Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.
Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала | 1) Литва и Балтика.
2) Василий III и император Священной Римской империи. 3) На юго-восточных границах |
Тип урока | Комбинированный |
Ресурсы урока | Учебник, § 5. Карты «Россия в XV — начале XVI в.», «Русско-литовские войны в начале XVI в.» |
Основные понятия и термины | Сейм. Ганзейский союз. Ханства |
Основные даты | 1500-1503 гг., 1512-1522 гг. — русско-литовские войны. Начало XV в. — распад Золотой Орды. 1487 г., 1506 г., 1530 г. — походы на Казань |
Персоналии | Иван III. Василий III. Максимилиан I. Менгли-Гирей |
Домашнее задание | § 5 учебника. Опережающие задания:
Сообщение о детстве и юности Ивана IV. Иллюстративный ряд (презентация) по теме «Образ Ивана IV в произведениях искусства» |
[post_ads_shortcode]
Модули урока | Учебные задачи для организации образовательного процесса | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой | Как, на ваш взгляд, централизация могла влиять на внешнеполитическую деятельность и престиж государства?
Какие стороны жизни государства (княжества) необходимо изучить, чтобы раскрыть содержание и особенности его внешней политики? Какие источники информации могут в этом помочь? |
Доказывать на примерах значение исторического явления, события.
Формулировать познавательные запросы по теме урока |
Беседа |
Ориентационный (актуализации/повторения) | Покажите на карте земли, вошедшие в состав Московского княжества.
Какие внешнеполитические задачи удалось решить московским князьям к началу XVI в.? Какие задачи стали актуальными (значимыми) для единого Российского государства? |
Систематизировать информацию с помощью сведений карты.
Формулировать актуальные задачи развития государства в историческом контексте. |
Работа с картой.
Беседа |
Содержательно-операционный | Познакомьтесь с материалами § 5.
На основе изучения карты и п. 1, отрывка из «Истории провинции Ливония» летописца Б. Руссова определите, почему владение Смоленском было так важно для России. Свой ответ аргументируйте. Пункт 2 § 5: вспомните, какую роль в Европе играли рыцарские ордена в конце XV — середине XVI в. Из текста выберите цитаты, указывающие на их зависимость от конкретных государств. Оцените действия российского государя и императора Священной Римской империи при подписании ими договора о союзе против короля Сигизмунда I. Задайте вопросы одноклассникам — авторам мини-проектов: — «Ливонский орден: история, традиции, символы»; — «Казанское ханство и Русь — история отношений 1438-1530 гг.»; — «Ганзейский союз». Составьте таблицу, включающую основные внешнеполитические задачи единого Российского государства и основные итоги их реализации в первой трети XVI в. Прокомментируйте составленную таблицу. Что определяло внешнюю политику России в первой трети XVI в.? Какова была роль нашей страны в мире в этот период? |
Систематизировать знания на основе учебника, карты и дополнительных источников информации.
Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Оценивать поведение людей, их деятельность. Участвовать в обсуждении, задавать вопросы по теме урока. Представлять результат изучения темы в форме таблицы, комментировать её содержание |
Работа с учебником, картой, таблицей, работа над презентацией.
Беседа |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) | Докажите на конкретных примерах, что объединение русских земель вокруг Москвы было положительным, прогрессивным явлением. Поразмышляйте, какие организации в наши дни решают задачи, схожие с целями Ганзейского союза в период его существования.
В начале урока была поставлена задача — изучить содержание и особенности внешней политики Моcковского княжества в первой трети XVI в. Все ли планируемые для изучения вопросы удалось рассмотреть? Сделайте краткие выводы по итогам изучения темы. Заполните таблицу «И.Т.О.Г.» (интересно, трудно, освоено, главные выводы) |
Аргументировать вывод конкретными примерами.
Использовать исторические знания в контексте задач современной жизни. Подводить итоги и оценивать результативность познавательной деятельности |
Беседа |
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.