Появление неравенства и знати

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение земледелия и скотоводства»

1. Подготовка устных ответов по карточкам № 5 и 6.

КАРТОЧКА № 5

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как появилось земледелие и скотоводство?»

Для этого вспомни:

— На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством?

— Какие первые культуры начал выращивать человек?

— Как первобытные люди обрабатывали землю?

— Какие орудия труда они использовали при обработке земли?

— Как поступали с детенышами убитых животных?

— Каких животных первобытные люди стали разводить?

Сделай вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие?

Примерный ответ учащегося

Женщины заметили, что упавшие зерна дают всходы. Они начали сеять их. Первыми культурами, которые освоил человек, были дикие ячмень и пшеница. Землю обрабатывали мотыгой (деревянная палка с острым сучком). Приходя с охоты, мужчины иногда приносили детенышей убитых животных. Они оставляли их в своем жилище. Так у человека появилась собака. Позднее — овцы, козы, свиньи, коровы. Появление ско-товодства и земледелия дали человеку постоянные продукты питания.

КАРТОЧКА № 6

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие новые занятия появились у древних людей?»

Для этого вспомни:

— Из чего люди делали посуду?

— Из чего изготавливали ткань?

Сделай вывод, какое значение имело появление этих новых занятий для людей.

Примерный ответ учащегося

Люди научились плести из веток корзины, стали их обмазывать глиной. Но при дожде глина намокала. Тогда они начали емкости из глины сушить и обжигать. Для прочности в глиняное тесто добавляли опилки и толченую ракушку. Ткань изготавливали из волокон льна и конопли. Пряли шерсть. Появление этих занятий дало человеку одежду и посуду.

2. Работа с классом.

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 15 (с. 15) или задание № 16 (с. 16).

б) Впиши недостающие слова:

— Первые земледельцы вскапывали землю деревянной… (мотыгой).

— Колосья срезали… (серпом).

— Растирали зерна на… (зернотерках).

— Рубили деревья… (деревянным топором).

— Земледелие и скотоводство возникли в Западной… (Азии).

— Из глины научились делать… (посуду).

— Женщины научились… (ткать) и… (прясть).

3. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 5 и 6.

III. Переход к изучению новой темы

Итак, земледелие и скотоводство дали дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело теперь от него самого. Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, — ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

— Что такое неравенство?

IV. Изучение новой темы

План

1) Обработка металлов.

2) Изобретение плуга.

3) Распад родовых общин.

4) Появление неравенства и знати.

На доске: тема урока, новые слова: мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.

1. Рассказ учителя.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

— Догадались ли вы, что это за камни? (Самородки меди. Их можно было плавить и изготовлять орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготовлять металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

2. Работа с иллюстрацией учебника (с. 23 Вигасина).

— Как происходила отливка медного топора?

— Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественнее обрабатывать землю).

3. Самостоятельная работа.

— Прочитать текст Вигасина на с. 23. п. 2. или п. 4 на с. 29-30 Михайловского.

— Выяснить, как появился плуг.

— Какое значение имело появление плуга? (Урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией.)

4. Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом — только медный топор.

— Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (Появление богатых и бедных.)

5. Работа с новыми понятиями. На доске и в тетради.

Неравенство — появление богатых и бедных людей.

6. Рассказ учителя.

Почему же появилось неравенство?

Мы выяснили, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Теперь каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. Родовая община распадается на отдельные семьи. По отношению друг к другу родичи становятся соседями. На смену родовой общине приходит соседская община. Но как же разделить землю между родичами? Вероятно, этот вопрос решает старейшина, который лучшие участки земли оставляет за собой и близкими ему родственниками. Так появляются богатые и бедные, т. е. неравенство.

Теперь соплеменники делятся на более сильных, могущественных и более слабых, зависимых. Иными словами, возникает иерархия. Племенное общество становится значительно более сложно организованным. Оно нуждается в особых инструментах управления — военной силе, чиновничестве. Таким образом, зарождается государство.

Государство — это такая организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «из родовой общины» и «из племени». Одни должны отстаивать преимущества родовой общины, другие — племенного устройства.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.

Родовая община Племя
   

Ученики, защищая преимущества родовой общины и племени, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

1) состав (ученики, защищающие родовую общины, должны говорить о тесных, кровных связях внутри этой группы -«соплеменники» о значительных размерах племени, которое могло решать серьезные задачи);

2) социальное положение (сторонники родовой общину скажут о семейных отношениях внутри рода; ученики, отстаивавшие преимущества племени, будут говорить, что отношения начальства и подчинения более эффективны);

3) орудия труда (в данном случае за «соплеменниками» определенные преимущества: в родовой общине орудия труда преимущественно деревянные и каменные, в племени же -металлические).

По мере поступления предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количество очков, получает пять.

V. Закрепление изученного материала

Решение кроссворда «Сумей прочитать».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней. 2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество. 3. Одно из первых занятий человека. 4. Первый металл, который освоил человек. 5. Первое орудие для возделывания земли. 6. Орудие труда земледельца 5-6 тыс. лет тому назад. 7. Домашнее животное. 8. Материал для возделывания посуды на гончарном круге. 9. Первое орудие труда и оружие древнейшего человека. 10. Объединение родов, живущих в одной местности.

Ответы: 1. Лодка. 2. Род. 3. Охота. 4. Медь. 5. Мотыга. 6. Плуг. 7. Собака. 8. Глина. 9. Рубило. 10. Племя.

VI. Подведение итогов урока

— Что нового мы узнали сегодня на уроке? (С освоением металлов изменяются орудия труда, на смену родовой общине приходит соседская, появляется неравенство, т. е. выделение богатых и бедных людей.)

Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку; прочитать § 5 Вигасина или Михайловского, повторить § 2 и 3; повторить новые понятия из всего раздела: история, исторический источник, человеческое стадо, родовая община, орудия труда, неравенство, религия, искусство.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *