Формирование единых государств в Европе и России

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Предпосылки и особенности формирования единых государств в Западной Европе и России.

2) «Новое государство» в Западной Европе и усиление великокняжеской власти в России.

3) Европейский абсолютизм и российское самодержавие: сходство и различия.

4) Роль сословий в европейских странах и России.

5) «Военная революция» в Европе

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 3. Карта территории России к концу царствования Ивана III

Основные понятия и термины

Крепостное право. Абсолютизм. Самодержавие. Сословно-представительная монархия

Основные даты

1462—1505 гг. — правление Ивана III. Судебник 1497 г.

Персоналии

Иван III

Домашнее задание

§ 3 учебника.

*Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Какое государство, по вашему мнению, будет могущественным, успешным? Что, на ваш взгляд, для этого необходимо?

Предположите, какие группы населения, народы России были заинтересованы в процессе становления единого государства. Были ли предпосылки к созданию единого Российского государства? Рассмотрим, как проходил этот процесс в нашей стране, выявим его особенности и последствия

Высказывать и аргументировать собственные суждения.

Определять причинно-следственные связи.

Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя)

Постановка учебной задачи урока

Ориентационный (актуализации/повторения)

Вспомните, какие сословия существовали в XIV—XV вв. в Западной Европе. Какие сословия были заинтересованы в формировании единых государств?

Вспомните признаки централизованного государства.

Вспомните основные события и персоналии процессов формирования единых государств в Западной Европе (см. карту). Какую роль сыграли города, церковь в формировании единых государств в Западной Европе?

Актуализировать знания из курса всеобщей истории.

Определять причинно-следственные связи.

Кратко характеризовать исторический процесс — формирование единого государства.

Объяснять понятия: натуральное хозяйство, централизация, единое государство, деспотия.

Применять ранее изученные понятия: социальное неравенство, эксплуатация, государство

Устный рассказ.

Работа со словарём.

Беседа

Содержательно-операционный

Опишите хозяйственную деятельность человека (крестьянина, ремесленника) в условиях господства натурального хозяйства.

Объясните значение фразы: «Всё больше крестьян выкупали свои повинности у феодалов и становились свободными».

Рассмотрите карту. Выделите предпосылки формирования единого Российского государства. Оформите результат вашей познавательной деятельности в виде плана.

Какие символы изображены на гербе Ивана III? Что они означали? Откуда они попали на Русь? Почему, на ваш взгляд, Иван III не пожелал принять королевский титул, который ему предложил Фридрих III?

Прочитайте п. 5 § 3. Каковы были последствия «военной революции» в Европе?

Изучите фрагмент из «Записок о Московии» немецкого дипломата и историка С. Герберштейна (см. рубрику «Изучаем документ»). Как автор текста характеризует власть правителя Российского государства?

Являются ли записки иностранцев историческим источником? Какие особенности нужно учитывать историку при их использовании?

Прочитайте отрывок из труда историка А. Зимина (см. рубрику «Изучаем документ»). Согласны ли вы с тем, что утверждения историка справедливы для всех сословий России этого периода? Своё мнение аргументируйте

Характеризовать хозяйственную деятельность человека.

Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.

Использовать карту как источник информации.

Систематизировать информацию в виде плана.

Использовать иллюстрации учебника при доказательстве своих суждений.

Применять историографические знания.

Выделять объективную и субъективную информацию в источнике.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью правителя и развитием государства и общества

Работа с учебником, источниками, картой.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

С какой целью создаётся единая централизованная система управления государством?

Какую роль сыграли русские города, церковь в формировании единого государства? Сравните с Западной Европой.

Почему в России создание единого государства стало возможным в условиях господства натурального хозяйства?

Можно ли утверждать, что абсолютизм предоставляет правителю большую полноту власти, чем самодержавие?

Что было общего и различного в процессе формирования единых государств в Западной Европе и России? Аргументируйте вывод параграфа: «Формирование единых государств в Западной Европе и России имело как сходство, так и различия»

Аргументировать выводы и суждения.

Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов.

Сравнивать исторические процессы под руководством учителя

Беседа.

Работа с текстом


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

2 комментария на «“Формирование единых государств в Европе и России”»

  1. Светлана:

    Уважаемый коллега! К сожалению на ваших страницах поселилась паразитическая реклама. Как хозяин сайта вы в курсе? Нельзя как-то избавиться? (это не претензия)

    • Светлана, я в курсе. Это то зло, на которое мне пришлось пойти, несмотря на неудобства для посетителей. Доходы с рекламы идут на содержание блога и его развитие — сами знаете какие у нас зарплаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *