Сословный быт. Обычаи и нравы

Цели урока: показать учащимся сословный характер бытовой культуры российского общества XVII в.; выявить общее и особенное в повседневном быте, обычаях и нравах различных категорий населения.

Основные знания: изменение облика царского двора в условиях оформления самодержавия; специфика боярского и дворянского быта; перемены в повседневной жизни посадского населения; быт и обычаи российского крестьянства.

Образовательная среда: учебник, репродукции картин А. П. Рябушкина «Московская улица XVII века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», В. И. Сурикова «Изба», «Старик-огородник».

Внутрипредметные связи: Новая история: повседневная жизнь европейцев в XVII в.

Ключевые понятия: изразцы, парча, тафта.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоёв русского общества, традиции и новации XVII в.; приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в.; давать определения понятиям изразцы, парча, тафта.

Основные сведения

Оформление самодержавия в России в XVII в. изменило обычаи, нравы и быт царского двора.

Немало нового появилось и в повседневном быту бояр и богатых дворян, дворы которых представляли собой подобие царского, только в миниатюре.

Быт горожан был гораздо скромнее. У них на подворье находилось несколько различных строений — жилой дом с сенями, клетью и подклетом, хозяйственные постройки: баня, конюшня, сарай. В XVII в. дома горожан стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», где, в отличие от «изб чёрных», дым из печи стал выводиться через трубу.

В XVII столетии зажиточные горожане стали возводить кирпичные жилые дома и хозяйственные постройки. Горожане победнее жили в деревянных домах, и их быт мало чем отличался от крестьянского.

Почти не изменился быт крестьян — основной части населения страны.

План изучения нового материала:

  1. Царский двор.
  2. Боярский и дворянский быт.
  3. Жизнь посадского населения.
  4. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.

Ход урока

1. Рассказ о царском дворе учитель может построить, опираясь на репродукцию картины В. И. Сурикова «Посещение царевной женского монастыря» (с. 94 учебника).

Можно также начать заполнение таблицы:

Быт XVII в.

 Сословия  Одежда  Еда  Жилище  Развлечения
 Царь и его семья
 Бояре и дворяне
 Посадское население
 Крестьяне

Для лучшего представления об особенностях жизни царского двора учащимся можно предложить прочитать отрывок из книги историка И. Е. Забелина «Домашний быт русского народа» (с. 101 учебника) и ответить на вопросы к нему.

2. При объяснении материала о боярском и дворянском быте учитель для наглядности может использовать репродукции картин А. П. Рябушкина «Московская девушка. XVII век» (с. 97 учебника), «Московская улица XVII века в праздничный день», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Желательно обсудить эти картины с классом.

Вопросы и задания для учащихся: 1. Представители каких сословий изображены на картине? Как вы это определили? Опишите их одежду и внешний вид. 2. Как они себя ведут в отношении окружающих?

Также можно организовать работу учащихся с отрывком из записок А. Олеария «О русских людях» (с. 100- 101 учебника).

3. Картина А. П. Рябушкина «Семья купца XVII века» (её репродукция помещена на с. 49 учебника) наглядно показывает жизнь посадского населения. По репродукции этой картины с учащимися организуется беседа.

Вопросы для учащихся: 1. Кто изображён на этом полотне? 2. Во что одеты персонажи картины? 3. Как вы определили их жизненный уровень? 4. Какие черты характера могут быть присущи этим людям?

4. Говоря о быте и обычаях крестьян, целесообразно использовать иллюстрации на с. 98 учебника и репродукции картин В. И. Сурикова «Изба» и «Старик-огородник».

Выводы. Новые явления в повседневной жизни касались преимущественно лишь господствующих сословий. Уклад жизни большинства населения России продолжал оставаться традиционным.

Домашнее задание: § 11, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1-5 к § 11.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *