Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам

Технологическая карта урока истории в 8 классе

Основные вопросы изучения материала

1) Причины народных выступлений.

2) Астраханское восстание 1705-1706 гг.

3) Восстание под предводительством К. А. Булавина.

4) Башкирское восстание.

5) Выступления старообрядцев.

6) Выступления работников мануфактур.

7) Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея»

Тип урока

Комбинированный урок

Ресурсы урока

Учебник, § 9. Карта. Фрагменты документов, трудов историков

Основные понятия и термины

Работные люди

Основные даты

1705-1706 гг. — Астраханское восстание.

1705-1711 гг. — Башкирское восстание.

1707-1708 гг. — восстание под предводительством К. А. Булавина

Персоналии

К. Булавин. Я. Носов. Царевич Алексей. П. А. Толстой

Домашнее задание

§ 9.

Напишите биографический очерк о Кондратии Булавине (не более 500 слов).

* Используя ранее полученные знания и дополнительные материалы, обобщите причины народных выступлений с древних времён до начала XVIII в. Определите и обоснуйте наиболее часто повторяющиеся причины таких событий.

Соберите материалы о народных выступлениях в XVIII в. на территории вашего региона. Соотнесите эти выступления с событиями, о которых написано в параграфе. Сделайте презентацию об этих событиях

[post_ads_shortcode]

Модули урока

Учебные задачи (ситуации, вопросы и задания, проекты) для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Изложите проблемы социально- экономического развития России первой четверти XVIII в. Решались ли они властями?

Как разные слои российского общества реагировали на происходившие при Петре I перемены в стране?

Определять основные проблемы развития страны.

Формулировать познавательную задачу урока

Беседа

Ориентационный (актуализации/повторения)

Приведите примеры социальных протестов в Западной Европе.

Вспомните и назовите формы социального протеста в XVII в.

В каком направлении развивалась социальная политика Петра I?

Актуализировать межкурсовые, предметные знания

Беседа

Содержательно-операционный

В чём заключался насильственный характер реформ Петра I? Конкретизируйте примерами.

Как вы думаете, могут ли быть сходными причины народных выступлений XVII и первой четверти XVIII в.? Определите главные причины народных выступлений в первой четверти XVIII в. Отличались ли они от причин народных выступлений в XVII в.?

Прочитайте фрагмент инструкций Петра I местным властям (см. учебник). С какой целью написан документ? В чём, по мнению Петра I, состояли причины народных выступлений?

Пользуясь текстом учебника и картой, составьте рассказ о восстании под предводительством К. А. Булавина.

Используя карту, определите, какое из трёх восстаний (в Астрахани, Башкирии, под предводительством К. А. Булавина) охватило наибольшую территорию.

В чём состояли особенности Астраханского восстания, специфика Башкирского восстания? Докажите с помощью примеров.

Обоснуйте примерами вывод параграфа: «Народные движения первой четверти XVIII в. были естественным ответом народа на усиление давления со стороны государства»

Определять способы деятельности исторической персоны.

Выявлять причины, особенности исторических событий.

Использовать приёмы анализа исторического источника при формулировании выводов и оценок.

Составлять рассказ на основе 2-3 источников информации с использованием памятки.

Сравнивать исторические события на основе сведений карты.

Иллюстрировать примерами особенности исторических явлений и процессов.

Обосновывать вывод с помощью конкретных исторических примеров

Работа с учебником, документом, картой.

Рассказ.

Беседа

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Определите особенности проявления социального протеста в России в начале XVIII в. В чём его основные причины?

Какие слои населения участвовали в народных движениях в XVIII в.? Оцените последствия этих движений.

Расскажите о выступлениях старообрядцев; работников мануфактур.

Используйте дополнительные источники информации и выскажите своё отношение к появлению и разрешению «дела царевича Алексея». В чём вы видите истоки конфликта отца и сына (см. дополнительный материал)? Обоснуйте, всем ли свидетельствам современников можно доверять.

Чем вы можете объяснить выступления представителей самых разных сословий против реформ Петра I? С чем они были не согласны? Можно ли считать участников таких движений противниками всех Петровских реформ, модернизации страны?

Примите участие в дебатах на тему «Народ имеет право на восстание».

Продолжите фразы:

«Изучив тему урока, я

— считаю, что могу себя похвалить за …;

— хочу поблагодарить …;

— считаю, что мне не удалось …;

— задумываюсь над …;

— хочу больше узнать о …»

Определять причины и особенности исторических событий и процессов.

Давать оценку последствиям исторического события, процесса.

Составлять рассказ с использованием памятки.

Выражать собственное отношение при оценке поступков людей.

Определять мотивы поступков, цели деятельности исторической персоны.

Различать достоверную и вымышленную информацию.

Аргументировать точку зрения с помощью конкретных примеров.

Принимать участие в дебатах.

Применять приёмы самоанализа своей познавательной деятельности, выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты

Работа с картой.

Рассказ.

Дебаты.

Рефлексия

Дополнительный материал

О челобитной астраханцев к Петру I

Приведение в исполнение указов царя об изменении русской одежды на иностранный образец вылилось в массовое оскорбление чувств астраханцев в большой праздник Ильин день в 1704 г., когда по всему городу по приказу воеводы, как писали Петру I челобитчики, «у мужска и женска полу русское платье обрезывали не по подобию и обнажали перед всем народом

и всякое ругательство над ними и девичьим полом чинили, и от церквей отбивали, их били, и усы, и бороды ругаючи обрезывали с мясом».

? Что послужило поводом к восстанию?

В. О. Ключевский о Петре I

В 1704 г. русские войска взяли Нарву, смыв позор первого поражения. На радостях Пётр говорил находившемуся в походе сыну Алексею, как необходимо ему, наследнику, для обеспечения торжества над врагом следовать примеру отца, не бояться ни труда, ни опасностей. «Ты должен любить всё, что служит ко благу и чести отечества, не щадить трудов для общего блага; а если советы мои разнесёт ветер, я не признаю тебя своим сыном». Впоследствии, когда возникла опасность исполнить эту угрозу, Пётр писал царевичу: «За моё отечество и людей моих я живота своего не жалел и не жалею; как могу тебя непотребного пожалеть? Ты ненавидишь дела мои, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю».

Материал к дебатам

Право на сопротивление (право на сопротивление угнетению) — право граждан любыми средствами защищать принадлежащие им права и свободы, относится к естественным правам, т. е. не требует подтверждения нормами позитивного права. Обоснование права на сопротивление угнетению берёт начало в античном праве на тираноубийство. Впервые право на сопротивление было письменно зафиксировано в Декларации независимости США 1776 г. В преамбуле этого документа указывается, что «если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. <…> Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий … обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности». Статья 2 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г. также указывает право на сопротивление угнетению в качестве одного из естественных и неотъемлемых прав человека наряду со свободой, собственностью и безопасностью.

[post_ads_shortcode]

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.