Человек — личность

Урок обществознания в 6 классе

Цели и задачи: познакомить учашихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— О чем она?

— Какое отношение притча имеет к теме наших уроков?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Человек — личность».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

— Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Что такое личность.

2. Индивидуальность — плохо или хорошо?

3. Сильная личность — какая она?

Проблемные вопросы уроков

— Почему личностью может стать только человек среди людей?

— Почему человек не только биологическое, но и социальное существо?

III. Введение в новый материал

Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Что я могу для него сделать?» В XXI в. люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» — и не могли на него ответить.

Древний поэт Софокл писал:

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое личность

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.

— Вспомните, какова двойственная сущность человека.

(Ответы учеников.)

Человек — самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек — высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.

Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.

В XIX в. Ч. Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек — венец природы».

Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.

Задание: представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически.

(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)

Задание: откройте учебник на с. 8, внимательно изучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Ученые-обществоведы выделяют два этапа становления человека: 1) детское общество — семья и школа (игра, труд, учение); 2) взрослое общество — семья, работа (учение, труд).

Задание: работая в группах, определите, как идет процесс становления человека, и предположите последствия данного процесса. При выполнении задания попробуйте объяснить смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»

(Проверка выполнения задания.)

Работа в группах привела нас к выводу о том, что в ходе своего развития человек становится личностью. Что же такое личность?

— Какой образ создается у вас при слове «личность»? Долго задумываться нельзя.

(Ответы учеников.)

Это были ваши представления о личности, а теперь проверим, насколько они совпадают с мнениями ученых-обществоведов.

Задание: изучите абзацы 3, 4 и 5 на с.8 и графически отобразите содержание понятий «личность» и «сознание».

(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)

Проблемное задание. Предположите, с какого времени человек становится личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1 и 2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные, на ваш взгляд, характеристики личности.

(Во время выполнения задания в тетради появляются следующие записи.)

1. Человек становится личностью:

а) когда начинает понимать себя;

б) с отделением своего «я» от других людей;

в) с появлением индивидуальности;

г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.

2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:

а) трудится (учится, играет);

б) относится к окружающему миру;

в) оценивает самого себя.

3. Важное качество личности — умение трудиться.

4. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.

5. Личность должна уметь критически относиться к своим успехам.

6. Личность должна уметь преодолевать трудности.

Дополнительный материал

Если вдуматься в смысл понятия «личность», то мы легко поймем, что оно происходит от слова «лицо» и выражает естественное отличие от других людей.

Поздняя Античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин был введен Н.М. Карамзиным (1766-1826).

В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.

Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность — всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубокого детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития от человека мало что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций он оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».

Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем-то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия, как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. п. Но чаще словосочетание «стал личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать свое поведение.

Вопросы к классу

— Почему же только немногие становятся уважаемыми личностями?

— Чем они изначально отличаются от других людей, которых окружающие таковыми не считают?

(Ответы учеников.)

Может быть, дело в смелости! Смелый человек не будет бояться неординарных поступков, идущих вразрез с ожиданиями окружающих. Не промолчит там, где нужно сказать правду, даже если это невыгодно лично ему, но поможет кому-то другому или некоему общему делу. Он никогда не откажется от ответственности, даже там, где от него фактически немного зависит.

Еще личностью делают человека трудолюбие и любознательность. Трудолюбие способствует накоплению большого количества полезного опыта, а любознательность — знаний.

Ученые пришли к выводу о том, что про человека можно сказать, что он стал личностью, в том случае, если он:

— имеет твердую жизненную позицию;

— полностью доверяет своему разуму, чувствам;

— умеет противостоять внушению со стороны;

— четко определился со смыслом своей жизни;

— имеет яркое желание развиваться, совершенствоваться;

— не боится ответственности;

— предпочитает говорить только правду;

— не нервничает, не переживает по пустякам;

— обладает силой воли.

Задание: изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своей жизни считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А.К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя данный талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, — это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знают, о чем Ришелье писал свои пьесы. Более широк круг высокообразованных людей, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения он принимал и проводил в жизнь. Всемирную известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.

Вопросы к классу

— О чем свидетельствуют приведенные факты?

— Какие выводы из приведенных фактов вы можете сделать? (Ответы учеников.)

Задание: оцените, насколько развиты у вас качества, необходимые для успешной деятельности. Над чем еще надо поработать?

(Проверка выполнения задания.)

2. Индивидуальность — плохо или хорошо?

Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера?

— Особенности поведения?

(Проверка выполнения задания.)

Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.

Задание: с помощью приема «Облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически. (Прием «Облака мыслей» заключается в том, что, произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову мысли и идеи, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи.)

(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)

Каждый человек неповторим, и это прекрасно. Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какие факторы формируют индивидуальность человека.

(Ответы учеников.)

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Первая группа — наследственность и физиологические особенности человека;

вторая группа — факторы, проистекающие из окружения человека;

третья группа — черты и особенности характера человека.

Творческое задание. Представьте, что все люди одинаковые и придумайте рассказ-сказку с таким началом: «В некотором царстве, в некотором государстве все люди вдруг стали одинаковыми…» Победит тот, кто творчески и точно выполнит задание.

(Проверка выполнения задания.)

Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями.

Проблемное задание. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос: «Индивидуальность — это хорошо или плохо?» Класс делится на две творческие группы: первая группа готовит аргументы в защиту индивидуальности, вторая группа — против индивидуальности.

При выполнении задания группы могут использовать учебник: первая группа — текст на с. 12 и дополнительный материал, вторая группа — текст на с. 12 и рубрику «Путешествие в прошлое» на с. 13 учебника, Затем группы должны ответить на вопросы, приведенные на с. 13 учебника.

Дополнительный материал для первой группы

Основным и главным признаком индивидуальности личности является самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Индивидуальность проявляется в чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, умении ставить перед собой цели и добиваться их. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Это свойство содержит те качества, которые индивид наработал посредством программных установок и путем внеплановых действий: личность является итогом двух данных видов накоплений.

Индивидуальность — это неповторимость человека и его способность всегда оставаться самим собой. Юмор Жванецкого неподражаем, как и музыкальный талант виолончелиста и дирижера Ростроповича или выступления политика Жириновского. Бойцовский стиль Мохаммеда Али так же уникален, как песни группы The Beatles. Яркая индивидуальность большой личности притягивает взгляды и сердца, каждому хочется стать таким же, т. е. непохожим на других.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Серова «Петр I» на с. 14 учебника. Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Картинная галерея».

(Проверка выполнения задания.)

3. Сильная личность — какая она?

Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.

Задание: обратимся к тексту рубрики «Жил на свете человек» нас. 15.

Вопросы к классу

— Можно ли назвать Бетховена сильной личностью?

— Почему?

(Ответы учеников.)

Нам необходимо составить портрет сильной личности. Поможет вам в этом дополнительный материал.

Дополнительный материал

Ник Вуйчич — возможно все

Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 г. в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ним вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже… плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться.

Подвиг десантника Андрея Бочарова

Март 1995 г. Чечня. Группировка федеральных войск безуспешно пытается прорваться к селам Аргун и Гудермес, на пути серьезные укрепления боевиков. В районе села Комсомольское все господствующие высоты заняты бандитами. До тех пор пока федералам не удается сбросить их с гор, ни о каком продвижении не может быть и речи.

Тогда командование принимает решение: выслать к месту боя разведывательную группу 104-й Воздушно-десантной дивизии, 16 десантников под руководством старшего лейтенанта Андрея Бочарова. Задача: захват самого важного укрепления боевиков — высоты 238.1.

На высоте засели примерно 40 бандитов, и к ним постоянно подходило подкрепление, поэтому Бочаров принял решение атаковать укрепленный район: разведгруппа скрытно выдвинулась к укреплениям боевиков и навела на них артиллерийские батареи. На дудаевцев обрушился огненный дождь, среди них началась паника, что позволило разведгруппе Бочарова почти вплотную подобраться к укреплениям бандитов. Десантники не дошли до первых окопов всего пару сотен метров, когда боевики открыли огонь.

«Огонь был настолько плотный, что все «резалось» на уровне человеческого роста, не было ничего: ни деревьев, ни кустарников. Когда мы подходили, растительность была целая, но когда мы потом ушли, ничего не осталось, все было срезано. На тот момент я понимал, что необходимо выполнить поставленную задачу, и встал, чтобы повести за собой десантников в атаку, но тут меня с ног сбивает сержант, говоря: «Товарищ старший лейтенант, если с вами что-то случится, что мы будем делать?»», — рассказывает Бочаров.

Десантники должны были продвинуться к боевикам как можно быстрее; прячась за каждой кочкой, за каждым камнем, они ползли вперед. Когда расстояние между наступающими и обороняющимися сократилось до нескольких десятков метров, Андрей Бочаров поднял своих бойцов в атаку, 16 десантников молниеносным броском ворвались на позиции боевиков, уничтожая их одного за другим.

13 бандитов погибли на месте, троих взяли в плен, а остальные бежали. Казалось, задача выполнена, но в следующую секунду Андрей Бочаров заметил крупные силы боевиков — по данным радиоперехвата, к десантникам направлялись около трехсот боевиков плюс артиллерия и танки, через считанные минуты можно было ожидать вражеского артобстрела, а потом и штурма.

Бочаров принял решение отвести подразделение за скалу для того, чтобы было меньше потерь, а сам остался на позиции в качестве корректировщика для наведения огня артиллерии федеральных сил. Под градом вражеских снарядов он смог точно навести пушки и несколькими залпами полностью уничтожить тяжелое вооружение дудаевцев. Как только вражеские орудия затихли, десантники вернулись на свои позиции, и сделали они это вовремя, так как бандиты перешли в наступление.

Боевики подошли на расстояние броска гранаты, на некоторых участках обороны вспыхивали рукопашные бои, патронов оставалось все меньше и меньше. Андрей Бочаров принимает тяжелое решение: чтобы выполнить задание, он обязан пожертвовать своей жизнью и жизнью своих солдат.

«Тогда я прекрасно понимал, что высоту необходимо отстоять, если этого не сделать, потери среди основных федеральных сил будут огромные, и эти жертвы несопоставимы с нашим подразделением. В тот момент я осознавал, что другого пути у меня не было, как у командира группы, и мне пришлось вызвать огонь на себя, указав координаты места боя для поддерживающей и преданной артиллерии, где, собственно, мы и находились», — рассказывает Андрей Бочаров.

Боевики располагались на открытом месте, никто из них не смог укрыться от огня артиллерии. Когда взрывы затихли, старший лейтенант с удивлением обнаружил, что остался в живых, более того — ни один из 16 бойцов не получил серьезного ранения, только двое были легко ранены.

Боевики потеряли самый важный стратегический пункт в этом районе, в дальнейшем они уже не могли оказать серьезного сопротивления наступающим федеральным войскам и сдавали одну позицию за другой. После боя все 16 бойцов разведгруппы были награждены медалями, а их командир Андрей Бочаров 20 июля 1996 г. был представлен к званию Героя России.

Бочаров и его десантники могли отступить и не подвергать себя опасности, но у них был приказ отстоять высоту любой ценой, даже если за это придется расплатиться собственной жизнью. И они этот приказ выполнили!

(Во время выполнения задания составляется схема)

Мы приводили с вами примеры достаточно известных личностей. А теперь прочтите абзац 2 на с. 15 учебника — историю про мальчика Мишу.

— Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?

(Ответы учеников.)

Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем. что может преодолеть свой страх.

V. Рефлексия

На большом листе группой или всем классом нарисуйте красками свое настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка. (Рисуют каждый свое настроение, из которого складывается общее настроение.)

Чтобы определить настроение по цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

розовый, оранжевый — радостное, восторженное настроение;

ярко-красный — нервозное, возбужденное состояние, агрессия;

синий — грустное настроение, пассивность, усталость;

зеленый — активность (но при насыщенности цвета — беззащитность);

желтый — приятное, спокойное настроение;

фиолетовый — беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

серый — замкнутость, огорчение;

черный — унылое настроение, отрицание, протест;

коричневый — пассивность, беспокойство и неуверенность.

VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

1. Прочитайте высказывания из рубрики «В классе и дома» на с. 16 и выберите качества личности, которые вы считаете достойными человека.

— Какие положительные качества вы можете еще назвать?

— Какие качества вызывают у вас отрицательные чувства?

2. Используя приведенные примеры на с. 17 учебника, составьте словесный портрет сильного человека.

— Кого можно назвать сильной личностью?

3. Прочитайте следующие высказывания и определите, что их объединяет.

«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора).

«Не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть — это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги).

«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль).

(Проверка выполнения заданий.)

Учитель подводит итоги работы на уроках, используя ответы учеников на последние задания.

Домашнее задание

1. Прочитать § 1 учебника.

2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 1 учебника (задание 5, 6 или 8).

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.