Счет лет в истории

Урок истории в 5 классе

Цели: сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.

Оборудование: лента времени на доске, карточки с названием изученных событий.

Информация для учителя

Вопрос об измерении времени годами, веками, тысячелетиями уже знаком учащимся 5-го класса из ранее изученного материала (пропедевтического курса истории и математики 3-го класса). Кроме того, учащиеся дома уже прочитали текст изучаемого на этом уроке параграфа. Поэтому целесообразно опираться на имеющиеся у них знания по теме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

Задача для учащихся: научиться вести счет лет в истории.

План

1) Годы, века, тысячелетия.

2) Как считали время в древности?

3) Современное летоисчисление.

На доске: тема урока, изображена лента времени.

1. Беседа по вопросам.

— Сколько дней в году?

— Век — это сколько лет?

— Тысячелетие — это сколько веков?

— В каком веке мы живем?

— Какой год был последним в XX в.?

— К какому веку относятся:

998 г.-…в.

1147 г.-… в.

1941 г.-…в.

1917 г.-… в.

1242г.-… в.

356г.-… в.

— Какой век будет следующим?

— В каком году начался XXI век?

2. Работа в тетрадях.

Задание: в хронологической последовательности разместите на ленте времени даты, которые мы уже изучили:

а) появление человека на Земле — 2 млн лет тому назад;

б) появление «человека разумного» — 40 тыс. лет назад;

в) появление скотоводства и земледелия — 10 тыс. лет назад;

г) обработка меди — 9 тыс. лет назад;

д) появление ледника — 100 тыс. лет назад.

3. Сообщение по теме «Как считали время в древности».

Счет лет, которым пользуются современные люди, связан с верой в Иисуса Христа. Первым в нашем летоисчислении считается год рождения Христа. Но так было не всегда. Древние египтяне, например, начинали отсчет лет заново каждый раз с правления нового фараона (так назывались цари Египта). Древние римляне вели отсчет времени от основания Рима (753 г. до. н. э.). В жизни древних греков очень важное место занимали Олимпийские игры, поэтому они вели свое летоисчисление по олимпиадам. Допетровская Русь считала годы «от сотворения мира». Можно представить, как трудно было установить, когда происходило то или иное событие. Например, чтобы перевести счет по олимпиадам на современный, надо умножить число прошедших олимпиад на 4, прибавить уменьшенное на единицу число лет текущей олимпиады и полученную сумму вычесть из 776, если событие произошло осенью или зимой, и из 775, если весной или летом. Трудно даже прочитать это, не говоря уже о самих расчетах.

Вот и предложила христианская церковь создать единую систему отсчета лет: «Пусть год рождения Христа будет первым, следующий — вторым и т. д.». Постепенно такой счет лет приняли в большинстве стран мира (в России он принят с 1700 г.). Время от рождения Христа до наших дней мы называем нашей эрой, а если какое-то событие произошло раньше рождения Христа — мы говорим «до нашей эры». Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин мог ему возразить: «Нет, это было в 273 г. от основания Рима». А мы с вами сказали бы им обоим: «Не спорьте, вы оба правы. И было это событие, о котором вы говорите, в 480 году до нашей эры».

Так была создана общая система летоисчисления, удобная для всех.

Громов А.В., Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. М., 1996. С. 31-32.

4. Рассказ учителя.

Вы уже поняли, что счет лет велся в разных странах по-разному. Естественно, это было неудобно. Один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса, т. к. христианская религия стала распространяться по многим странам мира. Время, исчисляемое от Рождества Христова, называется нашей эрой (сокращенно н. э.). Продолжается она более 2000 лет.

III. Закрепление изученного материала (задания на выбор учителя)

1. Рабочая тетрадь (вып. 1), задания № 17, 18, 19 (с. 17).

2. Сосчитайте:

— Сколько прошло лет с первого года нашей эры до сегодняшнего дня? Сколько это составляет полных веков? Какой сейчас идет век? (2003 года, 20 веков, XXI век.)

— Когда было первое упоминание о Москве (в каком году, веке, тысячелетии)? (В 1147 году, XII веке, во II тысячелетии.)

— Какой год был раньше и на сколько раньше — 65 г. до н. э. или 40 г. н. э. Объясните, как вы сосчитали. (65 г. до н. э. был раньше на 105 лет.)

— В 1985 году были найдены останки двух захоронений, которые пролежали в земле 784 года — первое и 920 лет — второе. Какое из них было сделано раньше и на сколько раньше? (Второе захоронение было сделано раньше на 136 лет.)

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание: рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 19; индивидуально подготовить сообщение о природных условиях Египта.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *