Труд и творчество

Урок обществознания в 5 классе

Цели: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности; сравнить трудовую деятельность человека с трудом животных; объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества; раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся выявлять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы; метапредметные УУД: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; шаблон «дерева творчества» и его элементов (плоды, цветы, листья); проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Однажды луч сказал солнцу:

— Каждый день я летаю на Землю и согреваю все живое, но я хотел бы согреть сердце человека.

— Хорошо, ты можешь отдать каплю солнечного огня сердцу человека, — разрешило солнце. — Этот огонь поможет человеку стать великим творцом. Только выбери лучшего из людей.

Луч прилетел на Землю и подумал: «Как же узнать, кто из людей лучше?» Тут он услышал грустные мысли юноши: «Ничего у меня не получается. Мечтал стать художником, а стал маляром. Полюбил девушку, а она на меня не смотрит».

— У тебя же есть талант, молодость и умелые руки! — воскликнул луч и подарил юноше свой огонь. Вспыхнул он в сердце человека и заставил его поднять глаза и расправить плечи. Взял юноша краски и нарисовал для любимой прекрасный букет.

— Это чудо! — сказала девушка и поцеловала его.

Юноша взял кисти и так покрасил дом заказчика, что тот пришел в восхищение:

— Я думал, вы маляр, а вы оказались настоящим художником! Мой дом превратился в произведение искусства!

И стал юноша известным художником. Луч вернулся к солнцу и виновато сказал:

— Я забыл, что надо было найти лучшего из людей. Я подарил огонь первому встречному человеку…

— Ты поверил в человека, — радостно ответило солнце. — А вера и поддержка превратят любого человека в творца и помогут преодолеть любые преграды.

— О чем эта притча?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

— Используя знания, полученные в начальной школе, ответьте на следующие вопросы.

— Кого называют ремесленником?

— Какое значение раньше имел труд ремесленника для развития общества и жизни людей?

(Ответы учеников.)

Тема нашего урока: «Труд и творчество».

— Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План уроков

  1. Трудовая деятельность человека.
  2. Мастер и ремесленник.
  3. Что такое творчество.

Проблемный вопрос. Почему важно связывать между собой труд и творчество?

III. Работа по теме уроков

Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать творчески? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

1. Трудовая деятельность человека

— Рассмотрите слайды.

Слайд 1. (Изображения муравейника, пчелиного улья, бобров, строящих плотину, птицы, строящей гнездо.)

Слайд 2. (Изображения людей, возводящих здание, работающих на поле, программиста, создающего программу, врача, проводящего операцию, учителя, ведущего урок.)

— Пользуясь представленными слайдами и текстом на с. 81-82 учебника, ответьте на следующие вопросы.

— Можно ли сделать вывод о том, что животные тоже трудятся?

— Что лежит в основе деятельности животного?

— Что лежит в основе деятельности человека?

— В чем отличия от деятельности человека и животного?

— Впишите в таблицу основные принципы труда человека и животного.

Труд человека Труд животного
1. В основе деятельности человека лежит принцип целеполагания.
2. Планирование — это черта деятельности человека.
3. Человек учит учиться.
4. Человек, используя природные материалы, умеет создавать различные машины и инструменты.
5. Человек постоянно видоизменяет (совершенствует) то, что создал, т. е. умеет творить.
1. Животное всегда выполняет одни и те же действия, необходимые ему для жизни.
2. Животным двигают условные и безусловные рефлексы.
3. Ни одно животное не создает чего-то нового, до него никем не виданного, не деланного, не испробованного.
4. Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать:
• какую цель поставит;
• какие средства подберет для ее достижения;
• сколько времени на это понадобится.

(Проверка выполнения задания.)

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 82-83 учебника. Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы.

— Что вы узнали о герое рубрики?

— Какие трудности пришлось преодолеть Циолковскому в детстве?

— Как вы думаете, что помогло ему их преодолеть?

— Почему его вклад в науку считается столь значимым?

(Ответы учеников.)

2. Мастер и ремесленник

Часто можно услышать фразу: «Ты настоящий мастер своего дела». На уроках по курсу «Окружающий мир» вы знакомились с понятиями ремесленник и мастер.

— Чем отличается мастер от ремесленника? Рассмотрите слайд и выскажите свои предположения.

(На слайде картина «В мастерской ремесленника».)

— Для эффективности работы предлагаю вам разделиться на две группы.

Первая группа, изучая картину, определяет черты, свойственные ремесленнику.

Вторая группа, изучая картину, определяет черты, свойственные мастеру.

(По ходу проверки задания заполняется таблица.)

Ремесленник Мастер
Работает по шаблону и трафарету Вкладывает в свой труд смекалку, творчество
Пользуется известным набором инструментов Умеет создавать новые инструменты, которые идеально подходят для решения конкретной задачи
Выполняет поручения мастера Каждый раз может создавать нечто новое, уникальное, подходить к решению задачи творчески
Воспроизводит идеи мастера Задумывает и проектирует продукт труда
Не способен находить решения при затруднениях При трудностях находит новые варианты и новые пути достижения цели

Но путь к мастерству лежит через ремесленничество. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город, на то место, откуда он отправился в путь, и сдавал экзамен на звание мастера.

— Рассмотрите иллюстрации на с. 84 учебника.

— Как вы думаете, какие предметы сделал ремесленник, а какие — мастер? Поясните свой ответ.

— Какое слово лишнее в перечне и почему? (Фантазия, шаблон, воображение, мастерство.)

(Ответы учеников.)

— Обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на с. 87-88 учебника. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

— О чем рассказывает легенда?

— Опишите созданную Нестором церковь.

— Можно ли назвать Нестора мастером своего дела? Почему?

— Как вы думаете, почему он не оставил своего имени на стенах храма?

(Ответы учеников.)

Проблемный вопрос. Означают ли наши рассуждения, что ремесленники — это люди неинтересные, не заслуживающие уважения?

(Предположения учеников.)

Конечно, рассуждать подобным образом в высшей степени неверно. Ведь среди ремесленников встречаются такие, которые восхищают окружающих отношением к своему делу, погружая их в приятное созерцание созданных предметов. Об этих ремесленниках говорят: «У них золотые руки».

3. Что такое творчество

Способность творить заложена во всех людях. Она приносит радость.

Часто мы слышим от других: «Какое творчество!», «Какая творческая натура!», «Это творческая находка». Как видите, во всех трех случаях речь идет о разных объектах.

— Что объединяет эти три фразы?

— Попытайтесь дать определение понятия творчество.

— Что лежит в основе этого понятия?

(Ответы учеников.)

Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. От творчества неотделимы выдумка, фантазия и воображение.

— Какие виды творчества вы знаете?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Виды творчества

  • Художественное творчество — связано в большей степени с эстетическим освоением действительности
  • Научное творчество — предполагает открытие явлений и их общих закономерностей
  • Техническое творчество — проявляется непосредственно в практическом преобразовании мира
  • Педагогическое творчество — поиск и воплощение нового в сфере педагогической деятельности

Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого человека. Но у кого-то они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?

— Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей людей. Разделитесь на две группы.

Первая группа анализирует факторы, способствующие развитию творческих способностей людей.

Вторая группа анализирует факторы, сдерживающие развитие творческих способностей людей.

(Выполнение задания.)

Презентация работы первой группы

Факторы, способствующие развитию творческих способностей людей:

  1. смелость, независимость, свобода;
  2. терпение и трудолюбие;
  3. любопытство, тяга к новому;
  4. самообразование;
  5. врожденный талант.

Презентация работы второй группы

Факторы, сдерживающие развитие творческих способностей людей:

  1. неуверенность в себе и своих способностях;
  2. ложные доводы и убеждения;
  3. страх критики;
  4. привычка к стандартам.

Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, с каждым днем становится счастливее, наслаждается жизнью больше, чем другие — те, кто боится сделать первый шаг на пути к своей мечте.

— Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значительного, в самых разных делах?

— Какие чувства вы испытывали во время своей творческой деятельности?

— Как это отразилось на вас?

(Ответы учеников.)

— Хотите ли вы определить свой творческий потенциал? Тогда пройдем тест.

Тест «Ваш творческий потенциал»

— Выберите один из вариантов ответа.

  1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

а) Да.

б) Нет, он и так достаточно хорош.

в) Да, но только кое в чем.

  1. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) Да, в большинстве случаев.

б) Нет.

в) Да, в некоторых случаях.

  1. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете?

а) Да.

б) Да, при благоприятных обстоятельствах.

в) Лишь в некоторой степени.

  1. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?

а) Да, наверняка.

б) Это маловероятно.

в) Возможно.

  1. Когда вы решаете предпринять что-либо, думаете ли вы, что вам удастся осуществить свое начинание?

а) Да.

б) Часто думаю, что не сумею.

в) Да, часто.

  1. Испытываете ли вы желание заняться делом, абсолютно незнакомым вам?

а) Да, меня привлекает неизвестное.

б) Нет, неизвестное меня не интересует.

в) Все зависит от характера этого дела.

  1. Вам приходится заниматься новым для вас делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

а) Да.

б) Удовлетворюсь тем, чего успел добиться в этом деле.

в) Да, но только если мне нравится это дело.

  1. Если новое для вас дело вам нравится, захотите ли вы узнать о нем все?

а) Да.

б) Нет, хочу научиться только самому основному.

в) Нет, хочу только удовлетворить свое любопытство.

  1. Как вы поступаете, когда терпите неудачу в каком-либо деле?

а) Какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу.

б) Оставляю затею, так как понимаю, что она невыполнима.

в) Продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

  1. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она дает.

  1. Путешествуя, можете ли вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

а) Да.

б) Нет, боюсь сбиться с пути.

в) Да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

  1. Сможете ли вы вспомнить сразу после беседы все, о чем говорилось?

а) Да, без труда.

б) Всего вспомнить не смогу.

в) Запомню только то, что меня интересует.

  1. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, можете ли повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его I значения?

а) Да, без затруднений.

б) Да, если это слово легко запомнить.

в) Повторю, но не совсем правильно.

  1. Что вы предпочитаете делать в свободное время?

а) Остаться наедине с собой, поразмыслить.

б) Находиться в компании.

в) Мне безразлично, буду ли я один (одна) или в компании. I

  1. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это I занятие, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более-менее довольны выполненным делом;

в) вам еще не все удалось сделать.

  1. Когда вы одни, вы:

а) любите мечтать, может быть, даже о каких-то абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой (учебой).

  1. Когда какая-то идея захватывает вас, вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем находитесь;

б) только когда останетесь наедине с собой;

в) только там, где будет не слишком шумно.

  1. Когда отстаиваете какую-то идею, вы:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

— Подсчитайте очки, которые вы набрали:

  • за ответ а — 3 очка;
  • за ответ б — 1 очко;
  • за ответ в — 2 очка.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — ваше постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — слуховую память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 очков и более. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам станут доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 очка и менее. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

(По книге О. Ф. Потемкиной, Е.В. Потемкиной «Тесты для подростков»)

4. Творчество в искусстве

— Послушайте притчу.

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой — возвышались седые горы. Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человеком с горячим сердцем, а другой — с холодным. Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали восхищенными и ласковыми. Он сказал:

— Какое оно сильное, могучее, вечное! А человек с холодным сердцем сказал:

— Да, много воды.

Подошли они к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

— Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем.

— Где ты видишь цветок? — удивился человек с холодным сердцем. — Это же серый камень. Вот и трещины в нем, вот и пылью покрыт он.

— Да, камень, но там внутри цветок розы, — возразил человек с горячим сердцем. — Надо только добраться, освободить его из каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал серый камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец среди осколков камня показался цветок удивительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало как зеркало. Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному цветку и сказал:

— Да, крепкий камушек.

(К. Антарова «Человек с горячим сердцем»)

— Как вы думаете, какой из двух героев притчи способен к творчеству? Почему?

— Как связаны между собой красота и творчество? Приведите примеры этой взаимосвязи.

— Приведите примеры научного и художественного творчества. Что их объединяет? В чем вы видите разницу?

— Но всегда ли мы с должным уважением относимся к продуктам творческого труда человека?

— Какие надписи, сделанные туристами, мы можем увидеть на произведениях искусства?

— Почему так происходит?

(Ответы учеников.)

— Представьте себе, что вы стали свидетелями нехорошего поступка одного из туристов, решившего оставить свой автограф на стене какого-либо архитектурного сооружения. Вам необходимо подобрать слова, которые убедят этого человека в том, что он совершил некрасивый поступок. Победит тот из вас, чья речь будет самой убедительной. Проявите творчество!

(Проверка выполнения задания.)

IV. Подведение итогов уроков

— Как вы думаете, может ли человек научиться работать творчески?

— Чему посвящены следующие строки?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

— Как вы понимаете смысл этих строк?

— Что вы можете рассказать о творениях великих мастеров, живших и работавших в городе, которому посвящены эти строки?

— Как вы думаете, можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомните, когда вам это удавалось. Какие чувства вы при этом испытывали?

(Ответы учеников.)

V. Рефлексия

Поскольку наш урок был посвящен творчеству, предлагаю украсить «дерево творчества».

  • плоды — занятие было полезным, плодотворным;
  • цветок — занятие прошло довольно неплохо;
  • зеленый листик — не совсем удовлетворен(а) занятием;
  • желтый листик — не удовлетворен(а) занятием. (Ученики прикрепляют к шаблону дерева плоды, цветы, листья.)

Домашнее задание

  1. Прочитать § 10, с. 81-89 учебника.
  2. Задание на выбор.
  • Подготовьте рассказ о том, какие профессии людей, живущих в вашем городе (селе), связаны с творческим трудом.
  • Подготовьте сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Человек в XXI в. (Заключение)

I. Требования к результатам изучения темы Изучение темы вносит вклад в достижение результатов личностных: — …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *