Государство на берегах Нила

Урок истории в 5 классе

Цели: изучить местоположение и природные условия Древнего Египта; подвести учащихся к пониманию причин возникновения древнегреческой цивилизации; обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация»; продолжить формирование умений работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками.

Оборудование: политическая карта мира (современная) и карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Информация для учителя

Приступая к изучению истории древних цивилизаций, для более полного раскрытия материала, целесообразно использовать фрагменты исторических источников. Для работы с ними до учащихся нужно довести конкретные рекомендации.

1. Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).

2. Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.

3. Определите причины, побудившие автора написать работу.

4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу.

5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.

6. Еще раз просмотрите весь текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите соответствующие записи в тетрадях. Естественно, для пятиклассника формулировка этих рекомендаций будет сложна. Поэтому учителю необходимо ее упростить при работе с детьми.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

План

1) От первобытности к цивилизации.

2) Страна Египет.

3) Разливы Нила.

4) Объединение Египта.

На доске: тема урока, новые слова: папирус, дельта, оазис, фараон.

1. Рассказ учителя.

Государства, существовавшие в IV тыс. до н. э. — первой половине I тыс. н. э. на территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии, в исторической литературе принято называть древневосточными. Это название условное, оно восходит к периоду древнеримского владычества, когда многие из этих стран были завоеваны Римом, по отношению к которому, они находились на Востоке. А знакомиться с цивилизациями Древнего Востока мы начнем с истории Древнего Египта.

— Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

2. Самостоятельная работа.

Задание: прочитать текст на с. 32 Вигасина или с. 44 Михайловского.

3. Беседа по прочитанному материалу.

— Что называется цивилизацией?

Цивилизация — объединение людей, связанных общей культурой, языком, традицией управления.

4. Работа с историческим источником (желателен раздаточный материал).

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Диодор (жил в I в. до н. э.) — греческий историк, родился в городе Агирии на острове Сицилия (поэтому его называют Сицилийским). В течении тридцати лет работал над сочинением «Историческая библиотека» в сорока книгах (до нас дошло 14). В первых книгах описана история Египта, Вавилона, Ассирии.

30. Египет простирается в основном (с севера) на юг и, кажется, не в малой степени превосходит природной укрепленностью и красотой страны. С запада он защищен полной диких зверей Ливийской пустыней, простирающейся на большое расстояние… Из частей же страны, обращенных к востоку, они защищены рекой, другие окружены пустыней и болотистыми местами, называемыми безднами.

31. …Четвертая сторона вся омывается Египетским (Средиземным) морем, почти не имеющим пристани <.. .>

Итак, Египет укреплен со всех сторон самой природой… Очертания его продолговатые; он имеет прибрежную полосу в две тысячи стадий (стадий — 184,97 м), а в глубь материка простирается почти на шесть тысяч стадий.

32. …Вступив в Египет, Нил имеет ширину или менее стадий и течет не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы… ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние… Нил, разделяясь в нижней части Египта на много частей, образует называемую так по очертанию Дельту. Стороны ее образуют крайние из рукавов реки, основанием же служит море, принимающее течение реки. Нил вливается в море семью устьями…

34. Дельта очертаниями похожа на Сицилию <…> Этот остров разделяется многими каналами, сделанными людьми, и является самой прекрасной местностью в Египте. Ибо, состоя из речных отложений и будучи орошаем, он производит многие и разнообразные плоды, так как, ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил… Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, поэтому по низким местам много различной земли, поэтому по низким местам образуются тонкие места и плодородные болота… Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом. Для предотвращения бед в Мемфисе учреждено царями наблюдение за Нилом;

36. Тем, кто видит наводнения Нила, оно кажется удивительным. Ибо в то время, как все другие реки начинают убывать во время летнего солнцестояния, а в последующее время лета еще более мелеют, только он один тогда начинает подниматься, день за днем увеличивается настолько, что под конец затопляет почти весь Египет. И так как страна имеет равнинный характер и города, и деревни лежат на искусственных насыпях, то этот вид напоминает Кикладские острова.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 31-33.

5. Беседа по содержанию документа и параллельно работа по карте (с. 31 «Древний Восток» Вигасина или с. 79 Михайловского).

— Какое государство описывает в своих воспоминаниях Диодор Сицилийский? (Египет.)

— Где находится Египет? (В северо-восточной части Африки.)

— Чем защищен Египет с запада? (Ливийской пустыней.)

— Чем защищена восточная часть страны? (Рекой и пустыней с болотистыми местами, или «безднами».)

— Каким морем омывается северная часть страны? (Средиземным.)

— Какой рельеф имеет страна (см. карту и документ)? (Песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности.)

— О какой реке идет речь в документе? (О реке Нил.)

— Где берет свое начало река Нил? (В Центральной Африке.)

— Куда впадает Нил? (В Средиземное море.)

— Что такое дельта реки? (Место, где река делится на рукава.)

— Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? (Начинается разлив Нила.)

— Какие занятия существовали у жителей Египта (см. п. 34 документа)? (Египтяне могли строить каналы, занимались орошением, а значит, занимались земледелием, скотоводством.)

— Кто управлял Египтом? (Цари, а это значит, что у древних египтян существовали государства.)

6. Рассказ учителя и работа с иллюстрациями учебника на с. 34-35.

Действительно, на территории Египта возникло около сорока государств. Они постоянно воевали между собой, пока не образовалось два больших царства: Северный Египет и Южный Египет. Но между царями этих двух государств тоже шла ожесточенная война. О чем сохранились специальные свидетельства. Посмотрите на египетский рельеф на с. 35 Вигасина А.А. Примерно за 3 тыс. лет до н. э. царь Южного Египта победил окончательно царя Северного Египта, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону. Его стали называть фараоном, а столицей стал город Мемфис.

III. Закрепление изученного материала

— Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот? (Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтяy — земледелие, а это основа будущей цивилизации.)

IV. Подведение итогов урока

1. Подчеркнуть мысль о том, как много можно получить информации, работая с историческими источниками, картой.

2. Поставить оценки наиболее активным детям.

3. Сделать вывод о том, что благоприятная географическая среда ускоряла процесс распада родовых отношений и образование неравенства среди людей, а впоследствии государства.

Домашнее задание: внимательно прочитать § 6 Вигасина или § 7 Михайловского; подготовить ответ на вопрос: «Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия и чем?»

Дополнительный материал

Заупокойная плита фараона Нармера (конец IV тыс. до н. э.) хранится в Каире. В учебнике дается краткое объяснение изображений на лицевой и оборотной сторонах памятника. Учитель должен быть готов к дополнительным вопросам. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор — божественный покровитель царя. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта (в виде полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя — придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне тот же царь в двойной короне обозревает десять обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и четыре воина, несущие штандарты с изображениями богов. Внизу царь в образе могучего быка разбивает стены вражеской крепости, из которой спасается бегством воин.

ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *