Экономическое развитие в XIX — начале XX в.
Урок истории в 9 классе
Цели и задачи: сформировать представление об индустриальном обществе; показать причины и последствия промышленной революции XIX в.; подвести к пониманию особенностей периода индустриализации; показать влияние промышленной революции на различные сферы жизни общества; сформировать представление о непрерывности научно-технического прогресса, развитии идей правового государства.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: индустриализация, капитал, капиталист, акционерное общество, акция, биржа, банковский кредит, стандартизация, картель, синдикат, трест, монополизация; характеризовать основные черты индустриального общества, его достижения и проблемы; объяснять изученные положения на конкретных примерах; с помощью фактов доказывать особенности периода индустриализации; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте необходимую информацию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать материал учебника; дать оценку и выразить свое отношение к открытиям и достижениям периода промышленной революции; оценить их влияние на развитие общества; формировать и развивать познавательный интерес к изучению всеобщей истории.
Оборудование: учебник; карта «Мир в XIX в.»; схемы и таблицы к уроку.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Вспомните, что такое промышленный переворот. В какой из стран Европы он начался уже в XVIII в.?
2. Какие технические изобретения способствовали началу промышленного переворота в текстильном производстве, а затем и в металлургии?
(Ответы учеников.)
III. Мотивационно-целевой этап
Промышленная революция, или промышленный переворот, началась в Англии в конце XVIII в. В начале XIX в. она охватила страны континентальной Европы и за считаные десятилетия изменила социальную структуру общества и образ жизни всех слоев населения. Ушел в прошлое сохранявшийся в течение тысячелетий традиционный аграрный строй, когда подавляющее большинство людей было земледельцами, а господствующим классом была крупная землевладельческая аристократия. Возникла новая индустриальная цивилизация, основанная на преобладании промышленного производства, для которой главным показателем развития государства стал рост добычи угля, выплавки чугуна и стали, протяженности железных дорог.
Как происходила промышленная революция в странах Европы и Америки? Благодаря каким техническим новшествам и изобретениям она стала возможна? Как изменилось общество в результате промышленного переворота? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.
План урока
1. Промышленная и транспортная революция в первой половине XIX в.
2. «Вторая промышленная революция».
3. Изменения в социально-экономической жизни.
4. Новшества в области военной техники.
IV. Работа по теме урока
1. Промышленная и транспортная революция в первой половине XIX в.
Как вы помните, одним из важнейших изобретений начала промышленной революции в Великобритании стала паровая машина. Изначально такие машины устанавливались на прядильных фабриках, а затем стали использоваться и в других отраслях промышленности. В начале XIX в. начались эксперименты по использованию парового двигателя в судоходстве, потом были попытки создания «самодвижущейся повозки» с паровым двигателем. В результате появились новые транспортные средства — пароход и паровоз, что стало началом транспортной революции. Создание новых средств коммуникации привело к росту скорости, надежности и качества перевозок грузов и людей.
Работая с информацией на с. 7-9 учебника, заполните таблицу, посвященную изобретению паровоза и парохода.
Параметры сравнения |
Пароход |
Паровоз |
Изобретатель |
Р. Фултон |
Дж. Стефенсон |
Государство, где было изобретено транспортное средство |
США |
Великобритания |
Дата первого рейса |
1807 г. |
1829 г. (железная дорога была построена в 1825 г., вначале по ней ходили поезда на конной тяге) |
Последствия изобретения |
1. Во второй половине XIX в. пароходы вытеснили парусные корабли. 2. Ускорение морских перевозок более чем в 4 раза |
1. Массовое железнодорожное строительство в Европе и США. 2. Ускорение время путешествий (сухопутных) почти в 100 раз |
Задания для класса
1. Объясните взаимосвязь между транспортной революцией, массовым железнодорожным строительством и развитием металлургии и машиностроения.
2. Основываясь на информации, представленной на с. 7-10 учебника, создайте схему, иллюстрирующую ход и последствия промышленной революции в первой половине XIX в.
(Задание 2 может выполняться в парах или малых группах.)
2. «Вторая промышленная революция»
К середине XIX в. в большинстве стран Западной Европы и США завершился первый этап промышленной революции — количество рабочих, занятых в промышленном производстве, превысило численность сельскохозяйственных работников. Быстрорастущее промышленное производство нуждалось в новых технологиях, громоздкие и сложные в эксплуатации паровые двигатели уже не могли удовлетворить хозяйственные запросы. К этому времени значительно возросла роль науки, и если в начале промышленной революции технические новшества часто изобретали не профессиональные ученые, а практики — люди, непосредственно связанные с производством, то теперь открытие новых технологий основывалось на научных достижениях. Так, французский инженер Пьер-Эмиль Мартен разработал дешевый способ получения стали, используя принцип регенерации тепла продуктов горения, научно обоснованный К.В. Сименсом. Британский инженер Генри Бессемер — автор метода передела чугуна в сталь и многих других изобретений — был посвящен в рыцари за вклад в науку.
В таких условиях происходила «вторая промышленная революция».
— Работая с информацией, представленной на с. 10-11 учебника (подтема «Неравномерность экономического развития»), заполните таблицу).
Область применения инноваций |
Научные и технологические достижения |
Последствия |
Металлургия |
Внедрение бессемеровского и мартеновского способов выплавки стали — удешевление процесса ее производства |
Рост массового производства стали |
Новые источники энергии |
Начало использования электричества |
Передача электроэнергии на расстояние. Появление нового типа двигателя — электромотора |
Переработка сырья |
Развитие химической промышленности |
Создание неизвестных ранее искусственных веществ (пластмасса, аспирин и др.). |
Транспорт |
Появление новых типов моторов — дизеля и двигателя внутреннего сгорания |
Начало производства автомобилей и самолетов |
3. Изменения в социально-экономической жизни
Задание для работы в группах. Разделитесь на три группы и подготовьте сообщения на следующие темы.
Первая группа — влияние «второй промышленной революции» на развитие экономики ведущих стран мира (работа с подтемами «Подъемы и кризисы» и «Монополистический капитализм» на с. 11-12 учебника).
Вторая группа — развитие сельского хозяйства в эпоху промышленной революции (работа с подтемой «Сельское хозяйство» на с. 12-13 учебника).
Третья группа — развитие международной и внутренней торговли в эпоху промышленной революции (работа с подтемой «Развитие торговли» на с. 13-14 учебника).
(В ходе подготовки и представления своих работ группы должны выполнить задания и ответить на вопросы.)
Вопросы и задания для первой группы
1. Чем мировой экономический кризис 1873 г. отличался от предыдущих финансовых и промышленных кризисов? (Он превзошел все предыдущие кризисы по продолжительности и положил начат монополистическому капитализму.)
2. Объясните взаимосвязь между первым мировым экономическим кризисом и монополизацией промышленных отраслей.
3. Назовите негативные последствия господства крупных корпораций в различных отраслях промышленности. Почему государство часто стремилось ограничить их монопольное положение?
Вопросы и задание для второй группы
1. Какие климатические изменения произошли в первой половине XIX в. и как они сказались на развитии сельского хозяйства?
2. Назовите последствия революций 1848-1849 гг. в странах Европы и Гражданской войны в США для развития сельского хозяйства в этих странах.
3. Промышленная революция вызывала отток населения из деревни в город и сокращение количества работников, занятых в сельском хозяйстве. Почему, несмотря на это обстоятельство, в результате промышленной революции произошел значительный рост сельскохозяйственного производства?
Вопросы и задание для третьей группы
1. Каковы были последствия транспортной революции для развития внутреннего и мирового рынка?
2. В чем заключалась идея фритреда? Чем было вызвано ее господство в экономической политике стран Запада до первого мирового экономического кризиса?
3. Назовите последствия первого мирового экономического кризиса для развития международной торговли.
(Подведение итогов работы в группах.)
4. Новшества в области военной техники
Технический прогресс и научные открытия, которыми сопровождалась промышленная революция, привели к множеству изобретений в области оружия и военной техники.
(Демонстрация и анализ таблицы)
Новшества в области военной техники, появившиеся в XIX в.
Дата изобретения |
Создатель |
Новое оружие и военная техника |
1803 г. |
Генри Шрапнель |
Новый вид разрывного снаряда с механизмом подрыва на заданном расстоянии (шрапнель) |
1817 г. |
Уильям Конгрив |
Боевые зажигательные ракеты |
1835 г. |
Сэмуэл Кольт |
Первый револьвер |
1836 г. |
Карл Андреевич Шильдер |
Первая железная подводная лодка |
1846 г. |
Альфред Крупп |
Первое нарезное артиллерийское орудие |
1866 г. |
Альфред Нобель |
Динамит |
Антуан Шасспо |
Одна из усовершенствованных моделей нарезной винтовки |
|
1883 г. |
Хайрем Стивенсон Мэксим (Максим) |
Станковый пулемет |
1888 г. |
Альфред Нобель |
Бездымный порох (баллистит) |
Вопросы и задания для класса
1. Первые модели нарезной винтовки, заряжавшиеся через ствол, появились еще в XV в., однако до середины XIX в. нарезное оружие не имело широкого применения в армии. Чем, на ваш взгляд, это объясняется?
2. Объясните смысл распространенной в США в ХIХ в. поговорки «Господь создал людей сильными и слабыми, а полковник Кольт сделал их равными».
3. Первая модель подводной лодки появилась еще в 1830-е гг., но до начала XX в. этот вид военной техники не был востребован и впервые получил массовое применение только в годы Первой мировой войны. Как вы думаете, почему?
(Примерные ответы. 1. До 1820-1840-х гг., когда было осуществлено совершенствование этого оружия, заряжать нарезные винтовки было долгим и сложным процессом. 2. Револьвер Кольта был прост в обращении, благодаря ему впервые появилась возможность вести беглый огонь сразу по нескольким мишеням, что повышало шанс на победу в сражении против превосходящих сил противника. 3. Первые подводные лодки обслуживались мускульной силой команды, что требовало чрезмерных затрат человеческих сил. Также они были слишком громоздкими.)
V. Подведение итогов урока
— Давайте сформулируем основные выводы из материалов сегодняшнего урока.
(Прием «мозговой штурм»: учитель записывает на доске ответы учеников -> их анализ -> выделение основных положений.)
Основные выводы
1. В начале XIX в. страны Западной Пиропы и США охватила промышленная революция. Главные ее достижения на первом этапе — развитие и механизация текстильной промышленности, развитие черной металлургии, возникновение машиностроения, а также транспортная революция — появление паровозов и пароходов и начало массового строительства железных дорог.
2. В середине XIX в. начался второй этап промышленной революции, ведущими отраслями промышленности стали сталелитейное производство, электрическая и химическая промышленность и возросла роль науки в развитии экономики.
3. Последствия промышленной революции — интенсивный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие мировой торговли, исчезновение феодальных пережитков и становление индустриального капиталистического общества, основанного на свободе конкуренции и стремлении к прибыли.
Домашнее задание
1. Повторить § 1.
2. Выполнить задание 1 рубрики «Подумайте».