Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
Технологическая карта урока истории в 6 классе по ФГОС
Основные вопросы изучения материала |
1) Образование Золотой Орды. Народы Орды. 2) Религии в Орде. 3) Экономика Орды. 4) Ордынское владычество на Руси. 5) Повинности населения. 6) Борьба русского народа против ордынского владычества. 7) Последствия ордынского владычества |
Тип урока |
Комбинированный |
Ресурсы урока |
Учебник, § 18. Карта «Нашествие хана Батыя на Русь» |
Основные понятия и термины |
Агрессия. Баскак. Владычество. Ярлык. Ордынский выход |
Основные даты |
1242-1243 гг. — создание Золотой Орды; получение князем Ярославом Всеволодовичем ярлыка на великое княжение владимирское. 1257-1259 гг. — перепись населения на Руси |
Персоналии |
Ярослав Всеволодович. Чингизиды |
Домашнее задание |
§ 18 учебника. Составьте рассказы о последствиях для Руси владычества Орды, о борьбе русского народа против ордынского владычества. Используйте разные источники информации |
Модули урока |
Учебные задачи для организации образовательного процесса |
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Оценивание образовательных результатов |
Мотивационно-целевой |
Эпиграф к уроку: России определено было высокое предназначение… Её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы… Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией… А. С. Пушкин Объясните слова поэта о том, что Западная Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией». Какие у вас возникают ассоциации в связи со словами «нашествие», «владычество», «иго»? Выразите их в виде перечня слов, определений |
Объяснять смысл высказывания в историческом контексте. Выражать и описывать свои чувства при обсуждении исторического явления, события |
Беседа. Творческие задания |
Ориентационный (актуализации/повторения) |
В чём состояли главные причины поражения русских княжеств в борьбе с монгольскими завоевателями? Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Вспомните, испытывали ли какие-либо народы длительную зависимость от завоевателей. Приведите примеры |
Актуализировать знания из курсов истории. Раскрывать причинно-следственные связи исторических событий. Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме |
Беседа |
Содержательно-операционный |
Прочитайте п. 1 и расскажите, как возникло государство Золотая Орда. Как была устроена система управления в Орде? Изобразите систему управления в Орде в виде схемы. Ознакомьтесь с отрывком из народной песни о баскаке Щелкане (см. рубрику «Изучаем документ»). О каком событии говорится в отрывке? Поясните, зачем ордынцы «поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников». Определите, насколько тяжела была ордынская дань. Кто и почему от неё освобождался? |
Систематизировать информацию в форме рассказа, схемы. Анализировать исторические источники разного вида для получения дополнительной информации по теме |
Рассказ. Работа с текстами |
Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный) |
В чём проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды? Составьте схему, отражающую систему зависимости Руси от Золотой Орды. Дайте свои комментарии к словам К. Маркса об ордынском иге (см. дополнительный материал). Прочитайте фрагмент «Повести о житии Александра Невского» (см. дополнительный материал). Как автор характеризует деятельность князя, его политику в отношениях с Ордой? Каковы были последствия ордынского владычества для Руси (составьте схему)? для Европы? Подберите ряд слов, отражающих ваше восприятие ордынского ига, отношение к монгольским завоевателям. Напишите синквейн «Ордынское иго» |
Раскрывать характерные черты исторического явления. Графически представлять информацию об историческом явлении (в виде схемы). Формулировать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой теме |
Творческие задания. Рассказ. Беседа |
Дополнительный материал
КАРЛ МАРКС об ордынском иге на Руси
Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. <…> Будучи непропорционально малочисленными по отношению к размаху своих завоеваний, они хотели создать вокруг себя ореол величия и путём массовых кровопролитий обессилить ту часть населения, которая могла бы поднять восстание у них в тылу. Они проходили, оставляя за собой пустыни…
Система управления в Золотой Орде
Система зависимости русских земель от Золотой Орды
Пример синквейна на тему «Ордынское иго»
Иго —
Разрушительное, жестокое.
Напали, разорили, сожгли…
Власть Золотой Орды над Русью!
Упадок…
«ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (фрагмент)
В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: «Александр, знаешь ли, что бог покорил мне многие народы. Что же — один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего». После смерти отца своего пришёл князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нём до устья Волги. И жёны моавитские начали стращать детей своих, говоря: «Вот идёт Александр!» Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему». Почтив же его достойно, он отпустил Александра. После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их…
Наполнил же бог землю Александра богатством и славою и продлил бог дни его. Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: «Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших — Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «…обо всём этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси. И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу. Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошёл к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
…Великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошёл до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся… Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ.
Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 602.