Восстание Спартака

Урок истории в 5 классе

Цели: подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.

Оборудование: карта «Римская республика в III-I вв. до н. э.», картина «Бой Спартака с римским отрядом».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Земельный закон братьев Гракхов»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 44.

КАРТОЧКА № 44

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев?»

Для этого вспомни:

— Кто наживался на военных походах?

— Что видел воин-земледелец дома, вернувшись из похода?

— Почему земледельцы продавали свои участки и уходили в город?

— Почему армия римлян ослаблялась?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Римский легионер на долгие годы оставлял свой земельный надел. Завоевывая чужие земли, он практически ничего не получал, все захватывали богачи-аристократы. Вернувшись домой, он находил свой участок запущенным. Если он приводил его в порядок, то продукция, полученная с этого участка, не могла конкурировать с той, которая получалась дешевым рабским трудом. В результате крестьяне разорялись. Они вынуждены были уходить в город. Кроме того, армия ослаблялась, так как такие граждане не могли служить в армии. Таким образом, все это побудило братьев Гракхов начать борьбу за защиту земледельцев.

2. Работа с классом.

а) Дискуссия по проблеме.

— Кто были братья Гракхи — консерваторы, реформаторы или революционеры? (Они были консерваторы, ибо они пытались сохранить ведущую роль римских крестьян — «фермеров» в таком обществе, где лидерами новой экономики стали всадники — «капиталисты». Всадники — это богатые граждане, способные купить боевого коня и латы. Позднее всадники стали вкладывать свой капитал в мастерские, в откуп налогов и постепенно стали важнейшим сословием в Риме.)

б) Решение задачи.

— Почему братья Гракхи не догадались (или не сумели) провести военную реформу и этим обеспечить себе поддержку армии? (Гракхи стали трибунами потому, что были тесно связаны с римским плебсом. Именно поэтому они не могли иметь тесных связей с командным составом армии — он в ту пору состоял из патрициев.)

3. Устный ответ ученика по карточке № 44, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как жили простые земледельцы. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть их к рабовладельцам росли. Наконец в 74-71 гг. до н. э. Спартак возглавил восстание рабов.

— Выясним, как проходило восстание Спартака.

IV. Изучение новой темы

План

1) Причины восстания.

2) Ход восстания.

3) Причины поражения.

4) Героическая личность Спартака.

На доске: тема урока, новые слова: г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпеи, Везувий.

1. Работа с историческим документом.

Плутарх. Марк Красс, 8-11

…Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве…

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 211-212.

2. Беседа по вопросам к документу.

— Почему началось восстание рабов в городе Капуе? (Недовольство рабов, попавших в школу гладиаторов, тем, что их насильно сюда привезли и начали обучать военному делу. Кроме того, несправедливость хозяина по отношению к ним.)

— Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200 рабов, но сбежали только 78.)

— Чем были вооружены восставшие рабы? (Кухонными ножами, вертелами.)

— Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (Предводителей было выбрано 3 человека, но первым из них был Спартак.)

— Что рассказывает Плутарх о Спартаке. (Спартак — из Фракии, смелый, сильный.)

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать пп. 2, 3 на с. 235-236 Вигасина или пп. 3, 4 на с. 261-263 Михайловского.

4. Беседа по прочитанному и работа по карте (с. 237 Вигасина или с. 262 Михайловского).

— Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)

— Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны.)

— Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)

— Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на о. Сицилия.)

5. Рассказ учителя.

Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Он сумел «запереть» восставших на юге Апеннинского полуострова, создав сильное военное укрепление. Пираты, у которых Спартак хотел за плату взять суда, его обманули. Восставшие попали в западню. На помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Восставшие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Вот что пишет об этом Плутарх:

«Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие и не замечая ран; однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1987. С. 215.

V. Закрепление изученного материала

— Почему восстание Спартака потерпело поражение?

Ответы:

а) Войско Спартака уступало по своей организации регулярной армии римлян,

б) У Спартака не было четкого плана действий,

в) Восставших обманули пираты.

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 51 Вигаснна или § 46 Михайловского; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 79 (с. 58-59); составить рассказ от имени гладиатора о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия; подготовить сообщение о гибели Цезаря (в рамках учебника) — 1 ученик.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *