Урок обществознания в 11 классе «Экономика: наука и хозяйство»

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение темы призвано внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— формирование собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социально-экономических отношений;

— осознание важности овладения рациональными способами экономического поведения;

метапредметных:

— способность анализировать реальные ситуации для осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов;

— умение критически воспринимать экономическую информацию с целью анализа состояния и тенденций экономического развития общества, интерпретации социально-экономических изменений;

— умение ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;

— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинно-следственных связей;

предметных:

— владение понятиями «экономическая наука», «макроэкономика», «микроэкономика», «мировая экономика», «валовой внутренний продукт»;

— развитие умения объяснять с опорой на ключевые экономические понятия явления социальной действительности;

— понимание проблемы ограниченности экономических ресурсов и способов её рационального решения на основе экономического выбора.

Задачи занятия:

1) представить основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения;

2) обобщить и систематизировать представления об экономике как важной сфере жизни общества и её основных проявлениях;

3) характеризовать важнейшие измерители экономической деятельности и показать различия абсолютных и относительных экономических величин.

II. Место темы в системе учебных занятий

На уроках продолжается рассмотрение связи различных сфер жизни общества с экономикой, знакомство с основными положениями экономической науки, усвоение ключевого понятия «экономика», имеющего двойное значение (как наука и хозяйственная деятельность).

Работа осуществляется на основе знаний, полученных учащимися на уроках обществознания в основной школе: они изучали материал об основных участниках экономики, о роли обмена и производства в хозяйственной жизни (7 класс), о роли экономики в жизни общества, её тесной связи с другими сферами общественной жизни, о производстве как основе экономики (8 класс). Богатый материал о различных сторонах хозяйственной жизни общества предоставляют школьные курсы истории, географии и экономики. Всё это позволяет завершить формирование одного из ключевых понятий обществознания — «экономика».

Данная тема, раскрывая важные обобщающие понятия (экономика, экономическая деятельность, ВВП), не только создаёт основу для изучения вопросов двух последующих тем (экономический рост, рыночные отношения), но и является ключевой по отношению ко всем последующим урокам раздела курса.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Калачева Е. Н. Материал к теме «Экономика: наука и хозяйство» в курсе обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 3.

Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний: учеб. для 10-11 кл. школ и кл. с углубл. изуч. экономики. — М., 2004. — § 6, 65.

Носова С. С. Экономическая теория: краткий курс: учеб., пособие для студентов высших учеб. заведений. — М., 2003. — Гл. 1, 2, 14.

Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М., 2013.

Экономика: учеб. для 10-11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 1.

Оборудование

Компьютер, проектор, таблица «Экономические величины», раздаточный материал для обсуждения в виде определений понятия «экономика», карточки с заданиями к упражнениям и с тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные (комбинированные) уроки — изложение учителем основных положений параграфа в сочетании с организацией беседы, обращением учащихся к тексту учебника, работа с источником и итоговое закрепление материала.

2-й вариант. Уроки самостоятельного изучения учащимися учебного текста (в недостаточно подготовленном классе — комментированное чтение), решение практических задач, выполнение упражнений и словарная работа.

Ход занятия

Мотивационный этап

Вводную часть урока целесообразно начать с выявления имеющихся у учащихся представлений по теме. Для этого полезно организовать беседу по следующим вопросам: 1) Какова связь между жизнью общества в целом и его экономическим положением? 2) Почему страны различаются по уровню и темпам экономического развития? 3) Какое влияние оказывают на экономику социальная и политическая структуры общества? 4) В чём проявляется экономическая культура общества? 5) Нужно ли ограничивать экономическую свободу? В обсуждение могут быть включены и проблемные вопросы, сформулированные в начале параграфа.

Учитель помогает обобщить результаты беседы и сделать необходимые выводы о роли и месте экономики в жизни общества.

В завершение беседы можно предложить учащимся сравнить различные определения слова «экономика», данные в учебном тексте. Опираясь на знания учащихся, учителю важно добиться понимания ими двух значений слова «экономика»: как хозяйственной системы и как науки о хозяйстве. Для уяснения этих различий можно предложить школьникам пояснить каждое из значений конкретными проявлениями или заполнить на доске таблицу:

Экономика — это умение… Экономика — это знание о…

Можно предположить, что старшеклассники включат в первый столбец следующие умения: рассчитать затраты производства, составить семейный бюджет, принять рациональное решение о покупке товара, распределить полученную прибыль и т. п.

Во втором столбце могут быть указаны знания о способах распределения ограниченных ресурсов, путях повышения эффективности экономики, поведении участников рыночных отношений, законах действия рыночного механизма, методах государственного регулирования экономических процессов и др.

При обсуждении результатов работы учитель помогает дополнить содержание таблицы и оценить предложения учащихся. Возможен также вариант организации словарной работы (см.: Обществознание. Школьный словарь).

Обсуждение результатов сравнения различных определений поможет выявить характерные признаки понятия «экономика».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Что изучает экономическая наука.
  2. Экономическая деятельность и её измерители.

1. Первый пункт плана рассматривается через осмысление вопроса: что изучает экономическая наука? Учащиеся дают ответ на основе самостоятельного знакомства с учебным текстом. Затем может быть организована беседа по следующим вопросам: 1) Почему экономическая наука появилась вместе с рыночной экономикой? 2) Что стало предметом изучения экономической науки? 3) Можно ли удовлетворить постоянно растущие потребности общества? Как это сделать?

В беседе необходимо сделать акцент на определении предмета экономической науки. Учитель может привести несколько типичных определений: «Экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния» (А. Маршалл), «Экономическая наука — это наука, рассматривающая явления с точки зрения цены» (Г. Давенпорт), «Экономическая наука — это исследование общих способов сотрудничества людей с целью удовлетворения своих материальных потребностей» (А. Пигу), «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые имеют различное употребление» (К. Менгер). Здесь можно выделить два подхода к определению границ предмета экономической науки: наука о материальной стороне человеческого благосостояния и решение проблемы ограниченности (редкости) ресурсов.

Глубже осмыслить положения учебного текста, характеризующие такие основные составляющие (разделы) экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика, поможет рассмотрение их через наиболее знакомый учащимся вид экономической деятельности — производство.

Производство ведётся на нескольких уровнях. В научных работах наиболее распространено представление о двухуровневой системе. Один уровень — деятельность индивида, фирмы, различных рынков. Этот уровень принято называть микроэкономикой. Другой уровень — функционирование национального народного хозяйства в целом. Это макроэкономика.

Важно обратить внимание учащихся на то, что экономическая деятельность участников производства на этих уровнях, различающаяся в деталях, в основном подчинена общим законам, выявленным учёными-экономистами. Здесь целесообразно организовать анализ учащимися содержания документа в конце параграфа. Фрагмент текста, автором которого является известный экономист, академик РАН Л. И. Абалкин, знакомит учащихся с характерными особенностями и ценностями российской школы экономической мысли. Документ является для учителя важным ориентиром, своеобразной призмой, через которую можно преломлять теоретический и фактологический материал последующих тем главы. Подходы и ценности, выработанные российскими учёными-экономистами, также помогут при оценке тех или иных явлений российской социально-экономической действительности. Закрепить материал поможет выполнение задания 2.

2. Изучение второго вопроса опирается на знания учащихся об основных проявлениях экономической жизни общества. Перед учителем стоит задача помочь старшеклассникам выделить сущностные характеристики различных видов экономической деятельности, раскрыть их тесную взаимосвязь. Успешному усвоению ключевых понятий (производство, потребление, обмен, распределение) поможет выполнение упражнений:

1) Назовите 3-4 термина, наиболее близко связанные с понятиями обмена, производства. (Варианты ответа: обмен — товар, цена, ярмарка, деньги, предложение; производство — прибыль, технология, фирма, квалификация, производительность труда.)

2) Расположите слова в последовательности, отражающей процесс преобразования объектов природы в предметы потребления: обмен, ресурсы, распределение, производство, потребление, товар. (Ответ: ресурсы, производство, товар, обмен, распределение, потребление.)

Помощь учителя может потребоваться и для выполнения следующего задания. Учащимся полезно напомнить о двух формах организации хозяйствования (натуральное и товарное), назвать более эффективную из них и аргументировать свою точку зрения. Учителю целесообразно, выслушав ответы учащихся, проанализировать их аргументы в защиту своей позиции и дать правильную оценку выполненному заданию.

Рассмотрим возможные ответы учащихся и их оценку учителем.

Учащиеся выбирают первый ответ: товарное хозяйство. Ответ правильный, потому что товарное хозяйство в большей степени отвечает целям хозяйственной деятельности — максимальному удовлетворению потребностей общества. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличивать производительность труда и совершенствовать потребительские качества товаров для совершения выгодного обмена. Это увеличивает производительность экономики и помогает рационально использовать ограниченные ресурсы.

Учащиеся выбирают второй ответ: натуральное хозяйство. Ответ неправильный, потому что в натуральном хозяйстве нет места для обмена продуктов и услуг, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня населения, т. е. наиболее полного удовлетворения его потребностей. В этом виде хозяйства используются примитивные орудия производства, простые традиционные технологии. Всё это ограничивает возможности повышения производительности труда, улучшения качества и увеличения объёма продукции. Производительность экономики при натуральном хозяйстве ниже, чем при товарном.

Полезно предложить учащимся обсудить высказывание американского писателя Л. Питера: «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».

После знакомства старшеклассников с двумя классами экономических величин при наличии компьютера можно организовать выполнение следующего задания: «Используя материалы поискового запроса «Экономика России», подберите примеры для заполнения столбцов таблицы (воспроизводится на доске)».

Абсолютные экономические величины Относительные экономические величины

Учитель помогает оценить результаты выполнения задания, проанализировать возможные ошибки.

При рассмотрении основных измерителей экономической деятельности учащимся важно усвоить не только их определения (они даны в учебном тексте), но и существующую между ними разницу, а также показатели их роста. В данном случае целесообразно опираться на факты современной мировой и российской экономической действительности, на данные международных экономических исследований (проводятся один раз в пять лет по специальной программе, существующей в рамках ООН).

Учитель при разъяснении понятия ВВП как важнейшего показателя развития экономики страны делает акцент на том, что в мировом масштабе совокупный показатель ВВП имеет устойчивую тенденцию к росту. Так, за период с 1971 по 1994 г. ВВП увеличился почти в 9 раз. Сравнить уровни экономического развития по этому показателю поможет обращение к данным таблицы.

Уровень валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения (оценка 2010 г.)

Страна

ВВП на душу населения, долл.

Индия

3400

Китай

7400

Бразилия

10 900

Россия

15 900

Польша

18 800

Франция

33 300
Япония 34 200

Германия

35 900

США

47 400

Норвегия

59 100

По ВВП на душу населения Россия занимает 35-е место в мире, отставая не только от развитых европейских стран, но и от целого ряда азиатских и латиноамериканских государств. По прогнозу экспертов Всемирного банка на 2030 г. Россию обгонят такие страны, как Китай, Бразилия, Индия, Мексика, Южная Корея, где темпы экономического роста выше (подробнее см. в вышеупомянутом учебнике для вузов И. В. Липсица, гл. 21).

Начиная с 1990 г. в нашей стране прослеживалась устойчивая тенденция к снижению ВВП. В период с 1991 по 1996 г. он сократился более чем наполовину. С 1999 г. наблюдался рост ВВП. Однако кризисный 2009 год был отмечен падением ВВП на 7,8%. В 2010 г. в условиях роста цен на нефть на мировых рынках ВВП России вырос на 4%, а в 2012 г. — на 3,5%.

Учитель помогает проанализировать данную информацию и обсудить, опираясь на знания из курса истории, обществознания, экономики, причины изменений в объёме и динамике ВВП России. Желательно привлечь современный материал и новейшие статистические данные. Актуальную статистическую информацию учитель может почерпнуть из Интернета (например, по запросу «Динамика ВВП России за последние 5 лет»), материалов периодической печати (например, журналов «Вопросы экономики», «Валовой внутренний продукт», «Российское предпринимательство» и др.).

Предоставленная информация позволит обсудить актуальную проблему: какой путь достижения экономического роста нужно выбрать России? Можно познакомить старшеклассников с разными точками зрения российских экономистов на эту проблему. Так, в экономической литературе можно найти два сценария развития российской экономики — «пессимистический» и «оптимистический».

По первому сценарию страна приобретает всё большую сырьевую направленность, истощая ресурсы нефти и газа, дающие сейчас в бюджет основной доход от экспорта. Такое направление не требует особых усилий от правительства, процесс идёт сам собой, и лет 30 он вполне может продлиться. На этом пути, считают учёные, страна бесповоротно уходит на позиции развивающихся стран.

«Оптимистический» сценарий предполагает опору на развитие новых, передовых технологий. Однако это требует реального объединения и чёткой координации ресурсов государства, бизнеса, научных центров.

Результаты обсуждения позволяют подвести учащихся к осмыслению и успешному усвоению сформулированных в учебнике приоритетов модернизации российской экономики.

Этап закрепления

Обращение учащихся к практическим выводам в конце параграфа поможет осмыслить значение экономических знаний и умений для выполнения основных социальных ролей — потребителя и производителя, подскажет пути и формы рационального использования этих знаний в различных повседневных ситуациях, сориентирует на активное участие в экономической жизни страны, развитии её экономики.

Полученную в ходе уроков актуальную информацию и статистические данные о состоянии российской экономики поможет глубже осмыслить обсуждение вопросов: как преодолеть сырьевую ориентацию экономики? Каковы основные направления модернизации экономической сферы жизни общества? Есть ли будущее у инновационной экономики?

Следует также выполнить задания в формате ЕГЭ.

1. Валовой национальный продукт отражает:
1) объём товаров и услуг массового спроса
2) стоимость основных факторов производства
3) совокупный доход домашних хозяйств и предприятий
4) стоимость всех произведённых за год товаров и услуг

2. Установите соответствие между проявлениями понятия «экономика» и самим значением этого понятия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ Значение понятия «Экономика»

A. исследование мотивов поведения субъектов экономики Б.
Б. изучение национальной экономики во взаимосвязи с внешним миром
В. создание и распределение материальных благ
Г. разработка путей повышения эффективности экономических процессов
Д. международное разделение труда

1) экономика как наука
2) экономика как хозяйство

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А Б В Г Д

Домашнее задание

Учебник, § 2. Задания 1, 3, 4. Результаты выполнения задания 1 целесообразно обсудить на следующем уроке, а задания 3 — на уроке «Рыночные отношения в экономике».

Подготовить реферат «Поиск источников экономического роста российской экономики» (по материалам документа «Концепция социально-экономического развития России до 2020 г.»).

Учащимся, проявившим интерес к теме: проект «Экономика России: особенности, сценарии и прогноз.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

I. Требования к результатам изучения темы Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *