Крестовые походы
Урок истории в 6 классе
Цели: познакомить с историей Крестовых походов, с их участниками; выяснить причины и последствия Крестовых походов; показать их захватнический характер; дать целостное представление об историческом пути народов.
Планируемые результаты:
предметные: научиться объяснять причины Крестовых походов; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;
личностные УУД: формировать навыки самоанализа и самоконтроля; осмысливать и оценивать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов; воспитывать чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.
Оборудование: карта «Крестовые походы»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Христианская религия призывала прощать своих врагов, но при этом сама церковь разжигала ненависть к мусульманам и язычникам, беспощадно расправлялась с еретиками.
В каких случаях церковь призывала к милосердию в отношении врагов, а в каких — к беспощадной войне с врагами и их истреблению? Об этом мы и будем вести речь на уроке.
III. Актуализация знаний
— Какую роль играла христианская церковь в Средние века? Почему?
— Какие походы против еретиков организовывала католическая церковь?
— Каково было положение немусульман в Арабском халифате?
(Ответы учеников.)
В конце XI в. Алексей Комнин, император Византии, обратился к римскому папе с просьбой о помощи. Его государству угрожали воинственные турки-сельджуки, которые уже успели завоевать значительную часть Малой Азии. Римский папа Урбан II помог императору: в 1095 г., выступая перед верующими во французском городе Клермоне, призвал их к освобождению Гроба Господня в Иерусалиме. Он утверждал, что освобождение Святой земли от мусульман — долг каждого христианина. Так начались Крестовые походы.
— Где находится Святая земля? (В Палестине, где прошла земная жизнь Иисуса Христа.)
— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Крестовые походы».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
- Причины и цели Крестовых походов.
- Крестовые походы.
- Результаты и последствия Крестовых походов.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему Крестовые походы объединили интересы столь разных групп людей? Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, крестьян и ремесленников? Была ли идея Крестовых походов — освобождение Гроба Господня — главной? Почему в конце XIII в. Крестовые походы прекратились?
IV. Работа по теме урока
1. Причины и цели Крестовых походов
После захвата турками-сельджуками христианской святыни — Гроба Господня — в Западной Европе стали распространяться слухи о притеснениях паломников в Иерусалиме. В 1095 г., в городе Клермоне стечение народа было так велико, что свою речь папа Урбан II произнес на широкой равнине за городом.
Задание: познакомьтесь с содержанием исторического источника «Из выступления папы Урбана II в Клермоне», ответьте на вопросы и выполните задание.
— Уточните по карте, где располагались территории, упомянутые папой.
— Кого автор называет «народ Персидского царства»?
— На какие группы средневековых жителей были рассчитаны эти слова Урбана II? Аргументируйте свой ответ.
— Будет ли выполнен призыв папы о помощи богатых бедным? Как вы думаете, почему?
(Ученики выполняют задание.)
Предлагаю сыграть в ролевую игру. Разделимся на четыре группы, каждая из которых будет представлять отдельные слои средневекового общества.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия духовенства в Крестовых походах.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия крестьян и бедняков в Крестовых походах.
Задание для третьей группы: работа» с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия феодалов в Крестовых походах.
Задание для четвертой группы: работая с текстом п. 1 § 17, объясните цели участия итальянских городов в Крестовых походах.
(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. ПО).)
2. Крестовые походы
Мы выяснили, что религиозные и истинные цели участников Крестовых походов были различны. Они мечтали разбогатеть за счет грабежей и приобрести земли в далеких странах. Как же проходили Крестовые походы?
Цели участников Крестовых походов:
- Крупные и мелкие феодалы: грабеж, захват добычи, новых земель
- Итальянские города: захват торговых путей на Средиземном море, торговые льготы
- Крестьяне и бедняки: избавление от гнета феодалов и превращение в свободных земледельцев
- Католическая церковь (организатор походов): усиление влияния папы и захват новых владений
Задание: работая с текстом п. 2-7 § 17, заполните таблицу.
Линии сравнения | Первый Крестовый поход | Третий Крестовый поход | Четвертый Крестовый поход |
Годы | |||
Участники | |||
Цели | |||
Результаты |
(Проверка выполнения задания.)
3. Результаты и последствия Крестовых походов
— Какие результаты и последствия имели Крестовые походы?
(Работа в паре.)
Задание для первого ученика: работая с текстом п. 8 § 17, назовите результаты и последствия Крестовых походов, с точки зрения народов Востока.
Задание для второго ученика: работая с текстом п. 8 § 17, назовите результаты и последствия Крестовых походов, с точки зрения народов Западной Европы.
(Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.)
Народы Западной Европы | Народы Востока |
— Крестоносцы несли огромные людские и материальные потери.
— Католическая церковь не достигла своей цели в расширении власти над восточными странами. — Оживилась торговля на Средиземном море. — Распалась Византийская империя. — Взаимное влияние двух культур: западной и восточной: — стали выращивать восточные растения: рис, лимоны, абрикосы, арбузы и т. д.; — стали использовать ветряные мельницы; — научились изготавливать шелк, стеклянные зеркала; — стали мыть руки перед едой и мыться в банях |
— Огромные людские потери и материальные жертвы населения.
— Продажа людей в рабство. — Разграбление и разрушение городов. — Уничтожение памятников культуры, предметов искусства |
V. Подведение итогов урока
— Почему Крестовые походы объединили интересы таких разных групп людей?
— Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, крестьян и ремесленников?
— Была ли идея Крестовых походов — освобождение Гроба Господня — главной?
— Почему в конце XIII в. Крестовые походы прекратились?
Христианская религия призывала прощать своих врагов: в церковных книгах было сказано, что если ударили по одной щеке, надо подставить другую. Но сама церковь разжигала ненависть к мусульманам и язычникам, беспощадно расправлялась с еретиками.
— В каких случаях церковь призывала к милосердию в отношении врагов, а в каких — к беспощадной войне с врагами и их истреблению?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
VI. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке?
— Какие умения и навыки отрабатывали?
— С какими новыми терминами познакомились?
— Что понравилось и что не понравилось на уроке?
— Какие выводы сделали?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Для сильных учеников — § 17, ответить на вопрос: почему организатором Крестовых походов выступала церковь, а не европейские короли?
- Для средних учеников — § 17, написать от лица одного из участников Крестовых походов обращение к крестьянам о необходимости их участия в походе с объяснением причины.
- Для слабых учеников — § 17, вопросы и задания к параграфу.