Практикум по теме «Человек»
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по ФГОС
Задачи урока
- 1. Обобщить и закрепить знания учащихся о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности.
- 2. Способствовать развитию коммуникативных умений учащихся, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения.
- 3. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.
Оборудование урока
Рабочие тетради, плакат (слайд) с правилами работы на уроке-тренинге, карточки с заданиями, наборы фломастеров (у каждого учащегося).
План проведения практикума
- Почему человеком нельзя стать без общения.
- Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами.
Варианты организации учебной деятельности
На данном уроке возможно организовать работу учащихся с заданиями практикума в учебнике и рабочей тетради, ещё одним вариантом проведения практикума является урок с элементами тренинга общения.
При любом варианте организации занятия важно учитывать, что общение — ведущая деятельность для подросткового возраста и сама проблема общения для учащихся крайне актуальна. Многие из них испытывают реальные затруднения в общении, поскольку меняется их отношение к себе и окружающим.
Вместе с тем хотелось бы уберечь учителя от возможной ошибки — увлечения процессуальной стороной без должного осмысления, рефлексии собственных ошибок и удач.
Урок работы с заданиями практикума в учебнике уместно начать с проверки выполнения задания № 7 (§ 2) из рабочей тетради. Выслушав ответы учащихся, учителю стоит обратить внимание на такие рассказы, в которых затронута проблема общения. Большинство подростков мечтают о понимании, надёжном друге, который всегда рядом и с которым легко находить общий язык в разных ситуациях. Это даст возможность учителю связать тему практикума с ранее изученным материалом. Беседу возможно продолжить, используя следующие вопросы:
- 1. Как вы понимаете определение, что человек не только биологическое существо, но и социальное?
- 2. В каких ситуациях человек может проявить свои социальные качества?
- 3. Каким образом формируются социальные качества человека? Могут ли они проявиться вне общества и без общения?
- 4. Каковы особенности подросткового возраста, что меняется в человеке в этот период, а что остаётся неизменным?
- 5. Как вы думаете, почему многие подростки испытывают одиночество?
После вводной беседы можно предложить учащимся самостоятельно выполнить задания в рабочей тетради, а затем обсудить их в классе. Это могут быть как такие задания, которые учащиеся ещё не выполняли, так и такие, которые стоит обсудить ещё раз. Особенно важно для практикума выполнить задания № 1 и 4 (§ 1).
Общие выводы по итогам обсуждения можно записать на доске или оформить плакат «Учимся общаться».
При варианте организации урока-тренинга можно отказаться от привычной обстановки в классе, убрать парты (поставить по стенам класса) и расставить стулья по кругу так, чтобы все учащиеся видели друг друга.
В самом начале урока можно предложить ребятам следующие правила работы:
- Говорит тот, кто хочет, никого не принуждаем.
- Говорим от первого лица, т. е. за себя: «я чувствую», «я думаю».
- Выполняем упражнения, предлагая в качестве участников только себя, а не другого.
- Поддерживаем друг друга, учимся чувствовать настроение своих партнёров.
- То, что происходит на занятии, происходит «здесь и сейчас». Никакая информация с занятия не разглашается.
После краткой беседы о значении общения для человека, особенно в подростковом возрасте, можно предложить учащимся выполнить упражнения. Данный вид работы помогает увидеть типичные трудности и возможные ошибки, которые мешают получать настоящее удовольствие и пользу от общения. Упражнения предлагается выполнять всем учащимся по очереди.
Упражнение «Встреча одноклассника»
Спроси своего товарища: «Как настроение?» После того как упражнение выполнят все, стоит спросить у ребят о том, чей вопрос вызвал желание ответить на него у большинства учеников. Почему? Обсуждение упражнения позволит учителю подчеркнуть значение доброжелательного отношения (установки) и интонации при установлении контакта.
Упражнение «Настроение»
Учащимся предлагается разыграть сценку по парам. Задания даются на карточках и не оглашаются перед всем классом. Остальные учащиеся должны догадаться о том, какая ситуация была предложена той или иной паре учеников. Не стоит настаивать, если кто-то из пятиклассников не захочет показывать свой вариант, можно предложить публичное выступление по желанию двум-трём парам.
Ситуация: мама примеряет новое платье и просит сына (дочь) Н. оценить это платье.
A) Н. пришёл(ла) домой в плохом настроении, у него (неё) плохая оценка за контрольную по математике.
Б) Н. расстроен(а) неудачей. У него (неё) плохая оценка по математике, но он(а) не хочет испортить маме настроение, поскольку она примеряет платье, в котором будет встречать гостей в день своего рождения.
B) Н. пришёл(ла) домой в приподнятом настроении, у него (неё) отличная оценка за контрольную по математике.
Обсуждая результаты выполнения задания, стоит обратить внимание ребят на то, что часто неудачи общения связаны с тем, что мы, не подумав, переносим своё эмоциональное состояние на ситуацию общения и тем самым причиняем огорчение близким.
Упражнение «Как мы общаемся со сверстниками»
На карточке учащиеся фломастерами записывают слова в два столбца. В первом столбце слова, которые, по их мнению, способствуют успеху в общении, во втором слова, использование которых препятствует общению между людьми. Затем учитель предлагает поменяться карточками, передав их соседу по кругу.
При обсуждении после выполнения задания необходимо, чтобы каждый ученик называл слова, которые помогают в общении, а какие не надо использовать. Кроме того, ученик должен высказать своё согласие или несогласие с теми словами, которые указаны в карточке, доставшейся ему от соседа по кругу.
Обобщая материал, учитель поможет учащимся понять, что большинство учащихся похоже воспринимают и определяют причины, которые порождают успех или проблемы в общении между людьми.
Упражнение «Комплимент»
Каждый участник игры должен сказать комплимент своему соседу справа. В результате упражнения (игры) каждый ученик должен услышать добрые слова в свой адрес.
Задача учителя при проведении этого игрового упражнения заключается в том, чтобы подсказать ученикам, если у кого-то возникли трудности, за что можно похвалить участников занятия.