Завоевание Римом Италии

Урок истории в 5 классе

Цели: обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н. э.)».

Информация для учителя

Опрос не должен занимать много времени, поскольку новый материал очень объемен и имеет большое теоретическое значение. Без знания того, кто такие консулы, народные трибуны, что представлял собой сенат, невозможно понять римскую историю. Проверку домашнего задания целесообразно провести в форме фронтальной беседы, а дать развернутый ответ попросить наиболее подготовленного ученика.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейший Рим»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 39.

КАРТОЧКА №39

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили жители Древнего Рима?»

Для этого вспомни:

— В честь кого город получил такое название?

— Какие занятия существовали у древних римлян?

— Какая система управления у них была?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В 753 г. до н. э. на холмах левобережья Тибра был основан город Рим. Такое название (согласно легенде) он получил в честь одного из братьев Ромула (Рим — по-латински Рома). Древние римляне занимались земледелием, скотоводством, обработкой железа и ловлей рыбы. В управлении Римом принимали участие только патриции, коренные жители Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию, в которое входили только мужчины — патриции. Оно выбирало царя, правившего пожизненно.

2. Фронтальная беседа с классом.

— Где расположена Древняя Италия? (На Аппенинском полуострове.)

— Чем отличались природные условия Древней Италии от природных условий Древней Греции? (Выпадало больше дождей, Аппенинские горы не очень высокие, поэтому не было такой раздробленности, как в Греции, больше было плодородных земель, пригодных для занятий сельским хозяйством.)

— Какие племена, жившие на территории Италии, вы знаете? Покажите на карте территории, на которых они жили. (Этруски, латины.)

— Почему новое устройство управления можно назвать аристократической республикой? (Так как в органах управления ранней республики принимали участие только патриции.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 39 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем изучать историю Древнего Рима. Мы познакомились с природными, географическими условиями этого государства, с занятиями его жителей. В 509 г. римляне установили новую форму правления, которую назвали республикой.

— Выясним, что такое республика.

IV. Изучение новой темы

План

1) Управление республикой.

2) Римское войско.

3) Господство Рима над Италией.

На доске: тема урока, новые слова: народные трибуны, консулы, галлы, Юнона, Пирр.

1. Рассказ учителя о республике римлян по схеме.

  • 509 г. до н. э.
  • Народное собрание
    • Консул на 1 год
    • Консул на 1 год
  • Сенат (300 чел.)

В управлении Римом первоначально принимали участие только патриции, плебеи (особенно богатые) этим были очень недовольны. Примерно двести лет между ними шла борьба, в результате которой плебеи стали полноправными гражданами Рима. Высшая власть принадлежала Народному собранию. С 509 г. до н. э. в Риме стали выбирать двух консулов, которые поочередно председательствовали в Народном собрании, осуществляли командование и набор в войско. Консулом мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но поскольку зарплату за службу им не платили, только богачи из патрициев и плебеев становились консулами.

Плебеям дали право выбирать народных трибунов, которые могли приходить на заседания сената и защищать их интересы. Народные трибуны имели право вызвать к себе для ответа любого человека, включая консула. С учреждением трибуната власть в Риме обрели богатые люди, неважно, плебеи они или патриции.

Заседания сената созывал консул, он же председательствовал на них. Зал заседаний заполняли ряды скамей для сенаторов с широким проходом посреди. Перед скамьями сенаторов стояли кресла из слоновой кости — для консулов. После того как консул сообщал сенату повестку дня заседания, сенаторы высказывались, и консул переходил к голосованию. Сенаторы расходились по обе стороны прохода в зале — на одной стороне собирались сторонники предлагаемого решения, на другой — его противники.

Сенаторы облачались в тогу с пурпурной каймой, носили высокие черные башмаки. Знаком их достоинства был золотой перстень.

Такая система управления в Риме получила название республика (в переводе с латинского — общественное дело). Конечно, Римская республика опиралась на сильную армию.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 на с. 214 Вигасина или п. 4 на с. 225 Михайловского.

Выяснить, чем отличалась армия римлян.

3. Сообщение учащегося о военных победах римлян (можно в объеме учебника). Дополнительный материал есть в конце урока.

V. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 66 (с. 49-50).

б) Беседа по вопросам.

— Что общего было в управлении Афинским государством и Римской республикой? (Власть высшая принадлежала Народному собранию, ежегодно выбирались правители.)

— Чем отличались системы управления Афинами и Римом? (В Греции чиновникам платили деньги, а в Риме — не платили. В Греции закон мог предложить любой гражданин, а в Риме только тот, кто занимал государственную должность, кроме того, в Риме огромной властью обладал сенат.)

VI. Подведение итогов уроков

Домашнее задание: прочитать § 45-46 Вигасина или § 39-40 Михайловского; подготовить развернутые ответы на вопросы: «Как управлялась Римская республика?», «Как была организована армия римлян?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 61 (с. 46), заполните контурную карту «Древняя Италия»; для любознательных: римляне, установив республику, стали принимать много новых законов. У кого они этому научились? (Республиканские законы Рима должны были заменить произвол царей и сената. Большой опыт такого законодательства накопили греки, поэтому римляне направляли послов на учебу в греческие города Южной Италии.)

Дополнительный материал

Обязанности государственных должностных лиц из числа сенаторов

Ежегодно римляне избирали двух консулов — высших представителей власти. Они управляли всеми делами в сенате и в армии. Прослужив год на своем посту, консулы могли стать проконсулами (наместниками римских провинций).

Восемь преторов избирались для того, чтобы стать судьями.

Четыре эдила были обязаны наблюдать за порядком на рынках, улицах и в общественных зданиях. Они также организовывали и оплачивали общественные зрелища, благодаря чему становились популярными. Ежегодно римляне выбирали 20 финансовых администраторов, называвшихся квестрами. После 80 г. до н. э. каждый римлянин, избранный на должность квестора, автоматически становился сенатором.

В чрезвычайных обстоятельствах государственные власти могли назначить диктатора, чьи полномочия устанавливались на 6 месяцев. Он обладал абсолютной верховной властью над всеми гражданами. Диктатор мог назначить себе помощника, носившего титул начальника конницы. Каждые пять лет из бывших консулов избирались два цензора сроком на 18 месяцев. Они занимались проверкой списка сенаторов, исключали из него недостойных и вводили новых. Цензоры отвечали также за заключение государственных договоров, за организацию общественных работ и сбор налогов.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 11.

Жизнь воинов Римской республики

В эпоху ранней Республики любой римлянин в возрасте от 17 до 46 лет, владеющий собственностью, мог быть призван на службу в армию. Эта служба считалась обязательной для граждан Рима.

За время своей службы воины совершали 16-17 военных походов, некоторые оставались в армии навсегда. К 100 г. до н. э. большинство воинов уже были профессионалами. Трижды в месяц войско совершало марш-броски по 30-40 километров. Воины шли в быстром темпе: со скоростью 6,5 и даже 8 километров в час. Легионеры учились строить и собирать лагерь.

Поступая на службу в армию, новобранец давал клятву верности. Прежде это было обещание исполнять приказы своих командиров, затем — клятва верности императору.

Провинившихся солдат подвергали телесным наказаниям. Легиону, оказавшему неповиновение, уменьшали рацион питания; если же возникали бунты, то проводилась децимация — казнь по жребию каждого десятого воина.

При Цезаре легионеры получали жалованье в 225 денариев в год. Император Домициан повысил его до 300 денариев. Воинам приходилось покупать пищу за свои деньги, на что уходила треть их жалованья. Пища была простой: сыр, бобы, хлеб или лепешки из пшеничной или ячменной муки. Питьем солдатам служила вода или поска — дешевый сорт вина.

Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика фехтовании. Помимо обучения военному делу воины изучали ремесло землемера, строителя, каменщика, а также учились строить дороги, каналы и различные здания.

До 5 г. до н. э. срок службы в армии составлял 20 лет. Впоследствии он был увеличен до 25 лет. Правительство, опасаясь отставных воинов, давало им определенные суммы денег или небольшие наделы земли.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 16-17.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *