Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Урок истории в 5 классе

Цели: изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.

Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.» или карта «Римская республика в III — I вв. до н. э.».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.

КАРТОЧКА № 42

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы».

Для этого вспомни:

— Почему началась война между Римом и Карфагеном?

— Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию?

— Кто помог войскам Ганнибала?

— Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал?

Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?

Примерный ответ учащегося

Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересеклись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганнибал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Альпы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял половину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целеустремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали местные жители, на которых он рассчитывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.

2. Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.

КАРТОЧКА 1

Многие годы прошли с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».

— Объясните смысл этой поговорки.

Примерный ответ учащегося

Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал римлян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка — напоминание об опасности, которая может возникнуть в любой момент.

КАРТОЧКА 2

Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».

— Остался ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древности его можно сравнить?

Примерный ответ учащегося

Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, но не попасться в руки противника. Сравнить его можно с Александром Македонским.

3. Работа с классом. Решение задач.

— Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию? (Надо подружиться с воинственными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провести свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря, и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные галлы помогут сильным врагам Рима.)

— Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому — по морю? (После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганнибала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.)

— Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Северной Африке слоны не водятся? (Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее — в степях южнее Атласских гор.)

4. Устный ответ ученика по карточке № 42, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

После победы над Карфагеном Рим решил продолжить борьбу за расширение своих территорий. Сфера его интересов — восточное побережье Средиземного моря.

— Какие государства смог подчинить себе Рим в Восточном Средиземноморье?

IV. Изучение новой темы

План

1) Покорение Македонии, Сирии и Египта.

2) Разрушение Коринфа и Карфагена.

3) Итоги завоеваний.

На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать текст § 48 Вигасина или § 43 Михайловского, заполнить таблицу в тетрадях.

Покоренные Римом государства Результат
1.
2.
3.

2. Работа по карте (с. 221 Вигасина).

— Каким знаком на карте обозначены направления завоевательных походов римлян? (Красной стрелкой.)

— Каким цветом обозначены территории, захваченные Римом в период республики? (Желтым цветом.)

— Какие территории покорены Римом с середины III в. до н. э. по 31 г. н. э.? (Испания, Галлия, Греция, западная часть полуострова Малая Азия, Карфаген, Кирена, о. Кипр, г. Тир.)

— Какие территории обозначены зеленым цветом? (Территории, завоеванные в период Римской империи.)

3. Рассказ учителя.

Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завоеваний?

1) Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.

2) Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие — обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.

3) Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.

4) Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

5) Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.

V. Закрепление изученного материала

— Что такое триумф? (Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.)

— Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)

— Про наместников, которые управляли провинциями, римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах? (Победители обогащались за счет покоренных народов.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 48 Вигасина или § 43 Михайловского; придумать рассказ, используя иллюстрации на с. 224-225 Вигасина о том, как воевала римская армия; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 70 (с. 52).

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Check Also

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *