Основание греческих колоний

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду, составлять рассказ.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)» (используется врезная карта: греческие колонии в VIII-V вв. до н. э.).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древняя Спарта»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 30.

КАРТОЧКА № 30

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как воспитывали спартанцев?»

Для этого вспомни:

— Кто нес большую ответственность за воспитание детей в Спарте: государство или родители?

— Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

— С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

— Почему питание мальчиков было скудным?

— Почему дети были плохо одеты и обуты, спали на подстилках?

— Учили ли спартанцев грамоте?

— Какой должна была быть речь спартанцев?

Сделай вывод, для чего нужна была такая система воспитания?

Что тебе в ней нравится?

Примерный ответ учащегося

В древней Спарте главную ответственность в воспитании детей играло государство, а не родители. Старейшины решали, жить ребенку или нет. Если малыш был крепким, его оставляли, а если слабым- сбрасывали с обрыва. С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитанием их занимались самые уважаемые спартанцы. Кормили мальчиков скудно, так как это должно было заставить их самих добывать пищу. Одеты они были плохо, жили в суровых условиях потому, что это воспитывало их неприхотливыми, умеющими переносить трудности. Грамоте учили мало, а вот их физическому развитию уделялось много внимания. Речь спартанцев была краткой. Таким образом, такая система воспитания давала государству сильных, храбрых и жестоких воинов.

2. Работа с классом. Игра «Эстафета».

Информация для учителя

Изготовьте игровое поле, как указано на рисунке, с двумя беговыми дорожками, закрасьте их (например, одну красным, другую зеленым цветом). Дорожки разделите на четыре дистанции по шесть участков в каждой. Назовите участки (напишите имя, название местности Древней Греции и т. п.), как это сделано на рисунке.

Для игры нужны также восемь фигурок «бегунов» в одежде того же цвета, что и дорожки. Нужен и кубик. Но не обычный, как во всех играх типа «гусек». Его придется склеить самим. На одной из шести его сторон изобразите фигурку «бегуна», а на остальных — кружочки: на двух сторонах по одному, на двух — по два и на одной — три; которые будут указывать на число ходов.

Играющих двое. Задача: быстрее «пробежать» свое поле. Как во всякой игре, «конаются» — бросают жребий, кому начинать игру, и выходят на старт. Затем, по очереди бросая кубик, «пробегают» столько участков, сколько видят на его лицевой стороне. Если на лицевой стороне кубика выпадет изображение бегуна, следует произвести замену — «сошел с дистанции». У одного игрока из команды в четыре «бегуна» окажется уже только три. Прежде чем поставить своего «бегуна» на определенный участок дистанции, сделав число ходов, выпавшее на кубике, нужно ответить на вопрос, объяснить слово, имя, понятие. Неполный ответ заставляет «бегуна» остаться на прежнем участке, уступив ход «сопернику». При ошибочном ответе или его отсутствии «бегун» «сойдет с дистанции», будет заменен другим.

Выиграет тот, кто первым закончит эстафету — приведет «бегуна» (хотя бы одного из четырех!) к финишу. Надписи на участках всех четырех дистанций обеих дорожек и их краткое объяснение даны в контрольном листе. По желанию того, кто будет делать эту игру, они могут быть заменены.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. М., 1983. С. 86.

3. Устный ответ ученика по карточке № 30 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы с вами выяснили, что в VIII-VI вв. до н. э. в Греции существовали города-государства — полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

— Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?

IV. Изучение новой темы

План

1) Причины переселения греков в другие страны.

2) Греческие колонии.

3) Отношения греков со скифами.

На доске: тема урока, новые слова: скифы; Скил — царь скифов.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом Вигасина, п. 1 § 32 на с. 148 или п. 3 § 25 на с. 147 Михайловского.

— Почему греки покидали родину?

Ответы:

а) Не хватало плодородных земель для простых греков.

б) Не хватало продуктов питания.

в) Стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом и знатью.

2. Работа по карте и беседа с учащимися (с. 149 Вигасина или с. 146 Михайловского).

— Каким знаком на карте обозначены колонии греков? (Кружочком.)

— Что обозначают стрелочки на карте? (Направления греческой колонизации.)

— Назовите колонии греков на Черном море. (Херсонес, Пантикапей, Ольвия.)

— Назовите места колонизации на Средиземном море. (Сиракузы, Кирена, Мессилия, о. Корсика, Египет.)

— Какие из названных колоний находятся в Северной Африке? (Кирена и местечко в дельте Нила (Египет).)

3. Работа с историческим документом или с текстом учебника (на выбор учителя).

Взаимоотношения Ольвии и Милета

Ольвия была основана Милетом. В документе приводится пример взаимоотношений метрополии и основанной ею колонии. Надпись датируется между 334-325 гг. до н. э.

Следующие отчие обычаи у ольвиополитов и милетцев: милетец в городе Ольвия, как ольвиополит, да приносит жертвы на тех же самых алтарях, и да имеет доступ в те же самые святилища на тех же самых основаниях, как ольвиополиты, да будут права свободы от налогов у милетцев на тех же основаниях, как и прежде были.

…Если же будет у милетца тяжба в Ольвии, да пользуется он правосудием и да получает решение в пятидневный срок в отделении суда, где разбираются дела граждан. Да будут свободны от податей все милетцы, кроме тех, которые имеют права гражданства в другом городе и принимают участие в управлении и в судах. На тех же (условиях) и ольвиополиты в Милете да будут свободны от налогов, и да пользуются ольвиополиты остальным таким же образом в Милете, как и милетцы в городе Ольвии.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 138.

Вопросы к документу и беседа по ним с учащимися.

— Изменились ли религиозные обряды жителей г. Милет с их пребыванием в колонии Ольвия? (Нет, не изменились, значит, и верования религиозные не изменились тоже.)

— Будут ли платить налоги милетцы в Ольвии? (Нет, не будут.)

— Имеет ли право житель Милета обратиться в суд в Ольвии в случае необходимости? (Да, имеет такое право.)

— Греки, приехавшие в Ольвию, ольвиополиты, теряют ли свои права, которыми обладали в г. Милет? (Нет, не теряют, так как колония — это маленькая часть Греции.)

Задание по тексту учебника, (п. 3 § 32 на с. 150 Вигасина).

— Как складывались отношения греков с соседними народами, проживающими рядом с их полисами (на примере отношений греков со скифами)? (Как бы далеко ни были греки от своего дома, они верны были своим традициям и обычаям, хотя с удовольствием перенимали все полезное у местного населения. Старались с ним не враждовать.)

V. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 28 (с. 20).

б) Решите задачу.

— На берегах Средиземного и Черного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храма, кварталов жилых домов, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Какие выводы можно сделать на основании археологических раскопок? (По этим археологическим данным можно сделать вывод о том, как жили греки далеко от родины, где они устраивали себе новое жилье.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 32 Вигасина или § 25 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как выглядела греческая колония?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 29, заполни контурную карту «Основание греческих колоний»; прочитать мифы на с. 150-151 Вигасина; для любознательных: а) Основывали ли греки колонии на территории России? б) Скифский гонец привез царю персов Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Что это обозначало?

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *