Рабство в Древнем Риме

Урок истории в 5 классе

Цели: ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.

Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.» или карта «Римская республика в III — I вв. до н. э.», картина «Продажа рабов».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 43.

КАРТОЧКА № 43

Подготовь рассказ о том, как воевала римская армия.

Для этого вспомни:

— Какие государства смог подчинить себе Рим во II в. до н. э.? (Воспользуйся картой.)

— Какие технические приспособления использовали римляне?

— Как были вооружены воины Рима?

— Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

Во II в. до н. э. римляне начали завоевательную политику в Восточном Средиземноморье. Они смогли покорить Македонию, Грецию, Сирию, разрушили Карфаген и Коринф. Подчинить эти государства они смогли благодаря своей армии. В армии использовались стенобитные машины, лестницы для штурма стен, машины для метания камней и специальные устройства для штурма стен городских крепостей. У воинов было длинное копье, короткий меч, щит и шлем. Чаще всего войско римлян использовало наступательную тактику.

2. Работа с классом. Решение задач.

— Почему правители Карфагена не посылали Ганнибалу в Италию достаточных подкреплений? Как Ганнибал обходился без этих подкреплений? (В Африке Карфаген имел немного войск. Правители города завидовали успехам Ганнибала и боялись, что в случае полной победы он захватит единоличную власть. Ганнибал держался благодаря союзу с галлами и поддержке частью италиков.)

[…]

Чтобы сделать бои более интересными, в них выпускали друг против друга гладиаторов разных категорий; например, ретиарий мог сражаться с мурмиллоном. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь. Так принято считать, но мы не располагаем никакими сведениями, подтверждающими это.

Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. После побед во многих боях гладиатору иногда вручали деревянный меч, что служило символом его свободы. Многие гладиаторы, получившие свободу, становились тренерами в специальных гладиаторских школах.

Маркс Э. Римляне. М., 1997. С. 59.

5. Закрепление изученного материала

Решение задач.

1. Сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпеи в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.

— Какие выводы можно сделать из этих данных? (Постепенно рабов в Риме становилось больше, чем коренных жителей. Это грозило сильными социальными потрясениями.)

2. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. В период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала.

— Какие рабы ценились особенно дорого? (Рабы, привезенные из Греции, физически сильные рабы.)

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание: повторить § 44-48 Вигасина или § 38-43 Михайловского; подготовиться к контрольному тесту.

About ayratmusin

Автор блога "Учитель в небольшом городе"

Смотрите также

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

Технологическая карта урока истории в 7 классе по ФГОС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *