Российское государство в первой трети XVI в.
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала | 1) Государи всея Руси.
2) Завершение объединения русских земель. 3) Как управлялось государство |
Тип урока | Комбинированный |
Ресурсы урока | Учебник, § 4. Карта «Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III».
Фильм 15 «Великий Князь Иван III» из серии «Правители Руси» (Интернет) |
Основные понятия и термины | Боярская дума. «Государев двор». Казна. Дворцы. «Дети боярские». Наместник. Приказы. Кормление. Волость. Уезд. Стан. Поместье |
Основные даты | 1462 -1505 гг. — правление Ивана III. 1505 -1533 гг. — правление Василия III |
Персоналии | Иван III. Софья Палеолог. Василий III |
Домашнее задание | § 4 учебника. Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».
*Мини-проект Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Используйте сведения об истории вашего края. К уроку 5 (мини-проекты, опережающие задания) Используя материалы параграфа и Интернет, подготовьте: — презентацию «Казанское ханство и Русь: история отношений 1438 -1530 гг.»; — сообщение «Ливонский орден: история, традиции, символы»; — сообщение о Ганзейском союзе |
[post_ads_shortcode]
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Рассмотрите карту русских земель к началу XVI в. Какие актуальные, на ваш взгляд, задачи стояли перед правителями?
Какое значение для экономического и политического развития Российского государства имело объединение северо-восточных и северо-западных русских земель вокруг Москвы? Что нужно было предпринять правителям для централизации государства? |
Применять ранее изученные понятия в историческом контексте.
Прогнозировать последствия, значение исторических процессов и явлений. Определять учебную задачу, алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя) |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Изложите с опорой на составленный ранее план предпосылки формирования единого Российского государства.
Составьте синхронистическую таблицу «Выдающиеся современники Ивана III в мире» |
Раскрывать (под руководством учителя) связь между социально-экономическим и политическим развитием государства.
Актуализировать знания с опорой на составленный план, синхронистическую таблицу |
Работа с планом, таблицей.
Сообщение |
Содержательно-операционный | Покажите на карте территориальные приобретения Ивана III, Василия III, перечисленные в параграфе. Составьте хронологическую таблицу «Объединение русских земель». Самостоятельно определите названия столбцов. Используйте п. 1 § 4, карту.
Прочитайте отрывки из письма Василия III и «Повести о взятии Пскова». О каких качествах характера Василия III можно судить по фрагменту письма? Какие новые сведения о псковских событиях 13 января 1510 г. вы почерпнули из «Повести…»? Каково отношение автора к ним? Почему вечевой колокол удалили из города? Объясните значение фразы: «На церковном соборе Иван III предложил «у митрополита, и у всех владык, и всех монастырей сёла поимати», а взамен обеспечить их «из своея казны деньгами… и хлебом». Из каких источников составлялись доходы наместников? Почему такую форму получения средств называли «кормление»? Дайте определение данному понятию. Сравните (в виде таблиц) вотчину и поместье, российское поместье и феод: а) кто наделял; б) за что наделяли; в) право распоряжения; г) право изъятия. Из кого формировалось единое войско в первой трети XVI в.? Объясните происхождение названий этих сословий |
Показывать на карте и называть объекты.
Использовать текст и карту для составления таблицы. Планировать свою познавательную деятельность. Использовать элементы причинно-следственного анализа источника. Комментировать и разъяснять смысл суждения, вывода в историческом контексте. Давать определение понятиям, проясняя их смысл с помощью словарей, Интернета. Сравнивать исторические объекты, представляя результат в виде таблицы. Прояснять происхождение, смысл терминов с помощью словаря |
Работа с учебником, картой, таблицей.
Работа с дополнительными источниками информации. Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Приведите конкретные примеры, подтверждающие завершение централизации Российского государства.
Псков, Рязань и Смоленск оказали ли сопротивление московскому князю в процессе объединения? Составьте на основе текста учебника схему управления Российским государством в первой трети XVI в. Прокомментируйте её. Какую роль в управлении государством играл «государев двор»? Составьте рассказ «Завершение объединения русских земель» с использованием карты, схемы и др. Назовите, какие источники информации вы использовали при изучении вопросов урока. Какие оказались наиболее полезны (информативны)? Какие трудности при работе с ними возникали? |
Приводить примеры для подтверждения вывода.
Высказывать аргументированные собственные суждения. Составлять схему управления государством, давать описание элементам и их взаимосвязям. Систематизировать и излагать материал, используя источники информации, представленные в разных знаковых системах. Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности |
Устный рассказ.
Работа с картой, схемой. Беседа |
Дополнительный материал
Предпосылки образования единого Российского государства:
Духовные
- Единые исторические корни народов, древнерусская государственность.
- Духовное и культурное единство народа в условиях раздробленности было сохранено на основе единой веры — православия.
- Единая Церковь поддерживала объединение страны.
- Рост национального самосознания русского народа, осознание важности духовного и культурного единства.
Социально-экономические
- Возрождение и развитие хозяйственной жизни страны (повышение производительности земледелия, усиление товарного характера ремесла, рост городов и торговли).
- Стабильность и порядок, сильная власть были необходимы для укрепления хозяйственных, торговых основ страны, её развития, что поддерживалось практически всеми социальными группами.
- Усиление зависимости крестьян от крупных землевладельцев вызывало сопротивление, сдерживать которое могла централизованная власть. В то же время сильная власть могла и защитить крестьян от произвола ордынцев и землевладельцев.
- Бояре и дворяне были заинтересованы в сохранении своих владений и закреплении зависимости крестьян.
Политические (внутренние и внешние)
- Необходимость ликвидации последствий ордынского ига.
- Усиление и расширение власти Московского княжества.
- Уния православной церкви и католической западной церкви, подписанная византийско-константинопольским патриархом (Россия — единственное православное государство).
- Внешняя угроза границам русских земель (Литва, Ливонский орден, Речь Посполитая, Швеция и др.) вынуждала искать пути к объединению всех сил и ресурсов.
Примерная схема управления Российским государством в первой трети XVI в.
- Великий князь
- Государев двор
- Боярская дума
- Казна
- Дворцы
- Приказы
- Местное управление: наместники, волостели и др.
- Приказы
- Митрополит, Церковный собор
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.