Олимпийские игры в древности
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Основание греческих колоний»
1. Подготовка устного ответа по карточке №31.
КАРТОЧКА № 31
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как выглядела греческая колония?»
Для этого вспомни:
— Почему греки покидали свою родину и селились на чужих землях?
— Назови любые греческие колонии (воспользуйся картой).
— Что привозили купцы из Греции в колонию?
— Что вывозили из нее?
— Права греков в колониях отличались от прав, которые они имели на родине?
— Что общего оставалось у греков, живших на разных территориях?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Поскольку в Греции было мало почв, пригодных для земледелия, не хватало продуктов питания, велась борьба между демосом и знатью: все это заставляло греков осваивать новые земли — колонии. Самые известные из них на побережье Черного моря — Ольвия, Херсонес, на побережье Средиземного моря — Сиракузы, Карфаген. В свои колонии греки вывозили вино, оливковое масло, различные ремесленные изделия. Привозили оттуда хлеб, рабов, мед. Права греков в колониях, их религиозные верования и обряды, управление не отличались от тех, которые существовали у них на родине. Таким образом, где бы ни жили греки, они говорили на одном языке, пользовались одним и тем же письмом, поклонялись одним и тем же богам и называли себя эллинами, а Грецию — Элладой.
2. Индивидуальная работа с учащимися (письменно на листочках; 5-6 человек).
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 27 (с. 19).
б) Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова:
1) Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Это я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня! (Прометей.)
2) Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нем и не нашел выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков! (Дедал.)
3) До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое! (Геракл.)
4) Какой позор для меня, никогда не смыкавшего глаз! Конечно, если бы не колдовство царевны, я не погрузился бы в тяжелый сон… А она-то какова! Пошла против собственного отца и помогла чужеземцам овладеть бесценным сокровищем! (Дракон, стороживший золотое руно в Колхиде.)
5) Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей.)
6) Я люблю свою мать и люблю мужа! Но сердце мое разрывается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими! (Персефона.)
Догадались ли вы, о каких героях мифов идет речь? Если да, то обоснуйте свой ответ.
3. Работа с классом. Решение задачи.
— Греческий аристократ писал: «Я на корабль беглеца пышный мой дом променял». К каким событиям в Греции VIII-VI вв. до н. э. относится это высказывание? Почему многие аристократы покидали Грецию? (Это высказывание относится к периоду колонизации греками побережий Черного и Средиземного морей. Аристократы покидали свои дома в поисках новых земель или с желанием обезопасить свою жизнь от притеснений демоса на родине, так как интересы тех и других часто не совпадали.)
4. Устный ответ ученика по карточке № 31 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок№ 10).
III. Переход к изучению новой темы
Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Мы узнаем на уроке.
— Ознакомимся с историей Олимпийских игр.
IV. Изучение новой темы
План
1) Первые Олимпийские игры.
2) Пять незабываемых дней.
3) Победители Олимпийских игр.
На доске: тема урока, дата 776 г. до н. э., новые слова: атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина, п. 1 §33 на с. 153.
— Назовите причины появления Олимпийских игр. (Поклонение богам. Стремление показать силу и ловкость жителей Греции.)
2. Рассказ учителя или сообщения учащихся.
Олимпийские игры происходили летом и продолжались пять дней. В первый день было торжественное открытие: атлеты приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи клялись выносить справедливые решения.
Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Большинство состязаний происходило на стадионе, который имел продолговатую форму. Плату за посещение стадиона не брали. С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями.
Самая короткая дистанция в беге равна 192 м. Одним из видов состязания был бег в шлеме и со щитом. На беговой дорожке устраивались состязания по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг. Спортсмены соревновались и по прыжкам в длину, часто использовали при этом гири.
Борьба была любимым состязанием. Для победы требовалось, чтобы борец трижды коснулся земли обеими лопатками. Не менее любимым состязанием был кулачный бой: бойцы наносили удары только по лицу и голове. Схватка длилась до тех пор, пока один из противников не падал без сознания или не признавал себя побежденным.
Конные состязания проходили на ипподроме, колесницы пробегали 13 км.
V. Закрепление изученного материала
Решите задачу: вопрос 1 в конце § 33 на с. 157 Вигасина.
Ответы
а) Во время игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
б) 20 лет : 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).
VI. Подведение итогов урока
В конце урока учитель напоминает учащимся, что Олимпийские игры — не только спортивное событие в жизни Древней Греции. Игры еще раз напоминали эллинам, что они составляют единую цивилизацию.
Домашнее задание: прочитать § 33 Вигасина; творческое задание: составить рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры в Древнюю Грецию; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 34 (с. 24); для любознательных: кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первым российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 г., Лондон.)
Дополнительный материал
В конце XIX в. появились первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием атлетов из разных стран. Французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен (1863-1937) выступил с предложением возобновить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования», будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В парадном зале Парижского университета 25 ноября 1892 г. Кубертен прочитал публичную лекцию «Олимпийский ренессанс».
Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Нужно сделать спорт интернациональным, нужно возродить Олимпийские игры!»
Перед изумленными слушателями Кубертен нарисовал прекрасную картину эллинской цивилизации, целью которой было воспитание гармонично развитого человека. «И мы — наследники этой цивилизации!» — воскликнул он, заканчивая лекцию.
Учредительный конгресс сторонников олимпизма состоялся в Париже 23 июня 1894 г. На нем было принято решение о проведении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета.
Чтобы связать две цивилизации — эллинскую и нынешнюю, — местом проведения Игр I Олимпиады современности были выбраны Афины — столица Греции.
Годом I Олимпиады стал 1896-й. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажженный на древнем алтаре Олимпии.
Энциклопедия для детей. Спорт. Том 20. М.: Аванта+, 2001.С. 25.