Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Урок истории в 6 классе

Цели: познакомить с источниками обогащения церкви; определить причины усиления власти церкви; объяснить причины борьбы церкви против еретиков.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять причины борьбы церкви против еретиков; давать образную характеристику римских пап; различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Средневековья;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих заданий; составлять рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, схемы;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: схемы «Три сословия в Средние века», «Разделение церквей», «Источники богатства церкви»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока: открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На предыдущих уроках мы, как художники, мазок за мазком рисовали картину «Средневековое общество», изучая жизнь феодалов, крестьян, горожан. Но наша картина будет неполной без рассказа еще об одной группе населения — духовенстве.

III. Актуализация знаний

— Почему возник союз франкского короля с христианской церковью?

— Кто входил в состав духовенства?

— Как христианская церковь приобретала земельные владения и зависимых крестьян?

— Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?

— Когда и при каких обстоятельствах образовалось государство пап римских — Папская область?

(Ответы учеников.)

В XI-XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Она не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых и обладала огромной властью в христианском мире. Жизнь общества и человека была в неразрывно связана с религией, требованиями церкви.

— Предположите, какие вопросы мы будем рассматривать на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Первое сословие.
  2. Богатство церкви.
  3. Разделение церквей.
  4. Борьба пап за светскую власть.
  5. Еретики и борьба с ними католической церкви.

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему христианская церковь пользовалась таким могуществом? Почему произошел раскол христианской церкви? Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших в Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

IV. Работа по теме урока

1. Первое сословие

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя людей, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них.

(Работа со словарем.)

Сословие — социальная группа, обладающая определенными правами и обязанностями, закрепленными за ней обычаем или законом и передававшимися по наследству.

— Какие сословия выделяли мыслители?

Задание: послушайте средневековую притчу, а затем вместе назовем эти сословия.

Дополнительный материал

Предназначение овец — давать молоко и шерсть, быков — пахать землю, псов — защищать овец и быков от волков. Бог хранит их, коли каждый вид сих животных исполняет свой долг. Также и сословия учинил он, дабы несли различные службы в этом мире. Он установил одним молиться за других, чтобы они, исполненные доброты, подобно овцам, наставляли людей, питая их молоком проповеди, и внушали им горячую любовь к Богу. Он установил другим, чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и другим. Наконец, третьим установил он, как собакам, проявлять силу в необходимых пределах, как от волков защищая тех, кто молится и кто пашет землю.

Вопросы к классу

— Какое сословие молится за других, внушает любовь к Богу?

— Какое сословие собственным трудом обеспечивает жизнь и себе и другим?

— Кто защищал духовенство и крестьянство от врагов?

— Соотнесите сословия средневекового общества с теми животными, с которыми их сравнивает автор притчи.

(Проверка выполнения задания и составление схемы.)

Сословия:

  • I. «Те, кто молится» (монахи, духовенство)
  • II. «Те, кто воюет» (светские, феодалы, рыцари)
  • III. «Те, кто трудится» (все остальные, прежде всего крестьяне)

Проблемный вопрос. Взгляните на схему и определите, какое из сословий Средневековья претендовало на ведущую роль? Почему?

(Ответы учеников.)

Почему духовенство пользовалось таким почетом и уважением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что люди Средневековья были очень религиозны. Главной целью своей земной жизни они считали спасение души для будущей жизни вечной. Без веры в Бога, без надежды на Его милосердие все остальные занятия не имели смысла. Достичь же спасения можно было только путем молитвы, отрешения от всего земного, посвящая себя только Богу.

— Любой ли средневековый человек мог позволить себе посвящать целый день молитвам? Почему?

(Ответы учеников.)

Вы выяснили, что далеко не каждый представитель средневекового общества был на это способен. Не каждый имел время на молитву среди повседневных трудовых или ратных забот. Поэтому и сложилось особое сословие — духовенство, члены которого были как бы посредниками между Богом и остальными людьми. Они молились и за «тех, кто сражался», и «за тех, кто работал», спасая их от Божьего гнева и давая им надежду на Царствие Небесное. Христианская мораль требовала выполнения нравственных правил, перечисленных в Библии.

— Вспомните заповеди Христа.

(Ученики выполняют задание.)

В христианском учении существуют понятия греха и покаяния. Церковь учила никогда не терять надежду.

— Какого человека в Средние века считали образцом для подражания? Для ответа на это вопрос используйте дополнительный материал.

Дополнительный материал

  1. Один монах писал: «Презирай богатства земные, чтобы ты мог обрести богатства небесные».
  2. Церковь призывала помогать нищим, утверждая, что добрыми делами можно заслужить место в раю: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные — для спасения богатых».
  3. Часть своих доходов церковь была обязана тратить на помощь нищим, бедным и больным.

(Проверка выполнения задания и составление схемы (см. с. 102).)

Образец — святой человек:

  • Страдал во имя веры
  • Отрекся от земных забот и соблазнов
  • Отказался от имущества
  • Стал бедным, даже нищим

2. Богатство церкви

Мы сформулировали признаки святого человека в Средние века. Насколько сама церковь соответствовала этому образцу?

Задание: прочитайте текст п. 2 § 16 и, исследовав и проанализировав способы обогащения церкви, ответьте на поставленный вопрос.

(Проверка выполнения задания и составление логической схемы.)

Способы обогащения церкви:

  • Индульгенция
  • Дарение церкви
  • Десятина церкви
  • Завещание церкви
  • Плата за обряды

Все это приносило огромные доходы церкви и вызывало негодование народа.

3. Разделение церквей

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Были постепенно выработаны и утверждены главные догматы, т. е. непреложные истины христианской веры:

— учение о Троице (Бог един, но существует в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух);

— воплощение Христа от Духа Святого и Девы Марии;

— церковь — посредник между Богом и людьми.

Со временем между церквями на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия. В Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии — константинопольский патриарх.

— Как складывались их взаимоотношения?

(Ученики выполняют задание.)

— Итак, между папой римским и константинопольским патриархом началась острая борьба.

— Какие существенные разногласия возникли между церквями?

Задание: работая с текстом п. 3 § 16, заполните сравнительную

таблицу «Различия между Западной и Восточной церквами».

Вопросы для сравнения Западная церковь Восточная церковь
Господство над христианской церковью
Язык богослужения
Отношение к браку
Внешние отличия священников

(Проверка выполнения задания.)

Названные вами разногласия и различия привели к тому, что в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию — произошел окончательный раскол христианской церкви на западную и восточную. С тех пор западная церковь стала называться католической («всемирной»), а восточная — православной («правильно славящей Бога»). После раскола обе церкви стали полностью самостоятельными.

1054 г. Христианская церковь — раскол:

  • Католическая (западная) — папа
  • Православная (восточная) — патриарх

— К какой ветви христианства относимся мы: католической или православной?

(Ответы учеников.)

4. Борьба пап за светскую власть

С середины IX в. власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.

Задание: работая с мультимедийной презентацией и историческим документом, определите причины усиления могущества папской власти.

Слайд 1. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал полной подчиненности всех светских государей папе римскому.

Слайд 2. Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV, ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба за право назначать епископов.

Задание: изучите на с. 131 учебника исторический документ «Диктат папы», составленный Григорием VII, и ответьте на вопросы.

— В чем суть этого документа?

— Что позволило главе католической церкви к XI в. приобрести такое могущество?

— Какие из утверждений были обращены к светским правителям Европы того времени? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

Слайд 3. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV

Слайд 4. Король был вынужден искать мира с папой. В 1077 г. с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника-в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке Святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Слайд 5. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Слайд 6. В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими правителями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Слайд 7. Наивысшего могущества власть церкви достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий III утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами». На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такие знаки почета не оказывали ни одному королю в Европе.

Слайд 8. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Задание: определите причины могущества папской власти в XI-XIII вв. Закончите фразы.

  1. Церковь владела огромными…
  2. В раздробленной Европе церковь была…

(Проверка выполнения задания.)

5. Еретики и борьба с ними католической церкви

— Прочитайте название пункта параграфа и выделите две его смысловые части.

(Ответы учеников.)

— Мы разделимся на две творческие группы, которые будут выполнять индивидуальные задания.

Задание для первой группы: работая с текстом п. 5 § 16, ответьте на вопросы.

— Кто такие еретики?

— Против чего выступали еретики?

Задание для второй группы: работая с текстом п. 6, 7, 8 § 16, ответьте на вопрос и выполните задание.

— Назовите способы борьбы католической церкви с еретиками.

— Сформулируйте собственное отношение к способам борьбы с еретиками в Средневековье.

Презентация работы первой группы

Еретики — люди, которые открыто критиковали церковь.

Взгляды еретиков

  1. Утверждали, что церковь погрязла в грехе.
  2. Отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.
  3. Требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.
  4. Единственным источником веры для них было Евангелие.
  5. Осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».
  6. Показывали пример праведной жизни: раздавали свое имущество бедным, питались подаянием.
  7. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Презентация работы второй группы

Способы борьбы католической церкви с еретиками

  1. Отлучение от церкви.
  2. Интердикт — запрет исполнять обряды и проводить богослужения.
  3. Карательные военные походы.
  4. Создание инквизиции — специального церковного суда.
  5. Жестокие наказания еретиков с применением пыток.
  6. Основание и поддержка нищенствующих орденов монахов.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока

— Почему христианская церковь в Средние века была могущественной?

— Почему произошел раскол христианской церкви?

— Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь преследовала с большей жестокостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

(Ответы учеников.)

Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека была неразрывно связана с религией, с требованиями церкви. Кто же победил: церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породили страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя и осталась мощным институтом власти.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

— Что нового узнали на уроке?

— Какие умения и навыки отрабатывали?

— С какими новыми терминами познакомились?

— Что понравилось и что не понравилось на уроке?

— Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников — § 16, составить в паре с одноклассником диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников.
  2. Для средних учеников — § 16, согласно легенде Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна папа римский.
  3. Для слабых учеников — § 16, вопросы и задания к параграфу.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *