В рыцарском замке

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с замком феодала, снаряжением рыцарей, их развлечениями; дать представление о моральных ценностях, нормах и установках феодалов.

Планируемые результаты:

предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала; высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести;

личностные УУД: формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Когда-то, в Средние века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Но вот уж много лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят,
Я не согласна с этим.

Рыцари оценивали поведение друг друга по правилам рыцарской чести. Существовало крылатое выражение: «Положение обязывает». Что значит это выражение? Каковы были законы рыцарской чести и в чем их смысл? Всегда ли рыцари действовали в соответствии с этими законами?

III. Актуализация знаний

— Зачем и на каких условиях франкский майордом Карл Мартелл раздавал землю своим воинам?

— Какие отношения связывали сеньора и вассала?

(Ответы учеников.)

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «В рыцарском замке».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Жизнь и быт рыцарей-феодалов:

а) замок феодала;

б) снаряжение рыцаря;

в) воспитание рыцаря;

г) развлечения рыцарей.

  1. «Позор и срам мне страшны — не кончина».

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему средневековые строители делали замки неприступными? Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов? Каково было понимание рыцарской чести? Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

IV. Работа по теме урока

1. Жизнь и быт рыцарей-феодалов

Сегодня мы имеем возможность поближе познакомиться с образом жизни феодалов. Совершим виртуальную экскурсию в замок феодала.

По ходу нашего путешествия вы должны делать записи в путевых дневниках.

Слайд 1. По приказу феодала, напуганного восстанием, крепостные крестьяне вместо прежней, деревянной усадьбы много лет возводили на высокой скале каменный замок. За его мощными стенами феодал мог укрыться и от восставших крестьян, и от нападений других феодалов.

На первых порах рыцари жили в укрепленных домах, не слишком отличавшихся от жилищ их крестьян. Они представляли собой земляные насыпи, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. Такой замок был похож па римский лагерь.

На территории, ограниченной валом, находилось естественное или искусственное земляное возвышение конической формы. Обычно на этой насыпи сооружали деревянное строение, входная дверь которого находилась наверху. Внутри самой насыпи устраивался ход в подземелье с колодцем. Таким образом, попасть в это деревянное строение можно было, только взобравшись на насыпь.

Для удобства обитателей возводился деревянный помост; в случае нужды он легко разбирался, а неприятель, желавший проникнуть в жилище, встречал серьезное препятствие. Когда опасность миновала, разобранные части гак же легко приводили в прежнее состояние.

Сначала замки строили из дерева, позднее из камня. Мощные стены служили надежной защитой. Со временем замки несколько видоизменились. Замок возводили на холме или высокой скале и окружали широким рвом с водой. Иногда замок строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, который на ночь и при нападении врагов поднимали на цепях.

Слайд 2. Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздался сигнал тревоги — звук боевой трубы. По этому сигналу хозяин замка и его воины спешат занять места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.

Слайд 3. Начался штурм замка.

Без промедленья каждый снарядился:
В броню облекся, шлем на лоб надвинул,
Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,
На шею щит четырехпольный вскинул,
Копье рукою правой крепко стиснул…
(Из средневековой поэмы)

Осаждающие применяют для штурма орудия, известные с древних времен: с помощью метательных машин они забрасывают на стены камни. Но чтобы взобраться на стены, им предстоит преодолеть ров, сухой или наполненный водой. Воины в доспехах под градом стрел забрасывают ров камнями и ветками, перебрасывают через него бревна и оказываются под стенами крепости. Теперь под обстрелом с высоких отвесных стен и башен придвигают деревянный дом на колесах с перекидным мостиком, подставляют приставные лестницы. Их забрасывают камнями, льют на них кипяток и горячую смолу. Особенно упорная борьба у ворот: по обе стороны от них воздвигнуты башни, превращающие ворота в небольшую самостоятельную крепость.

Слайд 4. Но борьба еще не окончена: предстоит бой за главную башню — донжон. Единственная железная лестница, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься. Но если даже дверь разбита, то приходится вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями на несколько этажей, которые сообщаются между собой с помощью приставных лестниц. Теперь лестницы убраны, а люки между ними закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через подземный ход к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю — богатому и знатному феодалу, располагающему большим воинским отрядом.

Слайд 5. При дворе знатного феодала в это время проводится церемония посвящения в рыцари его старшего сына. Стать настоящим воином-рыцарем — непростое дело. Ведь владение всеми видами оружия требовало длительной тренировки, поэтому феодалы готовились к военной службе с детства. С 7 лет сын рыцаря покидал отцовский замок и служил пажом при дворе знатного феодала. Он упражнялся в фехтовании, борьбе, верховой езде, метании копья, пении и танцах. Читать и писать его учили не всегда. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю оруженосцем. В замке он ухаживал за лошадьми и собаками, встречал гостей и прислуживал за столом, в походе вез доспехи рыцаря, а во время сражения находился позади него, чтобы в любой момент подать запасное оружие. Только после длительной службы отличившихся в боях посвящали в рыцари во время большого праздника в присутствии многих феодалов. Посвящаемый становится на колени перед самым знатным из гостей, тот бьет юношу ладонью по затылку или по щеке (или мечом плашмя по спине) — это единственный в жизни удар, который рыцарь может получить и оставить без ответа. Потом он берет меч и надевает шпоры — знаки рыцарского достоинства. Церемония завершается показом ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен пронзить копьем мишень.

Слайд 6. По случаю посвящения сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту. Охота дает возможность рыцарю проявить силу и отвагу, потому что борьба с раненым диким кабаном или медведем столь же опасна, как с вооруженным врагом, а погоня за оленями совершенствует искусство верховой езды, необходимое воину.

Слайд 7.

Два славных рыцаря стремглав
Несутся; тот и этот щит
Смят; под ударами трещит
Нагрудник конский и подпруга.
Сбить наземь силятся друг друга,
И каждый не жалеет шпор.
Жесток удар, могуч напор.
Сбив седла, копья изломав,
Дерутся с помощью булав
И жезлов; шлем стремясь рассечь,
Лишь гнут его, зазубрив меч.
Не видел свет подобной рубки.
Никто не делает уступки,
Показывая, как он смел.
(Из средневековой поэмы)

Праздник завершается пиром в рыцарском замке.

Слайд 8. В большом зале, освещенном смоляными факелами, накрыт большой стол. Феодал сам любит славно поесть и гостей накормит до отвала и напоит допьяна. Сколько людей живет в замке! Здесь и рыцари без поместья, и оруженосцы, пажи, и конюшие, и кравчие, и виночерпии, и псари, и привратники, и повара: одни едят за столом, другие им прислуживают. Целые окорока, громадные пироги с мясом и рыбой исчезают без следа. Кинжалами хозяин и гости режут зажаренные целиком туши оленей, поросят, хватают куски руками, запивают пищу вином из рогов и металлических кубков.

Слайд 9. Рыцари громко смеются, забавляясь проделками шута. О чем они могут говорить? Скорее всего, хвастаются своими боевыми подвигами, силой и рассказывают о войнах и походах, мешая правду с вымыслом. А может, спорят о знатности и древности своих родов, хвалятся числом знаменитых предков. Феодалы были знатоками по части происхождения каждого рода, знали, кто с кем состоит в родстве, с какого века каждый из них ведет свой род.

Слайд 10. У каждого рыцаря есть свой герб — знак воинской доблести его рода. Обычно он имеет форму щита с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нем изображены различные животные, рыбы, звезды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл. На ленте под гербом писали короткое изречение — девиз; он обычно объяснял смысл герба. Чаще всего девизы подчеркивали смелость, гордость и высокомерие их владельцев.

Слайд 11. Возможно, эти «благородные» люди с презрением рассуждают о той черни, которая их кормит и одевает.

— Крестьянин тот же вол, только без рогов! — восклицает один.

— Хорошо, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется, — вторит ему другой. А третий предлагает затянуть рыцарскую песню, в которой ярко выражено презрение феодалов к простому народу.

Слайд 12. Наконец феодал возвращается с отрядом воинов в свой замок. Его противник, прежде чем отступить, не забывает ограбить крестьян своего врага, вытоптать посевы, угнать скот. Вернувший господин, хотя и не смог защитить своих крестьян от нападения, потребует расплатиться сполна.

(Проверка выполнения задания.)

2. «Позор и срам мне страшны — не кончина»

Феодалы создали своеобразный кодекс рыцарской чести.

Нам необходимо выработать свой собственный взгляд на моральные нормы и принципы рыцарей.

Ответить на вопросы:

— Что нам нравится в их взглядах?

— Что мы отвергаем?

Задание: прочитайте отрывки из средневековых текстов и сделайте вывод о главных ценностях средневекового рыцаря.

— Подумайте, насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ.

Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родимый.
Позор и срам мне страшны — не кончина.
Отвагою — вот чем мы Карлу милы.
(«Песнь о Роланде». XI — XII вв.)

Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
(«Песнь о нибелунгах». Конец XII – начало XIIIв.)

Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека, не зная за собой.
За это восхищались им знатные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни о нем пели.
(«Кудруна», XIII в.)

(Проверка выполнения задания.)

Бертран де Борн, один из наиболее известных поэтов-рыцарей, провозглашал: «Не наносить своей же чести вред». Законы чести вынуждали рыцаря даже поступать против своего желания, например вызывать на поединок за действительную или мнимую обиду. В эпической поэме Карл Великий внушает своему сыну Людовику, как он должен править в соответствии с законами рыцарской чести:

Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.

— Эти законы рыцари распространяли на все слои средневекового общества?

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему средневековые строители делали замки неприступными?

— Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов?

— Каково было понимание рыцарской чести?

— Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

— В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Крестьян сравнивали с ногами. А как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари?

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 12, подготовить проект на тему «Хороший тон для дам».
  2. Для средних учеников — § 12, подготовить проект на тему «Рыцарский замок».
  3. Для слабых учеников — § 12, вопросы и задания к параграфу.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *