Возникновение и распад империи Карла Великого

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с причинами и следствиями образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Великого и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи; исследовать причины и последствия ее распада.

Планируемые результаты:

  • предметные: научиться показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья; объяснять причины образования и распада империи Карла Великого; выявлять закономерности исторического развития европейских государств;
  • метапредметные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; формировать способность решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; формировать умения работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; воспитывать интерес к личностям, оставившим след в истории;
  • личностные УУД: формировать мотивацию к изучению нового материала; освоить гуманистические традиции и ценности византийского общества; осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карта «Раздел Франкской империи»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация. Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Преемники Хлодвига не смогли удержать власть в своих руках В некоторых областях государства начали управлять майордомы Одним из таких новых правителей стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Он смог удержать власть и передать ее своему сыну Карлу. В истории он известен как Великий. Сегодня на уроке попытаемся разобраться, что это был за человек и почему его так прозвали современники.

III. Актуализация знаний

Чтобы вспомнить материал предыдущего урока, давайте проведем исторические игры.

1. Игра «Узнай историческую личность». Истребил других военных вождей и многих своих родичей. Подчинил себе не одно племя, а население всей страны. Стал королем. Принял христианство. Передал власть по наследству своим сыновьям. (Хлодвиг.)

2. Игра «Напиши портрет». Опишите исторические личности, о которых вы узнали на прошлом уроке.

3. Исторический диктант

  1. Как называется период истории с V по XV в.?
  2. Как называется организация общества с определенной территорией, властью, законами, сбором налогов?
  3. Как называлось государство франков?
  4. Как называлось земельное владение, дававшееся при условии несения военной службы и передаваемое по наследству?
  5. Как назывался управляющий королевским двором?
  6. Как назывался владелец феода?

(Взаимопроверка диктанта.)

4. Воспроизведите схему «Союз короля и христианской церкви».

Продолжил укрепление Франкского государства Карл Великий, который правил 46 лет. В Средние века о Карле Великом было сложено много песен и легенд, которые воспевали его боевые подвиги, справедливость и мудрость.

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.

(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Карл Великий.
  2. Империя Карла Великого.
  3. Каролингское возрождение.
  4. Как и почему распалась империя Карла Великого.

Формулирование проблемных вопросов урока. Зачем Карлу Великому понадобилось объявлять Франкское государство империей? Заслуженно ли Карл получил имя Великий?

IV. Работа по теме урока

1. Карл Великий

Средневековые хронисты и писатели обычно связывали успехи завоеваний Карла Великого с его выдающимися качествами правителя и полководца.

— Справедлива ли была такая оценка? Нам предстоит нарисовать исторический портрет Карла Великого. Предлагаю сыграть в игру «За ширмой».

Задание: любая известная личность пытается скрыть свое истинное лицо. Познакомившись с дополнительным материалом и иллюстрацией «Карл Великий на коне», попытайтесь описать черты характера и внешности Карла Великого.

Дополнительный материал

Внешность Карла

По свидетельству историка Карла Эйнхарда, «он обладал могучим и крепким телом, высоким ростом, который, однако, не превосходил положенного, ибо известно, что был он семи его собственных ступней в высоту. Он имел круглый затылок, большие живые глаза, нос чуть крупнее среднего, красивые волосы, веселое привлекательное лицо. Все это весьма способствовало внушительности и представительности его облика и когда он сидел, и когда он стоял. И хотя его шея казалась толстой и короткой, а живот выступающим, однако это скрывалось соразмерностью остальных членов. Поступь его была твердой, внешний вид мужественным, однако голос, хотя и звучный, не вполне соответствовал его облику. Здоровье его было отменным, за исключением того, что в течение последних четырех лет жизни он страдал от часто повторяющейся лихорадки, а под конец еще прихрамывал на одну ногу».

Если судить по изображениям Карла на монетах, печатях и миниатюрах IX в., а также бронзовой статуэтке из собора в Меце, он по франкской моде носил короткую прическу, брил бороду и имел длинные усы. Хотя многие принимали описание богатырского телосложения Карла за эпическое преувеличение, эксгумация останков Карла подтвердила правильность описания: длина скелета составила 192 см.

Дополнительный материал

О личности Карла Великого

«Король был очень прост и умерен в своих привычках. В обычные дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина. Вина он пил мало и ненавидел пьянство. Обед его в будни состоял всего из четырех блюд, не считая жаркого, которое сами охотники подавали прямо на вертелах и которое Карл предпочитал всякому другому яству. Во время еды он слушал музыку или чтение. Его занимали подвиги древних, а также сочинение святого Августина «О граде Божием». После обеда в летнее время он съедал несколько яблок и выпивал еще один кубок; потом отдыхал два или три часа. Ночью же он спал неспокойно: четыре-пять раз просыпался и даже вставал с постели. Во время утреннего одевания Карл принимал друзей, а также, если было срочное дело, которое без него затруднялись решить, выслушивал тяжущиеся стороны и выносил приговор. В это же время он отдавал распоряжения своим слугам и министрам на весь день. Был он красноречив и с такой легкостью выражал свои мысли, что мог сойти за ритора. Не ограничиваясь родной речью, Карл много трудился над иностранными языками и, между прочим, овладел латынью настолько, что мог изъясняться на ней, как на родном языке; по-гречески более понимал, нежели говорил. Прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил ученых, выказывая им большое уважение. Он сам обучался грамматике, риторике, диалектике и в особенности астрономии, благодаря чему мог искусно вычислять церковные праздники и наблюдать за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы, но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха. Церковь он во все годы глубоко почитал и свято соблюдал все обряды.

(Эйнхард «Жизнь Карла Великого»)

(Проверка выполнения задания.)

— Но человека лучше всего характеризует его деятельность.

Задание: работая с текстом п. 2 § 3 и исторической картой, ответьте на вопросы.

— С какой целью Карл проводит активную внешнюю политику?

— Каковы основные направления его завоевательных походов?

— Каковы последствия завоеваний?

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Войны и походы Карла Великого:

  • Саксы
  • Испания
  • Италия

Цели походов:

  • стремление знати приобрести новые земли и зависимых крестьян
  • участие церкви с целью распространения христианства

Последствия завоеваний:

  • захват знатью новых земель
  • превращение свободных общинников в зависимых крестьян
  • распространение христианства

2. Империя Карла Великого

К концу правления Карла под его власть попали многие племена и народы. В 800 г. Карл был провозглашен императором.

Задание: познакомьтесь с историческим материалом и ответьте на вопросы.

— Как был коронован Карл Великий?

— Какое значение имело принятие нового титула?

Исторический материал

Коронация Карла

Осенью 800 г. Карл отправился в Рим, где знатные римляне устроили заговор против папы Льва III, арестовав его во время торжественной процессии. Угрожая ослеплением, они требовали от него отречься от сана, однако папе удалось сбежать из города и добраться до места, где в это время находился Карл. Король обещал папе поддержку. Он провел в Риме почти полгода, разбирая распри между папой и местной знатью.

25 декабря он слушал праздничную мессу в соборе Святого Петра. Вдруг папа приблизился к своему гостю и возложил ему на голову императорскую корону. Все находившиеся в соборе франки и римляне дружно воскликнули: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». Хотя все это не стало для Карла неожиданностью, он, по свидетельству историка Эйнхарда, первое время делал вид, что недоволен «самовольным» поступком папы. Карл утверждал даже, что, знай он заранее о намерениях Льва III, в тот день не пошел бы в церковь, невзирая на Рождество.

В конце концов византийским императорам пришлось признать новый титул владыки франков. Сам Карл придавал ему большое значение и потребовал после коронации новой присяги (802). Он подчеркивал свое положение Богом поставленного попечителя о благе народа и церкви. Полный титул Карла: Карл милостивейший возвышенный, коронованный Богом, великий властитель-миротворец, правитель Римской империи, милостью Божией король франков и лангобардов.

(Проверка выполнения задания.)

— Что же представляла собой империя Карла Великого?

— Предлагаю вам выступить в роли политических исследователей.

Задание: работая с текстом п. 3 § 3, составьте схему «Система управления империи» (см. с. 29) и сделайте вывод о сути вновь созданного государства.

(Проверка выполнения задания.)

3. Каролингское возрождение

Задание: прочитайте название пункта плана «Каролингское возрождение».

— Предположите, какой вопрос мы будем сейчас обсуждать.

Подсказка: ключевое слово — возрождение.

(Ученики высказывают версии.)

Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Это было возможно сделать, только возродив культуру, прежде всего античные знания.

Задание: с помощью комментированного чтения п. 4 § 3, убедитесь в этом.

(Проверка выполнения задания.)

  • 800 г. — Карл провозглашен императором
    • Новый титул делал Карла равным императору Восточной Римской империи
    • Карл стал повелителем почти всего западного христианского мира
  • Совет высшей знати — светской и духовной (собирался 2 раза в год)
  • Регулярная армия
    • Конница
    • Пешее ополчение
  • На местах правили графы, а контроль над ними осуществляли «государевы посланцы»

Вопрос-загадка. Члены «Дворцовой академии» Карла Великого при встречах называли друг друга особыми именами. Сам император носил имя Давид, Алкуин звался Горацием, поэт Ангильберт — Гомером. О чем это говорит?

(Проверка выполнения задания.)

4. Как и почему распалась империя Карла Великого

Карл I Великий умер от лихорадки 28 января 814 г. В конце жизни он поделил империю между сыновьями. После его смерти империя просуществовала недолго и распалась.

Задание: посмотрите на карту «Раздел Франкской империи» и ответьте на вопросы.

— На какие части распалась империя?

— Когда это произошло?

— Как вы думаете, почему так скоро распалась империя Карла Великого?

(Ученики выполняют задание.)

Причины распада империи Карла Великого

(Записи в тетради.)

  • Народы, которые силой покорил Карл Великий, не хотели никому подчиняться.
  • Отсутствовали экономические связи между частями империи.
  • Наследники постоянно воевали между собой.
  • Знать перестала подчиняться власти, так как хотела править самостоятельно.

V. Подведение итогов урока

— Вернемся к проблемному вопросу нашего урока: заслуженно ли Карл получил имя Великий? При ответе используйте мнение самого Карла.

Дополнительный материал

«Да будет ведомо всем, кто ведать пожелает, что мы, Карл, сын Пипина, избранного согласно обычаям франков правителем, родились в год 742 от Рождества Христова. В год 768 от Рождества Христова мы стали единовластным правителем франков.

Мы увлекаемся верховой ездой, охотой, плаванием и достигли в этом таких успехов, что нам нет равных. Расскажу вам по секрету, что мы, человек недостаточно «отесанный» в детстве, повзрослев, принялись за изучение латыни и искусств, на латинском говорим, как на родном языке, понимаем греческий. Изучаем семь свободных наук, пытаемся писать, но более всего любим, чтобы нам читали вслух, например, во время еды античные рассказы или «О граде Божием» Блаженного Августина. Для письма возим с собою на постели под подушкой дощечки и листки пергамента, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы.

Но не это главное. Мы, Карл Великий, и свое прозвище получили не за эти мелочи, а за те победы, которые нам удалось одержать, и за то, что укрепили франкское войско, сильно увеличили размеры государства нашего, и зато, что превратили его в империю, наследницу Рима, получив власть от самого папы — наместника Бога на земле, распространили христианство среди многих народов».

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Что было интересно на сегодняшнем уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 3, задание 4. Ученые считают, что распад империи Карла Великого произошел бы неизбежно, даже если бы у него был один внук. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Почему?
  2. Для средних учеников — § 3, задание 5, провести исследование на тему «Почему император в Константинополе был возмущен, когда узнал о коронации Карла?». Объясните, что вызвало такую реакцию. Как вы думаете, могло ли изменить ситуацию то, что Карл в письмах называл его своим братом?
  3. Для слабых учеников — § 3, задание «Проверьте себя».

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *