Что такое общество

Урок обществознания в 10 классе

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно внести вклад в достижение результатов

личностных:

— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики (в данной теме — на основе целостной характеристики общества);

метапредметных:

— владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения (на основе анализа знаний об обществе, полученных в основной школе);

предметных:

— владение базовым понятийным аппаратом социальных наук (в данной теме — понятиями «общество», «культура», «общественные науки»).

Задачи занятия:

1) дать научное представление об обществе как совместной жизнедеятельности людей, в процессе которой осуществляется их взаимодействие и возникают различные формы объединения;

2) раскрыть широкий смысл понятия «культура», охватывающего все виды преобразующей деятельности человека;

3) раскрыть соотношение понятий «природа» и «общество »;

4) охарактеризовать основные общественные науки.

II. Место темы в системе учебных занятий

Первый урок курса «Обществознание» в старшей школе играет роль введения к изучению современного общества. Он даёт наиболее обобщённое представление о социальной жизни, опорой которого являются знания из курсов истории и обществознания основной школы. На последующих уроках понятие «общество» будет наполняться всё более конкретным содержанием.

Необходима связь с уроком «Общество как форма жизнедеятельности людей», который был частью курса «Обществознание» в 8 классе.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Обществознание / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — С. 78-84.

Социальная философия и социология: учеб. пособие. — М., 2002. — Гл. 3.1 и 3.2.

Обществознание / под ред. В. В. Барабанова. — СПб., 2001. — Гл. 6.

Социология / под ред. Д. С. Климова. — М., 2004. — § 5.

Обществознание: профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2010. — § 9 «Общество и общественные отношения».

Гуревич П. С. Введение в философию. — М., 2000. — С. 284- 290 (раздел «Социальная философия»). Гл. 2. «Развитие общества».

Оборудование

Размноженные тексты М. В. Дёмина и Е. К. Андреевой, указанные ниже.

Технические средства для презентации таблицы «Общественные науки».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Два пункта плана изучаются на первом уроке, два следующих — на втором. На третьем организуется практическое занятие — групповая работа по выполнению заданий и затем обсуждение практических выводов.

2-й вариант. Первый пункт плана обстоятельно рассматривается на первом уроке. На втором уроке изучается второй вопрос, а третий и четвёртый — на третьем уроке.

Ход занятия

Мотивационный этап

Первые два вопроса, поставленные в начале параграфа, побуждают учащихся вспомнить материал, изученный в основной школе. Рассмотрение этих вопросов позволит выявить знания, на которые молено опираться при изучении нового материала, и даст возможность осознать границы между знанием и незнанием. Третий вопрос может стать основой для небольшой дискуссии, в ходе которой высказываются различные мнения, а вывод откладывается до рассмотрения вопроса «Общество и культура».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Общество как совместная жизнедеятельность людей.
  2. Общество и природа.
  3. Общество и культура.
  4. Науки об обществе.

1. Начать работу в классе с сильным составом учащихся можно с сопоставления определений общества, которые дают науки, изучающие общество. Эти определения целесообразно записать (или вывесить) на доске, чтобы облегчить их анализ.

Социологи дают такое определение: «Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой». (Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. — М., 2008. — С. 330.)

В социальной философии даётся следующее определение: «Общество — сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью». (Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. — М., 2003. — С. 279.)

Анализ этих определений позволяет выделить прежде всего ключевое слово «деятельность», которое содержат оба определения, и указание на связи, отношения между людьми, возникающие в процессе деятельности.

В менее подготовленном классе можно начать с разбора определения общества, данного в учебнике. Внимание учащихся привлекается к слову «взаимодействие». Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности (см.: Российская социологическая энциклопедия, с. 63). Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определённые отношения. Последовательные действия людей, направленные на достижение определённой цели, называют деятельностью. Сравнение деятельности людей с активностью других живых существ позволяет сделать вывод: деятельность — это способ существования, который выделяет людей из природы. Жизнь общества есть не что иное, как процесс совместной деятельности людей. Целесообразно показать свойства человеческой деятельности. Это её сознательный характер (проявляется в способности раскрывать причинно-следственные зависимости, ставить перед собой сознательные цели деятельности); орудийный характер (проявляется в систематическом изготовлении и использовании орудий труда); коллективный характер (проявляется в кооперации и координации человеческих усилий).

Понятие деятельности может быть раскрыто на основе фрагмента из работы российского учёного М. В. Дёмина «Природа деятельности» (М., 1984. — С. 44-45).

Структура деятельности

Если отвлечься от особенностей, имеющих частное значение, то элементы структуры человеческой деятельности в её общем виде можно представить следующим образом: 1) люди как субъекты деятельности; 2) их потребности и интересы, определяющие мотивы деятельности; 3) цели как идеальные прообразы потребных предметов; 4) средства деятельности, как идеальные, так и материальные; 5) объект деятельности; 6) сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей. Этот подход к исследованию структуры человеческой деятельности представляется нам не только правомерным, необходимым и полезным, но и, несомненно, в высокой степени эффективным, актуальным и заслуживающим того, чтобы его продолжать. Такой подход позволяет широко и глубоко охватить человеческую деятельность и рассмотреть её конкретно применительно к определённому периоду истории.

Вопросы и задания к тексту: 1. Сопоставьте представленную в тексте структуру с характеристикой структуры деятельности в учебнике. Какими элементами вы считали бы полезным дополнить характеристику структуры деятельности в учебнике? Почему? 2. Как вы думаете, следует ли в структуру деятельности включать её результат? Аргументируйте свой ответ. 3. Приведите примеры известных вам идеальных и материальных средств какой-либо деятельности. 4. Проанализируйте учебную деятельность, характеризуя каждый из шести элементов её структуры, названных в документе.

Задание № 4 может быть заменено анализом любого вида деятельности.

Следующий шаг — рассмотрение связей, отношений, возникающих в процессе деятельности. Понять их поможет изучение текста П. А. Сорокина. Полезно, опираясь на курс истории, вспомнить известные учащимся формы объединения людей.

2. Второй пункт плана «Общество и природа» может быть изучен либо путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, либо на основе анализа фрагмента из работы психолога и педагога Е. К. Андреевой «Союз с природой» (М., 1985. — С. 4-5).

Человек и природа

Погружённые в многообразие природы, люди долгие века видели только множество, не замечая единства этого многообразия, и пребывали в убеждении, что биосфера Земли неисчерпаема, что потреблять её можно неограниченно. По мере развития цивилизации и роста городов человек всё более отходил от природных условий жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам, используя их для своего удобства, как пользуются вещами. Но даже с созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как неисчерпаемое, человек обращался бережней, чем с живой природой. Не увидев своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал бездумно и расточительно «покорять» природу, т. е. потреблять её, не считаясь с ней и её законами…. Теперь, когда наступила «вторая и третья очередь» последствий наших «побед», мы спохватились и увидели, что мы вовсе не «хозяева» и не «цари», что природа, биосфера — это такой же единый, тонко сбалансированный организм, как и наш собственный, состоящий из миллионов отдельных организмов — клеток. Только «клетками» биосферы являются её живые существа — от бактерий до человека. Мы с большим опозданием поняли, что являемся частью единого организма природы и целиком зависим от неё, а потому деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью.

Вопросы и задания к тексту: 1. Почему, по мнению автора, человек бережнее обращался с созданными им вещами, чем с живой природой? 2. Как вы понимаете выражение «покорять природу»? Разделяете ли вы мнение автора отрывка по данному вопросу? Своё мнение поясните. 3. Опираясь на знания различных школьных дисциплин, приведите доказательства того, что природа является тонко сбалансированным организмом. 4. Автор считает, что «деградация природы означает нашу собственную деградацию, а гибель её была бы нашей гибелью». Объясните эту связь, опираясь на определение общества, данное в учебнике.

Курсы обществознания и географии в основной школе дают учащимся знания, которые являются достаточной базой для самостоятельного изучения текста.

Беседу, опираясь на прочитанный текст учебника, можно провести по следующим вопросам: в каком смысле слово «природа» употребляется в этом тексте? В чём проявляется обособление общества от природы? Почему такое обособление нельзя считать полным отделением общества от природы? Какую роль природа играет в жизни общества? Как общество воздействует на природу? В чём заключаются экологические проблемы современности?

Заметим, что в контексте данной темы речь идёт о той части природы, с которой общество непосредственно взаимодействует на данном историческом этапе. Её принято называть географической средой (или природной средой). Географическая среда влияет на:

  • общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства;
  • производительность труда;
  • развитие способностей человека;
  • темпы развития данного общества в целом;
  • экономические и политические отношения;
  • социально-психологический облик и настрой общества, т. е. его менталитет.

Общество оказывает на природную среду неоднозначное воздействие, причём его разрушительные последствия во второй половине XX в. вызвали экологический кризис. К этому предстоит вернуться в заключительной части курса.

На данном уроке рассмотрение антитезы «природа — общество» направлено на дальнейшее уяснение учащимися признаков понятия «общество».

3. Изучение пункта плана «Общество и культура» целесообразно провести путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника. При этом им предлагается продумать вопрос: как соотносятся понятия общества и культуры? Внимание учащихся привлекается к утверждению: в наиболее широком смысле культура охватывает все виды преобразующей деятельности человека. А поскольку общество — это совместная деятельность людей, культура неотрывна от общества.

Напомним, что культура — сложное явление и что существуют сотни определений культуры. Одна из попыток классифицировать эти определения предпринята в работе С. Э. Крапивенского «Социальная философия» (с. 357-360). Там обозначены три подхода к определениям культуры:

  • эмпирический, описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, т. е. как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат;
  • оценочный (аксиологический) подход, при котором культурность и некультурность, равно как и степень культурности, определяются путём соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталонов;
  • деятельностный подход, рассматривающий культуру как внебиологический, специфически человеческий способ деятельности.

Для учителя приведём определение, содержащееся в авторитетном философском издании: «Культура — система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» (Новая философская энциклопедия: в 4 т. — М., 2001. — С. 341). Названные здесь программы деятельности включают в себя знания, нормы, навыки, идеалы, верования, цели, ценностные ориентации и т. д. Это исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит его и передаёт от поколения к поколению.

4. При изучении четвёртой позиции плана целесообразно составить таблицу «Общественные науки». В первой колонке даются названия основных отраслей обществознания, а во второй — краткая характеристика каждой из них.

 Отрасль обществознания Характеристика отрасли
Философия Учение об общих принципах бытия и познания, о познавательном, ценностном, этическом и эстетическом отношении человека к миру, природе и обществу
Социология Наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей
Политология Наука, изучающая политику, политические системы, политические процессы и поведение субъектов политики, политические отношения, политическое сознание и культуру, способы решения политических проблем
Экономика Система наук, изучающих экономические отношения, проблему использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения неограниченных потребностей общества
Юридическая наука Общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права
Культурология Единая социально-гуманитарная наука о духовной культуре народа
Историческая наука Комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии
Социальная психология Наука, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития общественно-психологических явлений, процессов и состояний, субъектами которых являются индивиды и социальные общности

Полезно пояснить, что те или иные социальные объекты (например, семья, политика и т. д.) могут изучаться не одной, а несколькими науками. Так, семья является объектом изучения и философии, и социологии, и психологии, также она регулируется правовыми нормами. А политика изучается не только политологией, но и исторической наукой (это направление исследований называют политической историей), философией (политическая философия), социологией (политическая социология), на стыке политологии и психологии разрабатывается политическая психология и т. д. Научные исследования одного объекта разными науками называются комплексными. В курсе обществознания при изучении многих социальных объектов также осуществляется комплексный подход. Это позволяет рассмотреть каждый такой объект всесторонне.

Учащимся можно предложить высказать своё мнение по вопросу: чем отличаются общественные науки от естественных наук? Отметив, что обстоятельно этот вопрос будет рассмотрен в дальнейшем, целесообразно разъяснить: общественные науки при всех их отличиях от естественных также дают знания, позволяющие ориентироваться в окружающем мире, находить верные решения возникающих проблем. Они помогают адаптироваться в социальной среде, прогнозировать будущее, сознательно воздействовать на общественные отношения. Это разъяснение подведёт учащихся к практическим выводам параграфа.

Рубрика «Практические выводы» впервые встречается учащимся, и поэтому полезно рекомендовать им после изучения каждого параграфа ставить перед собой вопрос: в каких случаях полученные знания пригодятся на практике?

Оптимальный вариант работы предполагает поиск ответа на ряд вопросов по материалам данного параграфа. Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собой совместную деятельность, взаимодействие людей? Прежде всего, чтобы понять общество, нужно разобраться в направленности совместных действий. Другой вывод, который может сделать для себя каждый, состоит в том, что для собственной успешной деятельности необходимо учиться сотрудничать с другими людьми, работать в коллективе. Такой ответ означает, что учащиеся самостоятельно сделали первый вывод.

Ко второму выводу приведут ответы на вопрос: какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?

Третий вывод школьники должны сделать из того факта, что индивид становится человеком, интегрируется в общество только через приобщение к культуре.

Опираясь на полученные знания о роли общественных наук, учащиеся могут прийти к четвёртому выводу — о значимости изучения обществознания для каждого из них.

Задания к параграфу в зависимости от избранного варианта могут выполняться либо по мере изучения материала урока, либо в ходе заключительного часа. Целесообразно обсуждать результат выполнения каждого из заданий.

Этап закрепления

Для закрепления изученного материала могут быть использованы следующие задания.

1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, учёные характеризуют общество как
1) систему
2) часть природы
3) материальный мир
4) цивилизацию

2. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?
А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.
Б. Природа — неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3. Общество, в отличие от природы,
1) подчиняется объективным законам
2) постоянно изменяется
3) является формой совместной деятельности
4) образует среду обитания человека

4. Вырубка тропических лесов в ряде африканских стран с целью увеличения пахотных земель является примером взаимодействия
1) общества и государства
2) экономики и политики
3) природы и общества
4) цивилизации и культуры

Домашнее задание

Вопросы для самопроверки учащиеся используют после домашней работы с текстом параграфа. Если был избран второй вариант планирования, эти вопросы могут стать со-держанием беседы на третьем уроке.

Учащимся, которые проявили повышенный интерес к теме, можно рекомендовать для дополнительного чтения соответствующие тексты из представленного выше списка литературы (по рекомендации учителя или по выбору учащихся).


Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Ю. И. Аверьянов и др.]. — М. : Просвещение, 2014.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в XXI в. (Заключение)

I. Требования к результатам изучения темы Изучение темы вносит вклад в достижение результатов личностных: — …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *