Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье

Урок истории в 6 классе

Цели: объяснить процесс образования варварских королевств, познакомить с системой управления Франкским королевством при Хлодвиге и переменами в обществе франков, с организацией христианской церкви.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться рассказывать о важнейших событиях становления средневековой Европы, используя основные и дополнительные источники информации; исследовать факторы, усилившие власть Хлодвига; расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения роли и значения христианства; давать образную характеристику Хлодвига, Меровингов;
  • метапредметные УУД: точно и грамотно выражать свои мысли; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; разработать информационный проект «Средневековый монастырь»;
  • личностные УУД: формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схема «Организация христианской церкви»; карта «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Историк назвал эпоху Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то период застыли, взирая друг на друга». На уроке нам предстоит понять смысл этих слов.

III. Актуализация знаний

— Что вы помните об образе жизни германцев и их религии из курса истории Древнего мира?

— Какие варварские народы нападали на Римскую империю в V в.?

— Какие из них захватывали Рим?

— Как вели себя германцы на захваченных землях империи?

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(Ученики определяют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. Христианская церковь в раннее Средневековье».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Франки захватывают Галлию.
  2. Как Хлодвиг управлял государством.
  3. Как росли владения знати.
  4. Хлодвиг и христианская церковь.
  5. Духовенство и миряне.

Формулирование проблемных вопросов урока.

Почему произошло образование королевских государств? Историк назвал эпоху

Великого переселения народов временем, когда «римляне, становившиеся варварами, и варвары, становившиеся римлянами, в какой-то момент застыли, взирая друг на друга». Как можно объяснить эти слова?

IV. Работа по теме урока

1. Франки захватывают Галлию

В IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины и на территории Римской империи создавали свои государства. Этот процесс получил название Великое переселение народов. Именно с этого времени ведет свой отсчет история Средних веков.

Задание: работая с картой «Римская империя и Великое переселение народов», определите направления расселения германцев и назовите образованные ими государства.

(Проверка выполнения задания.)

Вниз по течению Рейна шли германские племена франков. Они стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины. В конце V в. среди франкских вождей выдвигается Хлодвиг из рода Меровея. Следовательно, всех его потомков называли Меровингами.

Задание: найдите на карте территорию Франкского государства.

(Проверка выполнения задания.)

Франки в 486 г. в упорном бою у города Суассона разгромили войска римлян и подчинили себе Северную Галлию.

Задание: прочитайте документ «Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей» и ответьте вопросы.

— Почему Хлодвиг не взял чашу сам, а обратился с просьбой к войску?

— Почему он сразу не отомстил, а «подавил обиду»?

— Что изменилось через год в поведении короля и войска? Чем можно объяснить такую перемену?

(Ученики выполняют задание.)

Вскоре франки отвоевали у вестготов юг страны, покорили другие германские племена к востоку от Рейна. Около 100 000 свободных франков расселились по соседству с местным населением. Они расчищали и распахивали пустующие земли. Хлодвиг с дружиной присвоил огромные владения.

2. Как Хлодвиг управлял государством

В конце V в. возникло государство франков, во главе которого встал Хлодвиг. Он стал главным правителем Франкского государства.

Разделившись на две группы, вы должны сравнить систему управления франками.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период племенного вождизма.

Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 1, исследуйте систему управления франками в период королевства франков.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Король:

  • Королю подчинялось население всей страны в военное и мирное время
  • Дружина стала постоянной военной силой
  • Важные решения король принимал сам, советуясь только со знатными людьми
  • На местах король назначал графов — правителей из близких ему людей
  • Составлен первый сборник законов франков «Салическая правда»

(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)

Власть короля Власть племенного вождя
  • основана на принуждении
  • наследственная власть
  • распространяется на жителей всей страны
  • армия — дружина
  • суд по писаным законам
  • основана на авторитете
  • выборная власть
  • распространяется на жителей одного племени
  • армия — народное ополчение;
  • суд народного собрания

3. Как росли владения знати

После завоеваний и переселений неравенство у германцев усилилось. Следовательно, на завоеванных территориях франки не отменили рабство. Галло-римская знать сохранила часть своих владений и признала власть Хлодвига. Многие из их числа перешли к нему на службу и сумели сохранить свои земли, своих рабов и колонов. Франки, в свою очередь, столкнулись в Галлии с частной собственностью на землю, с правом собственника распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Хлодвиг захватил очень большие территории, на которых проживали 6-8 млн человек.

Хлодвиг присвоил себе земли, которые раньше были собственностью римского императора. Впоследствии из этих владений потомки Хлодвига щедро жаловали земли с рабами и колонами своим дружинникам в награду за службу. К концу VI в. знатные франки становятся крупными землевладельцами.

Хлодвиг перед смертью разделил Франкское королевство между четырьмя сыновьями.

Задание: предположите, какие последствия мог иметь этот шаг короля.

(Ученики выдвигают версии.)

Вы совершенно верно указали два основных последствия раздела государства франков:

— войны потомков Хлодвига;

— разорение земледельцев.

В этих условиях крестьяне постепенно теряли свободу. Как это происходило?

Задание: класс делится на четыре группы, каждая из которых знакомится с дополнительным материалом и готовит небольшие этюды.

Общее задание:

— назовите и охарактеризуйте пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян;

— укажите последствия этого процесса.

Дополнительный материал для первой группы

Захват земли силой

Знатный франк во главе отряда дружинников приближается к деревушке. Вот лес поредел, показались крестьянские хижины, окруженные частоколом. По приказу своего начальника дружинники согнали крестьян на площадь.

— Кому принадлежит эта деревня? Кто ваш господин? — грозно спрашивает пришелец.

— Над нами нет господина. Мы свободные люди! — слышатся возгласы общинников.

— Этого не может быть! Если у вас нет господина, я теперь буду вашим господином. Эта земля отныне моя, и лес теперь мой, и река моя. А вы будете моими людьми!

Крестьяне слушают эти слова, понурив головы, спины их сгорблены. В одно мгновенье они потеряли свободу. Многие в отчаянии обращают взоры к небу, ожидая помощи от Бога. Но напрасны их мольбы и стоны. Крестьяне бессильны перед хорошо вооруженными дружинниками их нового господина. Лица дружинников суровы, их руки сжимают оружие; они готовы броситься на крестьян при малейшей попытке к сопротивлению.

Дополнительный материал для второй группы

Отдача под покровительство

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. В отчаянии он обращается за «помощью» к одному из сильных соседей. Вот он приходит в усадьбу к графу. Долго ждет общинник, пока граф соблаговолит выйти из дома. Наконец хозяин усадьбы появляется на крыльце. Крестьянин склоняется перед ним в глубоком поклоне и говорит:

— Господин, возьми меня под свою защиту. Буду служить тебе своим имуществом и своим трудом.

— Хорошо, — надменно произносит граф, — ты теперь будешь моим человеком. Отныне тебя не будут брать в войско, ты должен обрабатывать участок моего поля около леса, а к Рождеству и на Пасху приносить барана и двух кур.

И крестьянин подписывал грамоту, в которой были перечислены все работы и приношения для господина.

Дополнительный материал для третьей группы

Закабаление за долги

С каждым годом все труднее становится общиннику вести хозяйство. Крестьянские земли со всех сторон окружены владениями богатых и сильных людей: с одной стороны земли графа — правителя области, назначенного королем, с другой — богача-судьи.

Все сильнее притесняют общинника его соседи. Почти каждый год в самую страдную пору, когда хлеб поспевает на полях, граф собирает войско в поход. Снарядиться общиннику надо за свой счет. А вернувшись из похода, он находит свое поле нескошенным, жену и детей голодными. Бывает и так: зайдет скотина на поле богатого соседа, тот тянет крестьянина в суд, и судья назначает высокий штраф за потраву. Королевские налоги тоже с каждым годом растут. Совсем невмоготу становится крестьянину вести свое хозяйство. И тогда он идет к знатному соседу и просит у него в долг до следующего урожая зерна.

— Хорошо, я дам тебе в долг, но вернешь ты все с процентами. Соглашается общинник, но засуха уничтожила весь урожай. И тогда крестьянин подписывает грамоту, в которой обязуется работать на поле феодала и отдавать часть урожая своему господину.

Дополнительный материал для четвертой группы

Пожалования короля

В королевском указе сказано, что пришел его посланец в селение Конрат на реке Марне и в присутствии многих свидетелей передал это селение посланцам епископа Гинкмара.

— Почему короли делали такие подарки епископам?

— Какой способ закрепощения крестьян отражен в этом факте?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Пути роста крупного землевладения и закрепощения крестьян:

  • Отдача под покровительство
  • Захват земли силой
  • Пожалования короля
  • Закабаление за долги

Последствия:

  • Рост крупных земельных владений знати и церкви.
  • Утрата крестьянами собственности на землю и личной свободы

4. Хлодвиг и христианская церковь

— Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания?

(Ответы учеников.)

Проблемный вопрос. Хлодвиг и знатные франки были язычниками, но вскоре они приняли христианскую веру, в результате образовался союз Хлодвига и христианской церкви.

— Почему король принял такое решение?

— Почему их союз был взаимно выгоден?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Союз Хлодвига и христианской церкви выгоден:

  • для короля франков:
    • вера в единого Бога сплачивала людей
    • церковь могла направить людей на борьбу с врагами
    • церковь могла примирить людей с новыми податями
    • церковь укрепляла авторитет правителей
    • церковь уверяла, что власть короля угодна Богу
    • руководителя церкви, как грамотные люди, помогали королям составлять указы и послания
  • для церкви:
    • короли охраняли богатства и привилегии церкви.
    • короли щедро дарили ей земли и ценные вещи.
    • руководители церкви были ближайшими советниками королей

К концу раннего Средневековья христианская церковь стала могущественной, разветвленной организацией.

Задание: работая со схемой «Организация христианской церкви», подтвердите верность данного суждения.

(Проверка выполнения задания.)

5. Духовенство и миряне

В связи с усилением роли христианской церкви все население можно было условно поделить на мирян, людей, которые не порывали с житейскими делами, и духовенство — особый слой населения, которое руководило духовной жизнью людей.

— Как жили, чем занимались представители духовенства?

Исследуем жизнь служителей церкви, разделившись на группы.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 2, 3 § 2, выделите ключевые понятия и термины и по ним составьте рассказ о жизни духовенства, используя прием «Снежный ком».

Задание для второй группы: работая с текстом п. 4, 5 § 2, составьте план рассказа по теме «Культурное наследие монастырей».

(Проверка выполнения задания.)

Презентация работы первой группы

Ключевые понятия и термины, по которым можно составить рассказ: проповеди, приходы, обители, монахи, монастыри, обет, аббат, трапезная, кельи, грехи, высшее духовенство.

Презентация работы второй группы

План по теме «Культурное наследие монастырей»:

  1. Скриптории — мастерские по переписке рукописей в монастырях.
  2. Внешний вид средневековых книг из пергамента.
  3. Трудоемкий процесс создания рукописной книги:
    1. написание текста каллиграфическим почерком;
    2. украшение заглавных букв — инициалов;
    3. создание миниатюр;
    4. создание заставок и орнаментов.
  4. Книг было мало, и стоили они дорого.
  5. Характеристика соборных школ.
  6. Ступени полного школьного образования в Средние века в изучении «семи свободных искусств»:
    1. тривиум — первая ступень (грамматика, риторика, диалектика);
    2. квадриум — вторая ступень (арифметика, геометрия, астрономия, музыка);
    3. «царица наук» — богословие.

— Работая в группе, составьте проект «Отличия средневековой школы от современной». Выделите линии сравнения

V. Подведение итогов урока

Представьте, что франка обвиняют в краже коня, но он ни в чем не виноват. Прочитайте дополнительный текст на с. 16 учебника и расскажите, как будет вести себя франк на суде. Чем будет отличаться его поведение от поведения на судебном процессе в наши дни?

— Какими способами и средствами Хлодвиг добивался своих целей? Какие черты характера проявились в его деятельности? Одобряете ли вы их? Почему? При ответе используйте исторический документ.

Когда Хлодвиг расправился с вождями, он собрал своих приближенных и стал жаловаться: «Горе мне, я остался как странник среди чужих и не имею родственников, которые могли бы подать мне помощь, если бы случилось несчастье». «Но он это говорил, — пишет летописец, — не потому, что горевал об их смерти, а по хитрости, рассчитывая, не сможет ли он случайно найти кого-либо из родственников, чтобы и его лишить жизни».

Вопрос-загадка. В документе сказано, что бедняк Арнольд отдал себя и трех своих сыновей с их потомством в зависимость монастырю. Предположите, что могло их вынудить к отказу от земли и свободы.

Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твое крещение — наша победа».

— Объясните смысл этих слов.

— Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?

— Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?

— Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией применительно к нашему времени? Аргументируйте свой ответ.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 2, ответить на вопрос: какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?
  2. Для средних учеников — § 2, подготовить проект на тему «Средневековый монастырь».
  3. Для слабых учеников — § 2, задание 6.

Вам может также понравиться...

1 комментарий

  1. Светлана:

    Спасибо, интересный конспект

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.