Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Земледелие. Крестьянство. 2) Казачество. 3) Города и горожане. 4) Ремесло. 5) Городское самоуправление и купеческие организации. 6) Торговля. 7) Денежная система |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Ресурсы урока |
Учебник, § 2. Карта. Электронное приложение |
Основные понятия и термины |
Роль природно-географического фактора в истории. Зона рискованного земледелия. Яровые и озимые культуры. Внутренний рынок. Слобода. Ярмарки |
Основные даты, периоды |
— |
Персоналии |
— |
Домашнее задание |
§ 2 учебника |
[post_ads_shortcode]
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Подумайте, что означает понятие «зона рискованного земледелия». Почему в начале XVI в. Россия оставалась земледельческой страной? В каких сферах российской экономики в начале XVI в. происходили изменения? |
Пояснять значение терминов и понятий. Ставить учебную задачу под руководством учителя |
Работа с текстом. Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
Известному российскому историку XIX в. С. М. Соловьёву принадлежат слова о том, что если для народов Западной Европы природа была матерью, то для народов России она являлась мачехой. Как вы понимаете данное сравнение? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами |
Комментировать с помощью примеров точку зрения учёного-историка. Использовать изученный материал по различным предметам, курсам (география, биология, история Древнего мира и др.) |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Проследите по карте, где складывались казачьи вольницы. Каким образом государство могло использовать казаков в своих интересах? Проанализируйте пословицы и поговорки россиян, посвящённые хозяйственной деятельности: «На Егорья мороз — будет просо и овёс»; «Кукушка до Егорья — к неурожаю и падёжу скота»; «Май холодный — год хлебородный». Приведите собственные примеры. Какие выводы можно сделать? Как характеризуют роль общины (мира) в жизни крестьянина следующие поговорки: «На миру и смерть красна»; «Мир — большой человек»; «Мир — всему голова»? Используя материалы параграфа, проанализируйте структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Какие слои населения входили в её состав? Как вы думаете, какое значение для хозяйственной жизни страны имела проведённая в 1530-е гг. денежная реформа? В чём её суть? Докажите взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли |
Использовать карту как источник информации. Приводить примеры, как труд влиял на развитие человека. Самостоятельно извлекать и комментировать информацию из исторических источников (фольклор), аргументировать выводы примерами из собственного жизненного опыта. Прояснять смысл исторического явления. Описывать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в. Доказать вывод, обосновать суждение на основе систематизации информации |
Беседа. Работа с учебником, картой |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
Из текста параграфа выберите цитаты, которые носят спорный характер, с точки зрения историков. Сделайте выводы, свой ответ аргументируйте. Оцените, смогли ли мы в полной мере ответить на этот главный вопрос нашего урока. Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют дополнительного освещения? |
Использовать изученный материал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно-оценочной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учителя свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме |
Работа с учебником. Дискуссия |
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.
Спасибо!