Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Основные вопросы изучения материала

1) Образование Золотой Орды. Народы Орды.

2) Религии в Орде.

3) Экономика Орды.

4) Ордынское владычество на Руси.

5) Повинности населения.

6) Борьба русского народа против ордынского владычества.

7) Последствия ордынского владычества

Тип урока

Комбинированный

Ресурсы урока

Учебник, § 18. Карта «Нашествие хана Батыя на Русь»

Основные понятия и термины

Агрессия. Баскак. Владычество. Ярлык. Ордынский выход

Основные даты

1242-1243 гг. — создание Золотой Орды; получение князем Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение владимирское.

1257-1259 гг. — перепись населения на Руси

Персоналии

Ярослав Всеволодович. Чингизиды

Домашнее задание

§ 18 учебника. Составьте рассказы о последствиях для Руси владычества Орды, о борьбе русского народа против ордынского владычества. Используйте разные источники информации

 

Модули урока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

Мотивационно-целевой

Эпиграф к уроку:

России определено было высокое предназначение… Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы…

Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией…

А. С. Пушкин

Объясните слова поэта о том, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

Какие у вас возникают ассоциации в связи со словами «нашествие», «владычество», «иго»? Выразите их в виде перечня слов, определений

Объяснять смысл высказывания в историческом контексте.

Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события

Беседа.

Творческие задания

Ориентационный (актуализации/повторения)

В чём состояли главные причины поражения русских княжеств в борьбе с монгольскими завоевателями?

Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?

Вспомните, испытывали ли какие-либо народы длительную зависимость от завоевателей. Приведите примеры

Актуализировать знания из курсов истории.

Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий.

Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте п. 1 и расскажите, как возникло государство Золотая Орда. Как была устроена система управления в Орде? Изобразите систему управления в Орде в виде схемы.

Ознакомьтесь с отрывком из народной песни о баскаке Щелкане (см. рубрику «Изучаем документ»). О каком событии говорится в отрывке? Поясните, зачем ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников». Определите, насколько тяжела была ордынская дань. Кто и почему от неё освобождался?

Систематизировать информацию в форме рассказа, схемы.

Анализировать исторические источники разного вида для получения дополнительной информации по теме

Рассказ.

Работа с текстами

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

В чём проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды? Составьте схему, отражающую систему зависимости Руси от Золотой Орды. Дайте свои комментарии к словам К. Маркса об ордынском иге (см. дополнительный материал).

Прочитайте фрагмент «Повести о житии Александра Невского» (см. дополнительный материал). Как автор характеризует деятельность князя, его политику в отношениях с Ордой?

Каковы были последствия ордынского владычества для Руси (составьте схему)? для Европы?

Подберите ряд слов, отражающих ваше восприятие ордынского ига, отношение к монгольским завоевателям. Напишите синквейн «Ордынское иго»

Раскрывать характерные черты исторического явления.

Графически представлять информацию об историческом явлении (в виде схемы).

Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме

Творческие задания.

Рассказ.

Беседа

Дополнительный материал

КАРЛ МАРКС об ордынском иге на Руси

Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. <…> Будучи непропорционально малочисленными по отношению к размаху своих завоеваний, они хотели создать вокруг себя ореол величия и путём массовых кровопролитий обессилить ту часть населения, которая могла бы поднять восстание у них в тылу. Они проходили, оставляя за собой пустыни…

Система управления в Золотой Орде

Система управления в Золотой Орде

Система зависимости русских земель от Золотой Орды

Система зависимости русских земель от Золотой Орды

Пример синквейна на тему «Ордынское иго»

Иго —

Разрушительное, жестокое.

Напали, разорили, сожгли…

Власть Золотой Орды над Русью!

Упадок…

«ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (фрагмент)

В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего». После смерти отца своего пришёл князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нём до устья Волги. И жёны моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Вот идёт Александр!» Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра. После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их…

Наполнил же бог землю Александра богатством и славою и продлил бог дни его. Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «…обо всём этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси. И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу. Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

…Великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошёл до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся… Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ.

Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 602.


Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015.

Автор

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в Российском государстве второй половины XV в

Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *