4.1 Понятие власти
Основные понятия: власть, политическая власть, разновидности политической власти, традиционное господство, легальное (рационально-правовое) господство, харизматическое господство, государственная власть.
Проблема власти, всегда являвшаяся ведущей темой многочисленных исследований, находилась в центре внимания политических лидеров, учёных, деятелей культуры. В современной теории политики существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти.
Наименование концепции |
Её сущность |
Классовая (марксистская) |
Власть — организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими классами общества |
Элитарная |
Власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и подчинёнными массами (большинством) |
Структурно-организационная |
Власть проистекает из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней высшим. Власть — это социальное сосредоточение командования |
Поведенческая |
Власть, стремление к ней — доминирующая черта человеческой психики и сознания |
Обстоятельства, свидетельствующие о необходимости власти |
|
Необходимость управления, осуществления общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей |
Невозможность достижения полноты информационного обеспечения политико-управленческого решения без силового, принудительного воздействия, которое служит средством преодоления информационного дефицита |
Власть — это: |
||
Волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти |
Способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя к сотрудничеству или нет |
Механизм организации и регулирования совместной деятельности |
Власть:
- появляется одновременно с человеческим обществом, которое не может обойтись без неё, так как безвластие означает хаос, распад, бесцельность существования;
- предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотребления властью и использования её во вред подвластным.
Компоненты власти
Наименование компонента |
Его сущность |
Примеры |
Субъект власти |
Воплощает активное, направляющее начало |
Человек; общность людей; организация; народ; мировое сообщество, объединённое в ООН |
Объект власти |
Выполняет функцию подчинения по отношению к субъекту власти |
Индивид; социальная группа; класс и т. д. |
Ресурсы власти |
Использование различных методов и средств для осуществления власти |
Экономические (деньги, техника, полезные ископаемые и т. д.); социальные (должность, престиж, образование и т. д.); культурно-информационные (знания, СМИ, институты науки и образования и т. д.), принудительные (силовые) (оружие, армия, полиция и т. д.); демографические (человек как ресурс, создающий другие ресурсы) |
Классификации власти
Основа классификации |
Виды власти |
Степень институциализации |
Правительственная; городская; школьная и др. |
Субъект власти |
Классовая; партийная; народная; президентская; парламентская |
Режим правления |
Демократическая; авторитарная; деспотическая и др. |
Правовой признак |
Законная — незаконная; легальная — нелегальная |
Количество индивидов, принимающих ключевые решения |
Коллективная (общественная, классовая, групповая); личная (единоличная) |
Сферы воздействия |
Экономическая; политическая; информационная; идеологическая; духовная и др. |
Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.
Политическая власть (от гр. politike — искусство управления государством, от polis — город-государство) — право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти.
Признаки политической власти:
- Распространяется на всё общество, на всех проживающих на территории данного государства
- Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны
- Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений
- Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
- Действует на основе права от имени всего общества
Классификации политической власти
- По своему предназначению: законодательная; исполнительная; судебная.
- По месту в структуре власти: центральная; региональная; местная.
- По основному субъекту: монархическая; республиканская.
- По типам (системам) политического господства (создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером.):
Линии сравнения |
Традиционное господство |
Легальное (рационально-правовое) господство |
Харизматическое (от гр. charisme — милость, божий дар) господство |
Правила (нормы), лежащие в основе господства |
Патриархальные или сословные нормы |
Рационально разработанные правила |
|
Глава системы господства (тип «господина») |
Монарх или религиозный советник |
Избранное должностное лицо или коллегиальный орган |
Пророк, военачальник, демагог, лидер |
Источник авторитета главы системы господства |
Традиция или передача по наследству |
Делегирование на основе принципа большинства |
Эмоциональное доверие «свиты» к лидеру |
Форма легитимности (от лат. legitimus — законный) системы господства |
Вера в установленный порядок вещей |
Целерациональная вера в корректность предписанной системы норм |
Аффективная или эмоциональная вера в экстраординарные качества лидера и в его идеи |
Доминирующий тип социального поведения |
Традиционное |
Инструментальное или целерациональное |
Эмоциональное |
Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трёх типов.
Основные функции политической власти |
||
Формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политических отношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами |
Управление делами общества и государства на разных уровнях; руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами; контроль политических и иных отношений |
Создание определённой, характерной для того иного общества формы правления, типа политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества |
Политическая власть в современном мире должна быть:
- ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;
- регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;
- институциональна, т. е. имеет организационное выражение;
- легитимна, т. е. обладает общественно-моральным оправданием и признанием.
Большое значение для политической власти имеет проблема её устойчивости.
Основные принципы устойчивости политической власти |
|
Легитимность власти |
Результативность власти |
Процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений |
Степень выполнения властью тех функций и ожиданий, которые возлагает на неё население |
Признаки:
|
Признаки:
|
Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).
Признаки государственной власти |
||
Носит публичный (от лат. publicus — общественный) характер т. е. выступает от имени общества |
Носит суверенный (от фр. souverainete — верховная власть) характер, т. е. верховенство власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами |
Ограничена территорией — базовое условие существования государства |
Понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.
Одна из самых распространённых классификаций государственной власти — её деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основана на теории разделения властей.
Цель разделения властей |
предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении |
Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон) |
Основные положения:
|
Разделение властей и их основные функции |
||
Законодательная (парламент) |
Исполнительная (правительство) |
Судебная (судьи всех уровней) |
Представляет интересы граждан, издаёт законы |
Управляет государственными делами |
Сохраняет законность и порядок |
Взаимодействие |
Таким образом, разделение властей представляет определённые гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.