4.2 Государство, его функции
Основные понятия: государство, признаки государства, форма государства, форма правления, монархия, республика, форма государственно-территориального устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический режим, функции государства.
Понятие «государство» всегда привлекало внимание представителей политической мысли. В её истории выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства.
Основные теории происхождения государства
Наименование теории (её создатели) |
Её сущность |
Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) |
Государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов |
Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) |
Государство сотворено Богом; правитель подчинён Божественной воле |
Патриархальная (Р. Фил мер) |
Государство выросло из семьи; подданные относятся к нему как дети к отцу |
Договорная (естественно-правовая) (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк) |
Государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав |
Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) |
Государство создаётся в процессе завоевания для подчинения побеждённых |
Государство — политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Основные признаки государства |
Государственная территория — это часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства Понятие территории государства включает в себя:
|
Наличие публичной (государственной) власти Власть государства является высшей властью. Только оно наделено правом устанавливать общеобязательные нормы, принимать законы для всего населения |
Суверенитет государственной власти
верховенство власти по отношению ко всем физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны, исключительное право представлять всё общество, а не его отдельные группы независимость государственной власти, признание данного государства международным сообществом, осуществление самостоятельной внешней политики, невмешательство других государств во внутренние и внешние дела данного государства |
Монополия на легитимное насилие Только государство обладает законным правом принуждать граждан исполнять принятые государством решения |
Специальный аппарат управления обществом Государственный аппарат (механизм) — система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех задач, которые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичная ячейка государственного аппарата — его органы и учреждения. Государственный аппарат:
составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделённые государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства имеют юридическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структурно обособлены государственные организации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделённые властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и др. учреждения связи и транспорта) |
Система налогов и сборов Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата, финансового обеспечения деятельности государственных учреждений, решения управленческих задач в экономической и социальной сферах общественной жизни |
Дополнительные признаки государства
- Государственная символика (флаг, герб, гимн), позволяющая гражданам выделять своё государство, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне.
- Материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др.
Функции государства — основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и назначение.
Классификации функций государства
Основа классификации |
Наименование функций |
Их содержание |
Продолжительность действия |
Постоянные |
Присущи государству на всех этапах его существования |
Временные |
Ограничены во времени, это обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах, например, функция нейтрализации сопротивления свергнутых классов или партий при смене государственного строя |
|
Социальная значимость |
Основные |
Выполняются всеми органами государства во взаимодействии, одинаково присущи каждому звену государства |
Неосновные |
Свойственны лишь отдельным государственным органам |
|
Сферы государственной деятельности (объекты воздействия) |
Внутренние: |
Основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества |
— Экономическая |
Выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики страны в оптимальном режиме: осуществление налоговой политики, выделение кредитов, использование экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики и др. |
|
|
— Политическая |
Осуществление политической власти: поддержание политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы; обеспечение политической стабильности; установление отношений с компетентными партиями, общественными институтами; выработка программных целей и задач развития общества; регулирование национальных, религиозных отношений |
|
— Правовая |
Установление правовых норм и принятие законов; регулирование общественных отношений и поведения граждан |
|
— Социальная |
Удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодёжи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности |
|
— Образовательная |
Адаптация сферы образования к требованиям современности; выработка образовательной политики |
|
— Культурно-воспитательная |
Создание условий для удовлетворения культурных запросов людей; формирование высокой духовности, гражданственности |
|
Внешние: |
Основные направления деятельности государства на международной арене |
|
— Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами |
Установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений; отстаивание собственных национальных интересов |
|
— Участие в решении глобальных проблем |
Объединение усилий большинства государств по поддержанию стабильной обстановки на планете |
|
— Обеспечение национальной безопасности |
Совершенствование вооружённых сил, повышение их боеспособности и боеготовности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооружённых сил (резервов); внешняя разведка и контрразведка |
|
— Осуществление защиты граждан, находящихся за пределами государства |
Обеспечение государством постоянной поддержки и покровительства своим гражданам |
Государство осуществляет свои функции в определённых формах.
Формы осуществления функций государства — однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции |
|
Правовая форма |
Организационная форма |
— Правотворческая форма разработка и принятие юридических норм, издание нормативных правовых актов |
— Организационно-регламентирующая форма текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д. |
— Правоисполнительная форма принятие мер по исполнению норм права, издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.) |
— Организационно-хозяйственная форма оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучётом, статистикой, снабжением и т. д. |
— Правоохранительная форма контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям |
— Организационно-идеологическая форма повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных правовых актов и формированием общественного мнения |
Государство является главным управляющим центром политической системы общества.
Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни общества:
- Является самой массовой политической организацией, так как оно включает в себя всех членов общества.
- Обладает суверенитетом.
- Располагает развитой системой юридических средств, при помощи которых оно может осуществлять контроль и регулирование различных сфер общественной жизни.
- Является собственником ресурсов и средств производства.
- Имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих перед ним целей.
- Любой человек участвует в жизни государства как политической организации
Будучи важнейшим субъектом политической жизни, государство не может быть признано только политическим образованием. Например, государство устанавливает разного рода технические, образовательные стандарты, выполняет организационные функции и др.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование |
||
Форма правления |
Форма государственно-территориального устройства |
Политический режим |
Способ организации верховной государственной власти |
Способ взаимосвязи территориальных образований государства, закреплённый конституцией |
Совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления |
|
|
|
Монархия — форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.). |
Признаки всех монархий:
|
Виды монархий и их признаки
Линии сравнения |
Абсолютная (неограниченная) |
Дуалистическая (от лат. dualis — двойственный) |
Ограниченная (парламентская, конституционная) |
1. Принадлежность законодательной власти |
Монарху |
Разделена между монархом и парламентом |
Парламенту |
2. Осуществление исполнительной власти |
Монарх |
Формально — монарх, фактически — правительство |
|
3. Назначение главы правительства |
Монарх |
Формально — монарх, но с учётом парламентских выборов |
|
4. Ответственность правительства |
Перед монархом |
Перед парламентом |
|
5. Право роспуска парламента |
— (парламент отсутствует) |
У монарха (неограниченное) |
У монарха (по рекомендации правительства) |
6. Право veto (от лат. veto — запрещаю) монарха на решения парламента |
— |
Абсолютное veto |
Предусмотрено, но не используется |
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха |
Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) |
Только в период между сессиями парламента |
Предусмотрено, но не используется |
8. Примеры современных государств |
Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия |
Иордания, Марокко, Непал |
Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика — форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. |
Признаки всех республик:
|
Виды республик и их признаки
Линии сравнения |
Президентская |
Полупрезидентская (смешанная) |
Парламентская |
1. Порядок избрания президента |
Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь) |
Избирается на заседании парламента |
|
2. Порядок образования правительства |
Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле |
Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента |
Правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии |
3. Ответственность правительства |
Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству |
Двойная ответственность перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен |
Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства |
4. Право роспуска парламента у президента |
Отсутствует |
Президент имеет право роспуска парламента |
|
5. Наличие поста премьер-министра |
Отсутствует |
Существует пост премьер-министра |
|
6. Объём полномочий президента |
Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти |
Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством |
Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по рекомендации правительства, которое несёт за них ответственность |
7. Примеры современных государств |
США, страны Латинской Америки |
Австрия, Россия, Франция |
Германия, Индия, Италия, Швейцария |
Формы государственно-территориального устройства
Линии сравнения |
Унитарное государство |
Федерация |
Конфедерация |
1. Сущность формы государственно-территориального устройства |
Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство |
Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство |
Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии |
2. Конститутивные (определяющие) решения |
Принимаются высшими органами власти |
Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации |
Принимаются высшими органами власти государств-участников |
3. Территория |
Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром |
Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке |
Отсутствие единой территории |
4. Политическая самостоятельность |
Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью |
Субъекты обладают определённой политической самостоятельностью |
Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность |
5. Конституция |
Единая |
Союза и субъектов, верховенство конституции союза |
Государств-участников |
6. Гражданство |
Единое |
Союзное и субъектов |
Государств-участников |
7. Правовая и судебная системы |
Единая |
Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты |
Отсутствие единой правовой и судебной систем |
8. Международная деятельность |
В полном объёме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях |
Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены |
Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объёме |
9. Право расторжения договора |
|
Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации |
Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке |
10. Примеры современных государств |
Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония |
Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария |
Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС) |
Унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным.
Унитарное государство |
|
Централизованное |
Децентрализованное |
Предоставляется достаточно широкая самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Но средние уровни управления не обладают значительной автономией |
Крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами и правительствами, административно-управленческими структурами. В области налогообложения их полномочия сильно ограничены |
Великобритания, Дания, Швеция |
Испания, Италия, Франция |