит проблема положения детей, оставшихся без попечения родителей.

Важно привлечь внимание пятиклассников к обсуждению основных прав ребёнка. Помимо текста учебника, можно использовать задание № 4 в рабочей тетради и обсудить результат его выполнения в классе.

Материал п. 3 посвящён двух- и трехпоколенным семьям, его самостоятельное изучение не вызовет сложностей у учащихся. Закрепить данные знания поможет выполнение задания № 7 в рабочей тетради.

Текст рубрики «Путешествие в прошлое» и задание № 2 рубрики «В классе и дома» позволяют расширить знания учащихся о традиционной семье. При усвоении данного материала важно, чтобы учащиеся поделились своими впечатлениями о нём. Логическим продолжением этой работы может стать выполнение заданий № 4 и 5 рубрики «В классе и дома» и задания № 1 в рабочей тетради.

Помимо рассказа о традиционной семье Русского Севера, полезно включить в урок материал о семейных традициях народов России, осветить особенности местных, региональных традиций организации семейной жизни.

Домашнее задание. Прочитать § 3, выполнить задания № 2 и 3 (§ 3) в рабочей тетради.

Проектная работа. Такой вариант организации урока требует предварительной подготовки. Учащиеся приносят на занятия семейные фотографии (с разрешения родителей), цветные фломастеры или карандаши, клей, ножницы, плотную бумагу, подобранные заранее иллюстрации или свои рисунки на тему «Права ребёнка». Учитель может посоветовать найти информацию в Интернете и оформить компьютерную презентацию.

Ученикам необходимо заранее прочитать текст «Основные положения Конвенции Организации Объединённых Наций о правах ребёнка» (рабочая тетрадь, задание № 4 (§ 3)), для того чтобы правильно подобрать иллюстрации. Педагог должен учесть, что полный текст Конвенции сложен для чтения пятиклассников, поэтому лучше ориентироваться на адаптированный вариант в рабочей тетради.

Пункт 1 плана урока может быть изучен пятиклассниками самостоятельно по тексту учебника (с. 26-27) или с помощью объяснений учителя, такой работе можно отвести до пяти минут на уроке, оставшееся время — это работа над проектами.

Учащимся в парах или в группах предлагается на уроке выполнить следующие проекты (каждая группа выбирает один проект):

Создать плакат на тему «Самые важные права ребёнка», с последующей устной презентацией своей проектной работы.

Написать свод правил «Права членов моей семьи» (задание № 8 (§ 3) в рабочей тетради). При обсуждении выполненного задания важно обратить внимание пятиклассников на соответствие правил заданной теме и на их формулировку. Учителю нужно подсказать ребятам, какие обороты речи можно использовать, и привести образцы любых правил поведения.

Создать плакат (постер) «Портрет счастливой семьи». Учитель может предложить следующие вопросы, на которые необходимо ответить в ходе выполнения задания: кто входит в состав такой семьи? Какие традиции есть в семье? Чем государство помогает семье? Какие нравственные правила семейной жизни являются главными для отношений между близкими родственниками? Как члены семьи относятся друг к другу?

Оформить буклет (написать и проиллюстрировать рассказ) «Я и мои домочадцы». При выполнении данной работы важно, чтобы ребята отразили в ней семейный уклад, традиции, особенности взаимоотношений именно в своей семье. Такой проект может быть реализован только по желанию самих учащихся.

Выполнить работу «Моя родословная» (задание № 3 в рабочей тетради).

Составить «Семейный словарик» — толковый словарь терминов, касающихся семьи и семейных отношений, при этом может быть использовано задание № 4 рубрики «В классе и дома». Можно также обратиться к электронной версии толкового словаря В. И. Даля (http://www.vidahl.agava.ru).

Организовать работу на уроке, используя метод проектов, достаточно сложно. Прежде всего необходимо кратко обсудить с каждой группой, какой вариант проекта ими выбран, что будет результатом их деятельности и как учащиеся планируют презентовать свою проектную работу.

После утверждения темы проекта необходимо помочь ребятам распланировать свою работу: с чего начать выполнение проекта, как распределить обязанности в группе, сколько времени можно отвести на выполнение задания (на создание проектного продукта), а сколько — на подготовку представления этой работы в классе. Учитель предлагает установить регламент и строго его придерживаться: 5 мин на обсуждение выбора темы и утверждения плана работы, затем 15-20 мин на создание проектного продукта и не менее 5-7 мин на краткую презентацию проектных работ и рефлексию.

Очень важно правильно провести рефлексию, обсудив то, что удалось реализовать в проектных замыслах, от чего пришлось отказаться и почему, что можно усовершенствовать дома, а что необходимо учесть в дальнейшей работе над учебными проектами.

Домашнее задание. Прочитать § 3, ответить на вопросы к нему, выполнить задания рубрики «В классе и дома» или в рабочей тетради (по усмотрению учителя).

В том случае, если учитель планирует на следующем уроке организовать дискуссию, необходимо предложить учащимся дома заранее познакомиться с текстом § 4.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *