Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Цели урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; проанализировать причины экономического кризиса начала XVI в.; выявить специфику народных выступлений.

Основные знания: цели внутренней политики правительства Бориса Годунова; введение пятилетнего сыска беглых крестьян; учреждение патриаршества; новые направления внутренней политики Бориса Годунова; основные направления внешней политики и успехи в ней; пресечение династии Рюриковичей; особенности воцарения Бориса Годунова на московском престоле; причины экономического кризиса начала XVI в.; народные выступления против правящего режима; появление первого самозванца.

Внутрипредметные связи: история России: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.

Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Смутное время в России начала XVII в.».

Персоналии: Фёдор Иванович, Борис Годунов, патриарх Иов, Мария Нагая, царевич Дмитрий, Фёдор Никитич Романов (Филарет), Лжедмитрий (Григорий Отрепьев).

Ключевые понятия: «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец.

Даты и события: 1589 г. — учреждение патриаршества в России; 1590-1593 гг. — война со Швецией; 1591 г. — смерть царевича Дмитрия, пресечение династии Рюриковичей; 1597 г. — указ об «урочных летах»; 1598 г. — смерть Фёдора Ивановича, избрание на престол Бориса Годунова; 1601-1603 гг. — голод в России; 1604-1605 гг. — поход Лжедмитрия на Москву; 1605 г., апрель — смерть Бориса Годунова.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): раскрывать суть противоречий, существовавших в русском обществе в конце XVI в.; характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова и давать им оценку; объяснять значение понятий «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванец.

Основные сведения

После смерти Ивана Грозного царём стал его сын Фёдор, но фактическим правителем государства был боярин Борис Годунов, шурин царя (брат царицы).

Перед новым правительством встали две главные задачи: восстановление хозяйственной жизни и сплочение верхушки общества, в связи с чем указ о «заповедных летах», который рассматривался вначале как временная, чрезвычайная мера, стал действовать постоянно. В 1597 г. был издан указ об «урочных летах», устанавливавший пятилетний срок сыска беглых крестьян.

Эти меры, хотя и вызывали недовольство крестьян, способствовали укреплению поместного и вотчинного хозяйства. Страна стала выходить из разорения и разрухи.

Кроме того, политика Бориса Годунова характеризовалась рядом принципиально новых моментов. Впервые была предпринята попытка ликвидировать культурное отставание России от Запада. С этой целью в Москву приглашались иностранные специалисты (особенно медики), а группа дворянских детей была отправлена учиться за границу. Царь Борис намеревался открыть по всей стране школы, а также университет в Москве.

Учреждение патриаршества в 1589 г. укрепило престиж и духовную независимость страны. Годунову удалось не только стабилизировать внешнеполитическое положение России, но и возвратить в результате войны со Швецией 1590-1593 гг. Иван-город, Ям, Копорье и Корелу.

В 1598 г. Земский собор избрал царём Бориса Годунова. Однако положение нового царя было крайне нестабильно. В глазах части населения, особенно знати, он так и не обрёл легитимности. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия. Не добавляла популярности и политика закрепощения крестьян. Окончательному падению престижа Годунова способствовал неурожай 1601-1603 гг. и начавшийся в стране голод. Только в Москве от него умерло 127 тыс. человек. По стране прокатилась волна народного недовольства. Всё это послужило почвой для появления в России первого самозванца.

План изучения нового материала:

  1. Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.
  2. Внешняя политика Бориса Годунова.
  3. Пресечение династии московских правителей.
  4. Царь Борис.
  5. Экономические трудности. Народные выступления.
  6. Самозванец.

Ход урока

Урок целесообразно начать с беседы, актуализирующей знания, полученные учащимися ранее.

Вопросы и задания для учащихся:

Какой период в истории нашего государства вы изучили в 6 классе? 2. Попытайтесь выделить основные этапы в историческом развитии страны в то время. 3. Вспомните имена первых русских правителей. Какой след в истории страны они оставили? 4. Назовите основные политические и социально-экономические особенности Древнерусского государства. 5. Назовите причины раздробления Древнерусского государства. 6. Каковы были взаимоотношения русских земель с соседними народами? 7. Назовите наиболее характерные черты зависимости Руси от Золотой Орды. 8. Каковы были причины возвышения Москвы? 9. Когда была ликвидирована зависимость Руси от Орды? 10. В каком направлении развивалась политическая жизнь страны после освобождения от ордынской зависимости? 11. Перечислите итоги правления Ивана Грозного.

1. О внутренней политике Бориса Годунова в основном рассказывает учитель. Часть материала учащиеся могут освоить самостоятельно, изучая документы, представленные в § 1 учебника, работая с картой «Смутное время в России начала XVII в.» (с. 27 учебника).

Далее учащиеся заполняют таблицу:

Внутренняя политика Бориса Годунова

 Основные задачи внутренней политики  Мероприятия Их значение
 1. Преодолеть разруху и восстановить нормальную хозяйственную жизнь.
 2. Сплотить верхушку общества.
 3. Ликвидировать культурное отставание России от Запада.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Какой документ и как впервые ограничил свободу крестьян? 2. Какие ограничения свободы крестьян проводились во время правления Ивана Грозного? 3. Прочитайте отрывок из «Указа о пятилетнем сыске беглых крестьян» (с. 13 учебника). Как изменилось положение крестьян согласно этому документу? 4. На карте (с. 27 учебника) найдите крепости, возведённые при Борисе Годунове. Какие цели преследовало развёрнутое при Годунове каменное строительство? Какие архитектурные сооружения появились в этот период в Москве? 5. Какие мероприятия свидетельствуют о том, что Борис Годунов пытался ликвидировать культурное отставание России от Запада? 6. Каково значение учреждения патриаршества в России?

2. Учащиеся выполняют задание 5 к § 1 рабочей тетради.

3. Этот пункт плана учащиеся изучают самостоятельно, работая с текстом учебника и отвечая на вопрос 2 к § 1 учебника.

4. Материал объясняет учитель. В дополнение к тексту учебника необходимо рассказать об эпизоде, свидетельствующем о желании Бориса Годунова укрепить своё положение на русском престоле:

В марте 1598 г. Борису представилась возможность доказать русскому народу, что он не зря занял престол московских государей — освободителей от ордынцев.

До Москвы стали доходить слухи о намерении крымского хана Казы-Гирея идти походом на столицу. Борис собрал дворянское ополчение и выехал навстречу ожидаемому неприятелю. Он разбил лагерь на реке Оке, в районе Серпухова, и два месяца ждал хана, хотя уже и получил известие о том, что хан идти на Москву передумал. Сторонники царя тем временем убеждали москвичей в том, что хан испугался Бориса. Москва встречала Годунова как героя.

Вопросы для учащихся: 1. Какой порядок наследования престола существовал в Российском государстве в XVI в.? 2. Какие новые явления в политической жизни обнаружились при воцарении Бориса Годунова? 3. Вспомните, что такое Земский собор. Когда впервые он был созван? Кто в него входил? Какими функциями он обладал? 4. Почему Земский собор избрал царём именно Бориса Годунова? 5. Почему Борис Годунов сначала отказывался от русского престола? 6. Какие меры предпринял Годунов для того, чтобы обосновать законность своего нахождения на престоле? 7. Были ли иные претенденты на русский престол? Как поступил с ними Борис?

5. Материал объясняет учитель. Рассказ учителя чередуется с беседой с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Какие меры предпринял Борис Годунов во время голода? Каковы их эффективность и последствия? 2. Какие факты свидетельствуют о широком масштабе народных выступлений? 3. Какие районы страны стали очагами наибольшего народного недовольства? 4. Какие слои населения и почему были возмущены политикой Бориса Годунова? 5. Какие причины привели к падению авторитета царя?

6. Учитель характеризует личность первого самозванца, по карте «Смутное время в России начала XVII в.» показывает направление похода Лжедмитрия I на Москву. Свой рассказ учитель чередует с беседой с классом.

Вопросы для учащихся: 1. Каковы причины появления первого самозванца? Какую цель он перед собой ставил? 2. Какие методы для достижения своей цели использовал самозванец? 3. Почему Лжедмитрия поддержал простой народ, бояре?

В конце урока целесообразно обсудить с учащимися проблемные вопросы: почему некоторые историки называют Бориса Годунова «несостоявшимся реформатором»? Какие обстоятельства помешали Годунову осуществить свои намерения?

Выводы. Первые годы правления Бориса Годунова были отмечены успехами как во внутренней, так и во внешней политике России. Но в начале XVII в. ситуация резко изменилась — в стране разразился голод, вспыхнули народные волнения, обострилась борьба за власть в государстве.

Домашнее задание: § 1, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1-4 к § 1.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *