Практикум по теме «Семья»
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС
Задачи уроков
- 1. Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Семья».
- 2. Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом.
- 3. Расширять опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
- 4. Содействовать развитию умения выполнять различные проектные работы.
- 5. Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи.
- 6. Развивать следующие универсальные учебные действия: умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение работать в группе.
Оборудование уроков
Выставка проектных работ по теме «Семья», рабочая тетрадь, плакаты и тематические рисунки учащихся.
План проведения практикума
- Я и моя семья.
- Учимся рационально вести домашнее хозяйство.
- Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Варианты организации учебной деятельности
Одним из вариантов проведения практикума является двухчасовое практическое занятие с элементами «мозгового штурма», возможно проведение ученической конференции по теме «Семья и здоровый образ жизни», в качестве ещё одного варианта проведения практикума учителю предлагается организовать проектную работу учащихся.
При организации практического занятия на первом из двух уроков важно провести обсуждение правил ведения домашнего хозяйства, представленных в учебнике (с. 39), проиллюстрировав их конкретными примерами и ситуациями.
Правило «Добросовестно выполняй свои обязанности по хозяйству, не перекладывай их на других». Это правило можно проиллюстрировать с помощью проведения анализа выполнения учащимися задания № 3 (§ 4) в рабочей тетради.
Обсуждение домашних обязанностей, отнесённых учениками к числу так называемых мужских или женских дел, даёт возможность глубже осмыслить необходимость совместных усилий членов семьи для создания комфортных условий и благоприятного семейного климата.
Правило «Научись обслуживать себя самостоятельно». В ходе беседы уместно напомнить учащимся, что самостоятельность (в том числе и в самообслуживании) — один из признаков взрослости. Следовательно, тот, кто претендует на взрослое отношение к себе, не должен проявлять беспомощность в домашних делах.
Правило «Помогай младшим и пожилым в обслуживании их». Это правило, по существу, дополняет предыдущее и позволяет проявить себя самостоятельным, взрослым, состоятельным в бытовом отношении человеком.
Школьники могут рассказать о том, какую помощь они оказывают бабушкам и дедушкам, младшим братьям и сёстрам, чему учатся у старших членов семьи, какие семейные секреты им передают старшие члены семьи (например, кулинарные рецепты, способы заготовки на зиму продуктов, приёмы штопки или вязания и т. п.).
Правило «Уважай труд других, будь аккуратным и бережливым». Данное правило носит более общий характер, оно касается не только собственно домашних дел, но и общего принципа отношения к чужому труду (например, к труду работников школьной столовой, гардероба, технических работников школы и пр.).
Здесь важны не наставления, что следует уважать любой труд, а конкретный разговор о том, в чём заключается польза такого труда, ценность аккуратности.
Правило «Избегай расточительности, ищи резервы экономии». Это правило может быть дополнено за счёт информации из учебника о правилах рачительного хозяина.
Правило «По приходу и расход держать» полезно проиллюстрировать анализом результатов выполнения задания № 8 (§ 4) в рабочей тетради. Так, выяснив, какие суммы денег расходуются ежемесячно на ребёнка в семье, можно обсудить пути экономии этих средств.
Правило «Бережливость лучше прибытка» нацеливает на бережное расходование тех семейных ресурсов, без которых невозможна семейная жизнь. Здесь можно обратиться к результатам выполнения задания № 1 (§ 4) в рабочей тетради.
Целесообразно также обсуждение вопроса: «Что значит дать вещи вторую жизнь?»
Одним из важных ресурсов семьи является сам семейный труд. На рациональное использование этого ресурса ориентирует правило «В одиночку не одолеешь и кочку, а артелью и через гору впору».
При обсуждении этого правила важно выяснить, понимают ли учащиеся значение слова «артель».
Практическую направленность обсуждению данного правила придаст выполнение задания, предложенного в учебнике: «Представь, что твоя семья ждёт гостей. Предложи вариант распределения обязанностей по организации их встречи».
На втором уроке может быть рассмотрена проблема семейного досуга и здорового образа жизни.
Вопрос о различных формах семейного досуга, способствующих укреплению семейных отношений, созданию благоприятного климата в семье, может быть изучен вариативно.
Например, возможно обсуждение следующего проблемного вопроса: что делать, когда делать нечего? Проблема в данном случае состоит в том, что ожидаемое всеми и каждым свободное время, оказывается, весьма трудно наполнить такими занятиями, которые полезны и увлекательны.
Интересно обратить внимание пятиклассников на то, что время — один из самых очевидных и самых расходуемых ресурсов. Обсуждение результатов выполнения задания № 1 (§ 5) из рабочей тетради можно предварить вопросом: «Почему во многих пословицах разных народов упоминается о рациональном использовании времени?»
Оценить фактические данные о расходовании времени на те или иные дела поможет выполнение и обсуждение задания № 8 (§ 5) в рабочей тетради. При выполнении этого упражнения необходимо выявить «похитителей» времени — такие занятия, на которые время расходуется бесцельно.
После такой аналитической работы оставшуюся часть занятия можно провести, используя метод «мозгового штурма» при решении проблемы проведения свободного времени с пользой для здоровья семьи. Для проведения «мозгового штурма» предлагается выделить группу экспертов из трёх — пяти человек, умеющих слушать, организованных, ответственных ребят, которые будут письменно фиксировать поступающие предложения. Этот способ работы предполагает применение нескольких простых правил.
- Высказывание любой критики в адрес автора идеи на стадии её выдвижения не допускается.
- Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи.
- Каждый участник урока должен представить максимально возможное количество идей.
Комбинирование и совершенствование предложенных идей осуществляется на следующем этапе, участникам «мозгового штурма» необходимо развить идеи, предложенные другими, комбинируя элементы двух или трёх предложенных идей.
Отбор лучшего решения происходит на завершающем этапе исходя из экспертных оценок. Те идеи, которые получат наиболее высокие оценки экспертов, могут быть озву чены в качестве общего вывода по теме обсуждения.
Ученическую конференцию на тему «Семья и здоровый образ жизни» можно провести совместно с учителем природоведения, который может помочь учащимся в отборе материала и его интерпретации.
Конференция проводится на первом уроке, на ней могут быть представлены и обсуждены сообщения учащихся по следующим темам: «Семья и рациональное питание», «Физическая активность и семейный досуг», «Семья и общая гигиена организма», «Семейное закаливание», «Семья и отказ от вредных привычек».
Учителю целесообразно познакомиться с текстами сообщений учащихся, сделать уточнения, посоветовать, как лучше донести до аудитории содержание своего доклада во время публичного выступления.
Хорошим дополнением к конференции может стать небольшая лекция школьного врача (или кого-то из родителей), который может привести конкретные данные о пользе здорового образа жизни.
На двухчасовом занятии учащиеся могут выполнить групповые проекты и представить их для обсуждения.
Темы проектов стоит сообщить заранее (не менее чем за неделю до урока) и предложить учащимся подготовить материал, который они будут использовать на уроке. Возможные темы проектов:
1. «Свободное время школьника». Реализация этого проекта осуществляется в несколько этапов. На первом этапе необходимо провести опрос среди учащихся своего класса или параллели, такой опрос по просьбе учителя могут провести старшеклассники, классные руководители или сам учитель. На втором этапе заполненные анкеты обрабатываются учениками на уроке, задача учителя помочь пятиклассникам систематизировать полученную информацию. На третьем этапе школьники оформляют данные результаты и готовятся представить их классу, учитель может предложить способы представления проекта.
2. «Что я думаю о здоровом образе жизни». В качестве исходной информации можно использовать мини-сочинения, написанные учащимися класса на уроке литературы (или на классном часе).
3.«Хобби моих одноклассников» (выставка рекламных плакатов и выставка коллекций).
4. «Семейный альбом» (рассказ о семейных преданиях).
5. «Из сундука моей бабушки» (рассказ о старых кулинарных рецептах, реликвиях и т. д.).
6. Презентация «Домашнее хозяйство кота Матроскина в деревне Простоквашино и Дяди Фёдора в городе». Задача учителя — организовать деятельность пятиклассников таким образом, чтобы результатом стала одна большая компьютерная презентация (альбом). Каждый ученик (группа) может создать свою страничку в этой презентации. Учащимся предлагается подготовить по две-три электронные странички, в которых рассказывается, чем отличается хозяйство городского жителя Дяди Фёдора от хозяйства сельского жителя кота Матроскина. После работы над отдельными страничками проводится их сборка и демонстрация готовой работы.
На презентацию таких проектов можно пригласить родителей, бабушек, дедушек; такой вариант представления результатов работы придаст уроку семейный характер, будет способствовать укреплению семейных отношений. Возможно также организовать конкурс проектов между классами.
Домашнее задание. Выполнить задания рубрики «В классе и дома» и в рабочей тетради (по выбору учителя).