Культура стран халифата
Урок истории в 6 классе
Цели: познакомить с историческими условиями, благоприятствовавших развитию культуры, вкладом народов халифата в развитие мировой культуры; дать представление о мавританском стиле в архитектуре и арабской книжной миниатюре; научить анализировать произведения искусства.
Планируемые результаты:
- предметные: научиться описывать памятники истории и культуры Арабского халифата; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; давать образную характеристику деятелей культуры;
- метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; составлять рассказ на основе материала учебника и дополнительного материала;
- личностные УУД: формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, уважение к культуре других народов; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; понимать многообразие мира.
Оборудование: иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Арабский язык называли «латынью Востока». Нам предстоит выяснить, насколько это справедливо.
III. Актуализация знаний
Предлагаю сыграть в игру «Да-нет», чтобы вспомнить материал прошлого урока.
(Учитель загадывает термин или имя исторического деятеля. Задача учеников — угадать слово. Для этого они задают вопросы, на которые возможны только ответы «да» или «нет». Учитель отвечает на вопросы, следя, чтобы они не повторялись и были уместными. В ходе игры запрещены выкрики с места, перечисление предполагаемых отгадок, если выявлены не все значимые признаки. Игра полезна тем, что заставляет учащихся мобилизовать свои знания и заострить внимание на отличительных признаках того или иного понятия, а не зазубривать его определение. Игра способствует проверке знаний учеников по изученной теме.)
Учитель загадал слово и сообщил классу, что готов отвечать на вопросы.
— Это человек?
— Нет.
— Это нечто живое?
— Нет.
— Это относится к исламу?
-Да.
— Это небольшой предмет?
— Нет.
— Там могут жить люди?
-Да.
— Это один из священных городов мусульман?
-Да.
— Это город, в котором пророк Мухаммед начал свои проповеди?
-Да.
Только после выявления всех существенных признаков ученик может дать ответ: Мекка.
(Для отгадывания можно предложить слова: Медина, Мухаммед, ислам, хиджра, хадж, Коран, халифат, халиф, бедуины и др. 3-5 слов достаточно, чтобы активизировать мыслительную деятельность учеников и не тратить много времени.)
— Арабский халифат внес огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.
— Предположите, какие вопросы мы должны рассмотреть на нашем уроке.
(Ученики выполняют задание, используя прием «Инфоугадайка».)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Культура стран халифата». (Знакомство с планом урока.)
План урока
- Исторические условия развития культуры Арабского халифата.
- Образование.
- Наука.
- Литература.
- Искусство.
- Значение культуры халифата.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабский язык называли «латынью Востока»? Какие открытия арабских ученых используются в наши дни?
IV. Работа по теме урока
1. Исторические условия развития культуры Арабского халифата
— Что такое культура?
— Почему мы должны начинать изучать культуру какой-либо страны с исследования исторических условий развития данного государства?
(Ответы учеников.)
Задание: используя прием «Корзина идей», назовите те исторические условия, которые могли сформировать культуру Арабского халифата.
(Проверка выполнения задания и составление схемы.)
Исторические условия развития культуры Арабского халифата:
- Высокий уровень развития ремесла и торговли
- Наличие крупных городов
- Наличие сильной центральной власти
- Сохранение памятников древней культуры
- Сохранение традиций и художественных умений, накопленных веками
— Какое событие, произошедшее в VII в., стало толчком для развития арабской культуры?
2. Образование
Недавно мы побывали в византийской школе, а теперь совершим экскурсию в арабскую школу, предварительно прочитав п. 1 § 10.
— Что вам понравилось во время экскурсии, а что нет?
— Почему арабский язык называли «латынью Востока»?
— Почему мусульмане стремились получить образование?
— Где арабы получали образование?
— Что изучали в высших школах?
(Проверка выполнения задания.)
3. Наука
С развитием образования движется вперед и наука во всем своем многообразии. Для систематизации накопленных знаний правителями арабов в столице Арабского государства Багдаде был создан «Дом мудрости».
— Как вы думаете, что такое «Дом мудрости»?
(Ответы учеников.)
На самом деле «Дом мудрости» был хранилищем рукописей, где переводили и переписывали книги.
Развивались самые разные науки, одной из главных стала математика. Пожалуй, наиболее серьезным достижением арабских ученых стали переработка и использование индийских цифр, которые позже получили название арабских. Именно арабскими цифрами мы пользуемся сейчас. Первоначально их запись соответствовала следующему принципу: числовое значение цифры было равно количеству острых углов в ее написании.
Задание: работая с текстом п. 2 § 10, заполните таблицу «Развитие отдельных отраслей знаний в Арабском халифате».
Математика | Астрономия | История | География | Медицина |
(Проверка выполнения задания.)
— Какое положение занимали ученые в арабском обществе?
— Как это повлияло на развитие Арабского халифата?
(Ответы учеников.)
4. Литература
Литературное творчество также было в почете у арабов; еще до принятия ислама существовала поэзия, рассказывающая об их быте. Торговцы привозили из далеких стран рассказы о путешествиях и приключениях, удивительные сказки, которые с удовольствием пересказывали все арабы. Позже эти сказки объединили в знаменитый сборник «Тысяча и одна ночь». Исламские поэты достигли больших успехов в стихосложении и многие писали свои произведения на языке фарси. Одним из величайших арабских поэтов по праву считается Фирдоуси, а его самым известным произведением — поэма «Шахнаме» («Книга царей»).
Задание: познакомьтесь с афоризмами и высказываниями поэта Фирдоуси и подумайте, какие из них актуальны и в наши дни.
- «Не уколовшись шипами, розы не сорвешь».
- «Нарушающим обет в душе народа уваженья нет!»
- «Кто врага лелеет своего, безумцем в мире назовут того».
- «Если дело достойно завершено, вознесет и прославит тебя оно».
- «И жемчугов, и трона золотого ценней разумно сказанное слово».
- «Не решай ничего опрометчиво, не подумавши — действовать нечего».
- «Где истина проступает сквозь туман, там терпит поражение обман».
- «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».
- «К словам разумным ты ищи пути, весь мир пройди, чтоб знания обрести».
- «Таков закон дворца, где правит зло; то ты в седле, то на тебе седло».
- «Лишь тот судьбою одарен счастливой, тот радостен, чье сердце справедливо!»
- «Уж если оказал кому-нибудь услугу, не поминай о ней ты ни врагу, ни другу».
- «Все в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя да речь мудреца проходят столетья, не зная конца».
(Проверка выполнения задания.)
5. Искусство
Христианские церкви — как западные, так и восточные — легко узнать по их внешнему виду, они совсем непохожи на все остальные здания. Так же как и христианам, последователям ислама необходимо место для совершения служб и молитв. Специально построенные для этого здания называют мечетями. У мечетей тоже есть архитектурные особенности. Рассмотрите иллюстрации в учебнике.
— Чем мечеть напоминает христианский храм, а чем отличается?
— Около мечетей возводили минареты. Минарет — высокая башня.
(Работа с иллюстрациями.)
— Как христиане украшали свои храмы?
(Ответы учеников.)
Действительно, храмы украшали иконы, фрески, мозаики, на которых изображались библейские сюжеты и их герои. В исламе запрещено изображать не только Аллаха, но и всех живых существ.
— Как вы думаете, почему существует такой запрет?
(Ответы учеников.)
Поэтому мечети и богатые дома мусульмане украшают различными узорами — арабесками.
Слайд. Арабески — сложные геометрические узоры из переплетающихся и пересекающихся линий.
6. Значение культуры халифата
— Какой вклад внес Арабский халифат в мировую сокровищницу культуры?
Задание: составьте схему, используя материал п. 5 § 10.
Значение культуры халифата:
- Сочинение Авиценны по медицине было настольной книгой европейских врачей
- Мусульманское искусство повлияло на архитектуру, моду и обычаи Испании и Южной Италии
- Многие труды античных авторов стали известны европейцам благодаря арабам
- Европейцы научились у арабов чертить более совершенные карты, пользоваться компасом и глобусом
- Труды арабских математиков, врачей и астрономов служили руководством для ученых средневековой Европы
V. Подведение итогов урока
— Сопоставьте достижения науки и искусства в халифате и в Византии. Чем можно объяснить их сходство?
— Каково различие в назначении христианских и мусульманских храмов? Как это различие отразилось в их архитектуре и украшении?
— Охарактеризуйте и сравните влияние культуры Византии и стран халифата на другие страны.
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
VI. Рефлексия
— Что нового узнали на уроке?
— Какие умения и навыки отрабатывали?
— С какими новыми терминами познакомились?
— Что понравилось и что не понравилось на уроке?
— Какие выводы сделали?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Для сильных учеников — § 10, подготовить проект на тему «Сказки тысячи и одной ночи» как исторический источник».
- Для средних учеников — подготовить групповой проект на тему «Дворец халифа».
- Для слабых учеников -§ 10, вопросы и задания к параграфу.