Духовный мир личности

  1. I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вкладу в достижение результатов

личностных:

— осознание необходимости развития пространства духовной жизни личности как условия её становления и проявления неповторимой самобытности и индивидуальности;

  • формирование осознанно-уважительного, толерантного отношения к другому человеку, его духовному миру и системе ценностей;
  • понимание духовного многообразия и особенностей развития современного мира;

метапредметных:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи при построении логических рассуждений о специфике духовного мира человека и протекании его духовной жизни;
  • умение самостоятельно определять цели и параметры своего исследования при индивидуальной и групповой работе;
  • способность оперировать межпредметными интеграционными знаниями и навыками для подтверждения значимости своей аргументации по вопросам, касающимся особенностей духовного мира человека;

предметных:

  • знание базовых понятий «духовный мир личности», «духовные ценности», «духовные потребности», «идеал», «мораль», «мировоззрение»;
  • целостное представление о специфике духовного мира человека;
  • умение применять полученные знания в ситуациях повседневной социальной жизни.

Задачи занятия:

1)  дать более глубокие (по сравнению с основной шко лой) знания о специфике духовного мира человека и осо бенностях протекания его духовной жизни;

  • выявить особенности таких важнейших элементов духовного мира человека, как идеалы, ценности и мораль;
  • показать важность мировоззрения в формировании духовного мира человека.
  1. II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение данной темы целесообразно построить с опорой на знания, полученные в ходе изучения специфики социальной сущности человека (§ 4), а также особенностей организации и протекания духовной жизни общества (§ 10).

Новые знания, полученные при изучении данной темы, наиболее тесно взаимосвязаны с материалами таких параграфов, как «Мораль» (§ 12), «Религия и религиозные организации» (§ 14), «Искусство» (§ 15), в которых понятие «духовный мир человека» рассматривается с точек зрения влияния данных сфер духовного производства на его специфику и организацию.

Материал, иллюстрирующий различные аспекты духовного мира человека (идеалы, ценности, мораль, мировоззрение), можно почерпнуть из школьных курсов истории и литературы. Данные интеграционные связи важны в целях установления аналогий, создания обобщений, построения логических заключений и рассуждений, позволяющих сделать выводы об индивидуальной неповторимости духовной жизни человека.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Бессонов Б. Н., Дубицкий В. В. Гражданское общество и духовное развитие личности. — Омск, 2002.

Ботвинова А. В. Духовная деятельность и формирование личности. — М., 2003.

Ильин И. А. Сущность и своеобразие культуры. — М., 2007.

Лихачёв Д. С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. — М., 2006.

Оборудование

Презентация, содержащая высказывания великих людей о духовном мире человека, специфике протекания его духовной жизни; раздаточные карточки с текстом, вопросами для закрепления в электронном виде (они включают все вопросы по подтемам в данном тексте, кроме рубрики «Домашнее задание»).

  1. IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные комбинированные уроки с последовательным изучением на них вопросов темы.

2-й вариант. 1-й час: изучение всех пунктов плана. 2-й час: закрепление изученного и работа над вопросами в рамках практического или лабораторного занятия. Также может быть проведён урок-конференция с обсуждением подходов к пониманию проблем духовного мира человека, особенностей протекания его духовной жизни в различные эпохи развития человеческой цивилизации (древние цивилизации, античный период, период Средневековья и Нового времени и пр.).

В рамках изучения данной темы возможно проведение диспута по теме «Толерантность или борьба мировоззрений? Выбор современного человека». Цель диспута: рассмотреть примеры противоположных подходов и их допустимость при различных жизненных обстоятельствах (примеры: столкновение религиозного, обыденного и научного мировоззрения, взглядов на современную моду, различных систем ценностей и идеалов; догхантеры и добровольцы-волонтёры в нашей современной жизни и пр.).

Ход занятия

Мотивационный этап

Является ли духовный мир человека неким ключом к пониманию его индивидуальности и личностной неповторимости? Познаваем ли духовный мир человека и как мы можем судить об особенностях протекания его духовной жизни? После обсуждения этих вопросов с учащимися на начальном этапе урока целесообразно актуализировать их знания о духовной жизни человека. Выслушав мнения и суждения учащихся, можно предложить им изучить раздел параграфа «Человек как духовное существо».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Особенности духовного мира человека.
  2. Мораль, идеалы и ценности как духовные ориентиры личности.
  3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
  4. Работа по первому пункту плана призвана познакомить учащихся с многоаспектностью этой темы, а также подвести их к осознанию того факта, что духовный мир личности — это сложный и многомерный феномен.

После прочтения учащимися вводной части учебного материала § 11 учитель может познакомить их с трактовкой понятий «духовность», «духовный мир человека» в различные исторические эпохи.

Сущность этих понятий пытались определить и античные философы, и христианские теологи, и представители немецкой классической философии, и современные исследователи различных наук (психологии, биологии, философии, педагогики и т. д.).

Так, например, античные философы называли духовный мир личности «микрокосм», он был связан в их представлении с системой отражения личностью всех внешних идей, присущих большому космосу (богам, природным сущностям, например стихиям и пр.).

В рамках религиозного миропонимания понятие «духовный мир личности» связано с верой в Бога. Сущность этого мировосприятия чётко выразил митрополит Вениамин (И. А. Федченков, 1880-1961): «…всему есть причина и начало, нужна она и для мира, сам он из ничего не мог явиться, следовательно, нужно было творческое действие иной первопричины, т. е. Бога. Следовательно, Бог есть».

Немецкая классическая философия (XVIIXVIII вв.) поставила вопрос о сущности человека, о смысле его жизни на новый научный уровень. Одной из отличительных особенностей духовности человека, с точки зрения Г. Гегеля, является свобода. «Сущностью духа является свобода», — писал он в одном из своих философских трактатов (Гегель Г. Соч. — М.; Л., 1975. — Т. 8. — С. 17). С этой точки зрения духовный мир человека представляет собой свободный выбор в координатах добра и зла, а также поиск смысла жизни человеком, обретение им идеалов и ценностных ориентиров личного развития.

С точки зрения современной психологии понятие «духовный мир личности» связано с субъективным миром человека. Он не исчерпывается терминами «ум» и «душа». Духовность молено рассматривать как некий психический феномен, помогающий человеку познавать и преобразовывать самого себя и окружающий мир. Потребности, идеалы, мировоззрение, верования и интересы человека являются при таком подходе формами существования и проявления его духовного мира. Современные исследователи всё чаще склонны определять духовный мир человека как «…смысловую космогонию, соединение образа мира с нравственным законом личности» (Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации //Вопросы философии. — 1992. — № 12. — С. 21-29).

В рамках изучения данной темы важно обратить внимание учащихся на понимание таких терминов, как «человек», «индивидуальность» и «личность».

«Личность» как понятие не является тождественным слову «человек» или «индивидуальность». Человек как представитель рода Ното зар1еп8 обладает индивидуальными особенностями и характеристиками (характер, темперамент, внешние данные и др.), что выделяет его из ряда иных представителей этого вида. Личностными характеристиками человек начинает обладать лишь во взаимодействии с другими членами сообщества, группами и институтами, проявляя свои личностные характеристики на всех уровнях этого взаимодействия (социального, культурного, духовного и пр.). И именно на социальном уровне духовная жизнь личности приобретает особый смысл, так как помогает человеку выразить себя, вычленить из ряда иных людей и активно содействовать общественному благу (через свою деятельность, творчество, труд и социальную активность).

Далее школьникам предлагаются вопросы и задания:

  • Молено ли религиозного фанатика назвать духовным человеком? Приведите примеры религиозного фанатизма в прошлом и в наши дни.
  • Приведите примеры духовности и бездуховности в современном мире, оценив поступки людей с точки зрения общественного благополучия и нравственности. Почему философ Н. А. Бердяев всегда связывал духовность с преодолением эгоцентризма в человеке?
  • Что вы думаете о высказывании философа Л. П. Карсавина: «Личность ни духовна, ни телесна, но духовно-телесна»? Как вы понимаете духовную природу человека?
  • И. А. Ильин высказал как-то суждение о том, что изощрённая мысль без сердечности и совести порождает опасность и заблуждения (см.: Ильин И. А. О национальном призвании России// Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. — М., 1998). С этой точки зрения оцените действия догхан-теров. Что молено сказать о духовном мире этих людей?

В заключение этой части урока учащимся можно предложить прочесть фрагмент работы С. Н. Булгакова (с. 119) и сделать вывод о важности самосозидательной деятельности человека. Затем следует обратиться к рубрике «Вопросы и задания к документу».

  1. Учащимся рекомендуется работа с учебником (раздел «Духовные ориентиры личности», с. 111 -114), в ходе которой они обращаются к понятиям «мораль», «категорический императив», «идеал», «ценности», «патриотизм», « гражданственность », « самовоспитание ».

Далее рекомендуем предложить учащимся составить свою шкалу жизненных ценностей, проранжировав их индивидуально по степени значимости. Ранжирование осуществляется из следующей выборки (её рекомендуем написать на доске):

  • ценности жизни (сама жизнь, здоровье, мир);
  • материальные ценности (комфорт, деньги и пр.);
  • социальные ценности (карьера, признание и пр.);
  • духовные ценности (творчество, искусство, вера, любовь).

По окончании заполнения индивидуальной таблицы обсуждаются следующие вопросы:

  • Что является для вас приоритетным в шкале личностных ценностей и почему?
  • К какому разделу ценностей можно отнести патриотизм и гражданственность? Есть ли эти ценности в вашей индивидуальной таблице? Объясните фактор их присутствия или отсутствия.
  • Является ли самовоспитание и самосовершенствование личности для вас значимыми личностными ценностями и какое место они заняли в вашей шкале ценностей? Если они в ней не упомянуты, то с чем это связано?
  • Формируются ли ценности у личности самостоятельно, или на их формирование можно повлиять?
  • Как связаны ценности и идеалы личности? Кто является для вас идеалом и нужен ли идеал современному человеку? Влияет ли идеал на формирование вашей личности и системы жизненных ценностей?
  • Какие из приведённых ниже суждений представляются вам наиболее точными и почему? (Рекомендуем при изучении этой части задания организовать раздачу карточек с упомянутыми ниже высказываниями.)

«Мечты — это краеугольные камни нашего характера» (Г. Д. Торо, американский мыслитель и писатель XIX в.).

«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит» (св. Марк).

«Лучшая реформа в мире та, которая начинается с себя самого» (законы Ману — сборник древнеиндийских предписаний и правил брахманизма, приписывается мифическому прародителю людей Ману).

«А нравственность, влеченья, знанья

Зависят лишь от воспитанья»

(Себастьян Брант, немецкий писатель-гуманист XV в.).

«Проповедью должны быть наши жизни, а не наши слова» (Т. Джефферсон, 3-й президент США, автор проекта Декларации независимости США).

В заключение этой части урока учащимся рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки (1 — 5) и выполнить задания 1, 2.

  1. В ходе организации данной части урока рекомендуем предложить учащимся самостоятельное чтение раздела параграфа «Мировоззрение и его роль в жизни человека».

Далее проводится работа с документом: следует определить типы мировоззрения людей, ставших участниками событий, описываемых в следующем тексте:

«В 1929 г. на о. Соловки, в страшном Соловецком концлагере, с приближением Пасхи началось усиление репрессий… и антирелигиозная пропаганда. В антирелигиозный музей, помещавшийся в бывшем игуменском флигеле, ежедневно стали устраиваться «экскурсии»… Заключённым показывали «вскрытые» мощи преп. Зосимы и Савватия… Чекисты давали «объяснения», в шапках, с цигарками во рту, всячески подчёркивали своё богохульство.

А по ночам, в великой тишине и тайне, рискуя быть пойманными и запытанными до смерти, пробирались в этот «музей» заключённые священники, монахи и верующие миряне и, обливая кровавыми слезами оклеветанные раки преподобных, благоговейно молились и за себя, и за всю Россию» (Основы нравственности: учеб. пособие для школьников и студентов / авт.-сост. Р. В. Януш-кявичюс, О. Л. Янушкявичене. — М., 2000. — С. 490).

Вопросы и задания к тексту: 1. Что делает мировоззрение человека столь важным основанием его духовности, что он готов его отстаивать даже иногда ценой собственной жизни? Проанализируйте иные примеры подобного противостояния в истории цивилизаций. 2. Есть ли для вас столь важные аспекты вашего мировоззрения, которые вы готовы отстаивать при любых обстоятельствах? 3. Согласны ли вы с тем, что «сквозь поступки проступают души, как сквозь бинты сочащаяся кровь…» (из современной песни)? Всегда ли духовный мир личности можно «раскодировать» через поступки? Приведите доводы за и против в зависимости от вашей точки зрения.

Далее целесообразно выявить отличительные черты современного мировоззрения старшеклассников. Для сильных учеников, наиболее заинтересованных в изучении данного предмета, предлагается самостоятельно провести исследование, а именно анонимное анкетирование старшеклассников, и проанализировать полученные данные (возможна подготовка доклада по результатам анализа полученных данных на конференции как одном из вариантов проведения урока). Вариант анонимной анкеты для старшеклассников:

  1. Класс, пол.
  2. Есть ли у Вас идеал? Если есть, то кто им является?
  3. Влияет ли идеал на формирование ваших жизненных целей и ориентиров и каким образом?
  4. Что в большей степени характерно для системы Вашего мировоззрения: научная или религиозная составляющая? Если они существуют на паритетных началах, то укажите это.
  5. Важен ли для Вас посыл о необходимости самовоспитания в сфере нравственности? Если да, то почему?
  6. Кто в большей степени повлиял на формирование Вашего обыденного (житейского) мировоззрения? Перечислите наиболее важные его составляющие.
  7. Что наиболее важно для Вас в системе Вашего мировоззрения в целом и что Вы готовы отстаивать, идя на любые трудности, лишения и даже потери?

Благодарим Вас за участие в нашем анкетировании.

Этап закрепления

В целях закрепления изученного материала учащимся предлагается ознакомиться с рубрикой «Практические выводы» (с. 118) и ответить на вопросы 6, 7, 8 рубрики «Вопросы для самопроверки».

Этап закрепления полученных знаний реализуется в формате подготовки домашнего задания, а также проведения конференции или диспута (по выбору учащихся или рекомендации учителя).

Домашнее задание

1-й вариант. Выполнить задания 3, 4 и 5 (с. 120). Написать эссе на тему, обозначенную в рубрике «Мысли мудрых» (с. 120).

2-й вариант (для организации конференции). Изучить особенности мировоззрения старшеклассников (анонимная анкета, см. выше). Полученные данные представить в виде доклада, проанализировав их и обобщив (групповой проект).

Подготовить сообщения по одной из следующих тем:

  • Роль обыденного мировоззрения в нашей жизни: примеры, анализ, выводы.
  • Влияние научного мировоззрения на формирование нашего духовного мира.
  • Религиозное и научное мировоззрение: логика взаимодействия или противостояния в современном мире?

Тема сообщения выбирается самостоятельно учащимися, также самостоятельно формируются ими и исследовательские группы.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Человек в XXI в. (Заключение)

I. Требования к результатам изучения темы Изучение темы вносит вклад в достижение результатов личностных: — …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *