Культура стран халифата

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с историческими условиями, благоприятствовавших развитию культуры, вкладом народов халифата в развитие мировой культуры; дать представление о мавританском стиле в архитектуре и арабской книжной миниатюре; научить анализировать произведения искусства.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться описывать памятники истории и культуры Арабского халифата; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; давать образную характеристику деятелей культуры;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; составлять рассказ на основе материала учебника и дополнительного материала;
  • личностные УУД: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, уважение к культуре других народов; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать многообразие мира.

Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Арабский язык называли «латынью Востока». Нам предстоит выяснить, насколько это справедливо.

III. Актуализация знаний

Предлагаю сыграть в игру «Да-нет», чтобы вспомнить материал прошлого урока.

(Учитель загадывает термин или имя исторического деятеля. Задача учеников — угадать слово. Для этого они задают вопросы, на которые возможны только ответы «да» или «нет». Учитель отвечает на вопросы, следя, чтобы они не повторялись и были уместными. В ходе игры запрещены выкрики с места, перечисление предполагаемых отгадок, если выявлены не все значимые признаки. Игра полезна тем, что заставляет учащихся мобилизовать свои знания и заострить внимание на отличительных признаках того или иного понятия, а не зазубривать его определение. Игра способствует проверке знаний учеников по изученной теме.)

Учитель загадал слово и сообщил классу, что готов отвечать на вопросы.

— Это человек?

— Нет.

— Это нечто живое?

— Нет.

— Это относится к исламу?

-Да.

— Это небольшой предмет?

— Нет.

— Там могут жить люди?

-Да.

— Это один из священных городов мусульман?

-Да.

— Это город, в котором пророк Мухаммед начал свои проповеди?

-Да.

Только после выявления всех существенных признаков ученик может дать ответ: Мекка.

(Для отгадывания можно предложить слова: Медина, Мухаммед, ислам, хиджра, хадж, Коран, халифат, халиф, бедуины и др. 3-5 слов достаточно, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников и не тратить много времени.)

— Арабский халифат внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.

(Ученики выполняют задание, используя прием «Инфоугадайка».)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Культура стран халифата». (Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата.
  2. Образование.
  3. Наука.
  4. Литература.
  5. Искусство.
  6. Значение культуры халифата.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабский язык называли «латынью Востока»? Какие открытия арабских ученых используются в наши дни?

IV. Работа по теме урока

1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата

— Что такое культура?

— Почему мы должны начинать изучать культуру какой-либо страны с исследования исторических условий развития данного государства?

(Ответы учеников.)

Задание: используя прием «Корзина идей», назовите те исторические условия, которые могли сформировать культуру Арабского халифата.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Исторические условия развития культуры Арабского халифата:

  • Высокий уровень развития ремесла и торговли
  • Наличие крупных городов
  • Наличие сильной центральной власти
  • Сохранение памятников древней культуры
  • Сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками

— Какое событие, произошедшее в VII в., стало толчком для развития арабской культуры?

2. Образование

Недавно мы побывали в византийской школе, а теперь совершим экскурсию в арабскую школу, предварительно прочитав п. 1 § 10.

— Что вам понравилось во время экскурсии, а что нет?

— Почему арабский язык называли «латынью Востока»?

— Почему мусульмане стремились получить образование?

— Где арабы получали образование?

— Что изучали в высших школах?

(Проверка выполнения задания.)

3. Наука

С развитием образования движется вперед и наука во всем своем многообразии. Для систематизации накопленных знаний правителями арабов в столице Арабского государства Багдаде был создан «Дом мудрости».

— Как вы думаете, что такое «Дом мудрости»?

(Ответы учеников.)

На самом деле «Дом мудрости» был хранилищем рукописей, где переводили и переписывали книги.

Развивались самые разные науки, одной из главных стала математика. Пожалуй, наиболее серьезным достижением арабских ученых стали переработка и использование индийских цифр, которые позже получили название арабских. Именно арабскими цифрами мы пользуемся сейчас. Первоначально их запись соответствовала следующему принципу: числовое значение цифры было равно количеству острых углов в ее написании.

Задание: работая с текстом п. 2 § 10, заполните таблицу «Развитие отдельных отраслей знаний в Арабском халифате».

Математика Астрономия История География Медицина

 (Проверка выполнения задания.)

— Какое положение занимали ученые в арабском обществе?

— Как это повлияло на развитие Арабского халифата?

(Ответы учеников.)

4. Литература

Литературное творчество также было в почете у арабов; еще до принятия ислама существовала поэзия, рассказывающая об их быте. Торговцы привозили из далеких стран рассказы о путешествиях и приключениях, удивительные сказки, которые с удовольствием пересказывали все арабы. Позже эти сказки объединили в знаменитый сборник «Тысяча и одна ночь». Исламские поэты достигли больших успехов в стихосложении и многие писали свои произведения на языке фарси. Одним из величайших арабских поэтов по праву считается Фирдоуси, а его самым известным произведением — поэма «Шахнаме» («Книга царей»).

Задание: познакомьтесь с афоризмами и высказываниями поэта Фирдоуси и подумайте, какие из них актуальны и в наши дни.

  • «Не уколовшись шипами, розы не сорвешь».
  • «Нарушающим обет в душе народа уваженья нет!»
  • «Кто врага лелеет своего, безумцем в мире назовут того».
  • «Если дело достойно завершено, вознесет и прославит тебя оно».
  • «И жемчугов, и трона золотого ценней разумно сказанное слово».
  • «Не решай ничего опрометчиво, не подумавши — действовать нечего».
  • «Где истина проступает сквозь туман, там терпит поражение обман».
  • «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».
  • «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести».
  • «Таков закон дворца, где правит зло; то ты в седле, то на тебе седло».
  • «Лишь тот судьбою одарен счастливой, тот радостен, чье сердце справедливо!»
  • «Уж если оказал кому-нибудь услугу, не поминай о ней ты ни врагу, ни другу».
  • «Все в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, не зная конца».

(Проверка выполнения задания.)

5. Искусство

Христианские церкви — как западные, так и восточные — легко узнать по их внешнему виду, они совсем непохожи на все остальные здания. Так же как и христианам, последователям ислама необходимо место для совершения служб и молитв. Специально построенные для этого здания называют мечетями. У мечетей тоже есть архитектурные особенности. Рассмотрите иллюстрации в учебнике.

— Чем мечеть напоминает христианский храм, а чем отличается?

— Около мечетей возводили минареты. Минарет — высокая башня.

(Работа с иллюстрациями.)

— Как христиане украшали свои храмы?

(Ответы учеников.)

Действительно, храмы украшали иконы, фрески, мозаики, на которых изображались библейские сюжеты и их герои. В исламе запрещено изображать не только Аллаха, но и всех живых существ.

— Как вы думаете, почему существует такой запрет?

(Ответы учеников.)

Поэтому мечети и богатые дома мусульмане украшают различными узорами — арабесками.

Слайд. Арабески — сложные геометрические узоры из переплетающихся и пересекающихся линий.

6. Значение культуры халифата

— Какой вклад внес Арабский халифат в мировую сокровищницу культуры?

Задание: составьте схему, используя материал п. 5 § 10.

Значение культуры халифата:

  • Сочинение Авиценны по медицине было настольной книгой европейских врачей
  • Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии
  • Многие труды античных авторов стали известны европейцам благодаря арабам
  • Европейцы научились у арабов чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом
  • Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы

V. Подведение итогов урока

— Сопоставьте достижения науки и искусства в халифате и в Византии. Чем можно объяснить их сходство?

— Каково различие в назначении христианских и мусульманских храмов? Как это различие отразилось в их архитектуре и украшении?

— Охарактеризуйте и сравните влияние культуры Византии и стран халифата на другие страны.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 10, подготовить проект на тему «Сказки тысячи и одной ночи» как исторический источник».
  2. Для средних учеников — подготовить групповой проект на тему «Дворец халифа».
  3. Для слабых учеников -§ 10, вопросы и задания к параграфу.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *