Семейное хозяйство
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС
Задачи урока
- 1. Раскрыть особенности семейного хозяйства как особой сферы совместной деятельности членов семьи. Познакомить учащихся с понятием ресурсы семьи и их видами.
- 2. Благоприятствовать воспитанию уважения к домашнему труду как необходимому элементу организации семейного быта, пониманию значения рационального ведения домашнего хозяйства, совместного труда членов семьи для укрепления семейных отношений.
- 3. Создать условия для совершенствования активной познавательной деятельности учащихся (сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, проектная работа).
- 4. Содействовать формированию следующих универсальных учебных действий познавательного характера: умение использовать такие логические операции, как анализ объектов с целью выделения их признаков и синтез как составление целого из частей; умение определять критерии для сравнения, классификации объектов.
- 5. Способствовать развитию коммуникативных умений: 1) определять и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы; 2) аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; 3) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; 4) владеть устной речью; 5) строить монологическое контекстное высказывание.
Оборудование урока
Выставка проектов «Моё генеалогическое древо» и работ по предыдущим темам, толковые словари или словари русского языка (печатный или электронный вариант).
Кроме того, на уроке могут быть использованы иллюстрации и рекламные плакаты, посвящённые современным бытовым приборам, облегчающим домашний труд и экономящим трудовые и энергетические ресурсы.
План изучения нового материала
- Семейное хозяйство.
- Забота и воспитание в семье.
- Распределение обязанностей.
- Обязанности подростка.
- Рациональное ведение хозяйства.
Варианты организации учебной деятельности
Традиционный комбинированный урок, сочетающий работу с текстом учебника, беседу, выполнение познавательных заданий в рабочей тетради. На первом уроке могут быть изучены п. 1-3 плана урока, а второй урок посвящён изучению вопросов о домашних обязанностях подростков и о рациональном ведении хозяйства. Урок с элементами дискуссии.
Комбинированный урок целесообразно начать с проверки домашнего задания, а затем перейти к изучению нового материала.
Учащиеся, изучая предмет «Окружающий мир» в начальной школе, узнали о принципах ведения домашнего хозяйства. Кроме того, у большинства пятиклассников есть опыт личного участия в домашних делах. Актуализировать эти знания возможно в процессе беседы по вопросам рубрики «Вспомним».
Материал рубрики «Обсудим вместе» можно использовать в качестве проблемного задания. В начале занятия можно выслушать высказывания по этому вопросу нескольких (двух-трёх) учащихся, а в конце урока вернуться к обсуждению и выяснить, как изменились мнения пятиклассников.
Текст параграфа несложен для восприятия и понимания пятиклассниками, поэтому он может быть рекомендован для самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Ученикам могут быть предложены следующие вопросы для беседы:
- 1. Почему семья не может существовать без хозяйства?
- 2. Какие потребности человека удовлетворяются в процессе семейного труда?
- 3. Что такое семейные обязанности? Какие обязанности в семье выполняешь ты?
- 4. Почему семья крепче там, где семейный труд — общее дело?
- 5. Каким, по твоему мнению, должен быть настоящий хозяин дома?
- 6. Чем, по твоему мнению, отличается бережливый человек от жадного? Приведи примеры.
- 7. Чем различается семейный труд в городе и на селе?
- 8. Что такое ресурсы? Какие ресурсы есть у каждой семьи?
- 9. Имеет ли смысл деление семейных обязанностей на мужские и женские?
- 10. Какие домашние «помощники» есть в твоей семье?
- 11. Объясни значение слов: экономика, ресурсы, рачительность, рациональность.
После обсуждения данных вопросов возможно предложить учащимся выполнение заданий в рабочей тетради.
Задание № 1 — заполнение таблицы позволит соотнести основные потребности и ресурсы, необходимые для их удовлетворения.
Задание № 3 даёт возможность определить специфику мужских и женских домашних дел. При обсуждении результатов выполнения этого задания важно обратить внимание ребят на то, что в современном обществе заметно меняется отношение людей к выполнению определённых семейных обязанностей и традиционному делению этих обязанностей по половому признаку. Часто различные семейные дела выполняются теми домочадцами, у которых есть для этого время и умения.
Задание № 5 даёт возможность установить очевидные различия скупости, расточительности, экономности и бережливости. При необходимости учащиеся могут воспользоваться словарями, приготовленными учителем к данному уроку.
Задание № 8 может стать основной для осмысления учащимися проблемы распределения ресурсов семьи. Необходимо пояснить пятиклассникам значение слова «смета». Важно, чтобы они поняли, что расходы на детей составляют значительную долю в семейных тратах. Нередко эта доля от общего дохода в семьях с малым достатком больше, чем в хорошо обеспеченных семьях. Обсуждение этого задания необходимо проводить очень корректно, чтобы не обострять проблему различий в материальном положении учащихся.
Задание № 2 носит творческий характер и предполагает наличие умения подбирать рифмы, использовать образные средства для передачи своих мыслей. В результате выполнения данного задания пятиклассники должны понять значение выполнения семейных обязанностей, пусть порой не очень приятных.
Задание № 4 — кроссворд, в котором необходимо отгадать названия различных предметов домашнего обихода.
Задание № 6 включает термин «рачительный». Выполняя это задание, желательно обратиться к толковому словарю для уточнения значения этого термина.
Задание № 7 также носит творческий характер и может быть предложено учащимся для выполнения по желанию.
Домашнее задание. Выполнить задания рубрики «В классе и дома».
Для успешной организации урока с элементами дискуссии учащимся предлагается заранее познакомиться с текстом § 4. Вопросы для обсуждения необходимо предложить пятиклассникам также заблаговременно, чтобы у них было время их обдумать, подобрать аргументы для предстоящей дискуссии. На уроке нужно постараться выслушать как можно больше учащихся. Важно познакомить ребят с правилами дискуссии.
- Спорь по существу, а не из-за пустяков.
- Критикуй идею, а не человека.
- Уважай точку зрения того, с кем споришь.
- Не приклеивай ярлыков к тому, с кем споришь.
- Стремись установить истину, а не показать своё знание и красноречие.
- Будь самокритичен, умей с достоинством отступить в случае поражения.
Учитель может предложить следующие темы для обсуждения:
- Семейное хозяйство вести трудно. / Семейное хозяйство вести легко.
- Домашние дела — дела общие, и выполнять их нужно сообща. / Домашними делами должны заниматься те, у кого они лучше получаются.
- Бережливость — черта положительная. / Бережливость — один шаг до жадности.
- Семье лучше жить в городе. / Семье лучше жить в деревне.
- Семья может обходиться без лишнего, но нельзя обойтись без необходимого. / Семье мало только необходимого.
- Богатство — награда за труд. / Богатство — это не награда, а наказание.
На уроке важно дать возможность высказаться как можно большему количеству учащихся, учителю целесообразно напомнить ребятам о необходимости аргументации своей точки зрения. Педагог может посоветовать пятиклассникам в качестве доводов использовать материал учебника и информацию из дополнительной литературы, но ни в коем случае нельзя навязывать своё мнение; если учитель не согласен с высказыванием ученика, то свои возражения желательно выразить следующим образом: «Мне кажется, что…» — и далее обосновать свою точку зрения, показав тем самым, как можно с уважением полемизировать с оппонентом. Важно поощрять ребят в течение дискуссии.
После подведения итогов урока необходимо отметить тех учащихся, которые показали свои умения аргументировать выбранную позицию по тому или иному вопросу, придерживались правил ведения дискуссии.
Домашнее задание. Прочитать § 4, выполнить задания рубрик «Проверим себя», «В классе и дома».